Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-405/2019 ~ М-181/2019 от 04.02.2019

Дело № 2 – 405/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 марта 2019 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Ярыгиной Т.В.,

с участием помощника прокурора космодрома «Восточный» Бондарева Д.А., представителей ответчика Краева В.В., Браун Е.А., Суетиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации, к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о возложении обязанности провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц, на незавершенные строительством объекты,

установил:

Прокурор космодрома «Восточный», действующий в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с иском к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о возложении обязанности провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц, на незавершенные строительством объекты.

В ходе рассмотрения дела прокурор космодрома «Восточный» в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования.

В иске и уточнениях к нему прокурор космодрома «Восточный» Вепрев П.В. в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой космодрома «Восточный», в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения требований федерального, градостроительного законодательства, на территории ЗАТО Циолковский, в ходе которой установлено, что требования законодательства исполняются не в полном объеме.    

Так, в ходе проведенной проверки установлено, что строительство объектов в рамках обозначенного государственного контракта осуществлялось на основании выданного согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство. В настоящее время разрешение на строительство продлено до --, строительная площадка передана в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» -- по акту передачи строительной площадки.

На основании акта передачи строительной площадки от -- Заказчик передал, а Подрядчик принял под строительство объекта государственного контракта -- от -- земельный участок с кадастровым номером -- общей площадью -- общей площадью 251049, 0 кв. м., --. При этом, поселок Углегорск имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) с --.

По данным реестра зарегистрированных в Государственном каталоге географических названий объектов по состоянию на -- в Амурской области находится географический объект город Циолковский (peг. --), расположенный в ЗАТО Циолковский (peг. --). Основанием для внесения указанных географических объектов является Закон Амурской области от -- ---ОЗ «О преобразовании поселка Углегорск Амурской области», а также Федеральный закон от 30.12.2015 № 411-ФЗ «О присвоении образованному в Амурской области городу наименования - Циолковский». В связи с чем, в настоящее время выше обозначенные земельные участки под строительство находятся на территории г. Циолковский.

    На момент проводимой проверки было установлено, что цена обозначенного государственного контракта -- от -- составляет 8 979 353,4 тыс. рублей, объект за счет средств федерального бюджета профинансирован на сумму 8 349 017,5 тыс. рублей, принято работ по форме КС-3 на сумму 6 415 473,4 тыс. рублей, неотработанный аванс ФГУП «ГВСУ по СО» перед ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» составляет 1 933 544,1 тыс. рублей.

При этом, Указом Президента РФ от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания, реализация государственного контракта -- от -- осуществляется в рамках данного указа.    

Распоряжением Правительства РФ от -- ---р создано Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции Заказчика - застройщика (далее - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», Учреждение, Дирекция, Заказчик).

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -- ---рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (далее - Устав Дирекции).

Пункт 2.1. Устава гласит, что Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017- 2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

В настоящее время установлено, что на строительной площадке государственного контракта ---ИВ006/13/203 от -- находятся объекты, на которых строительство не ведется длительное время, беспрепятственный доступ посторонних лиц на объекты не ограничен, а часть выполненных работ принята Заказчиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»: ГП 1 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; ГП 2 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; ГП 3, работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; ГП 8: работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 75 %; ГП 23 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 60 %; ГП 27 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 10 %; ГП 28 работы не ведутся с мая 2017 года, строительно-монтажных работ выполнено на - 28 %; ГП 31 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 50 %; ГП 32 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 80 %; ГП 36 работы не ведутся с -- строительно-монтажных работ выполнено на - 80 %.

В ходе проведенного -- осмотра строительной площадки обозначенного государственного контракта совместно с сотрудниками ОМВД России по ЗАТО Циолковский, представителя филиала ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» установлено, что в ходе осмотра объектов (ГП 1, ГП 23, ГП 3, ГП 31, ГП 2), расположенных в 50 метрах северо-восточнее административного здания (ГП 49) администрации ЗАТО Циолковский по периметру всей территории на которой расположены строящиеся объекты частично отсутствует ограждение: ГП 1, не закрыт подъезд --, с западной стороны между ГП -- и ГП -- в ограждении в двух местах имеется проход; с западной стороны от объекта располагаются вагончики и материальные ценности, принадлежащие ФГУП ГВСУ по специальным объектам, территория не огорожена, имеется свободный доступ к материальным ценностям, что может привести к хищениям; ГП 23, с восточной стороны не огорожен, со стороны пересечения улиц Магистральной и жилой застройки ;ГП 31, подъезды -- и -- не закрыты, имеется свободный доступ в дом, с восточной стороны между ГП -- и ГП -- отсутствует ограждение, с северной стороны стоит вагончик, на котором имеется табличка с надписью «Штаб строительства ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», который не огорожен и ни кем не охраняется; ГП 2, с восточной стороны отсутствует ограждение; ГП 3 частично отсутствует ограждение; ГП 28 и ГП 27 огорожены со стороны жилой зоны с восточной стороны, с северной, южной и западной сторон ограждение отсутствует, вход на объект ни чем не закрыт.

Как установлено в ходе проверки строительные работы на объектах не производятся, однако они не законсервированы, решение о консервации объектов Заказчиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» не принято. Из информации предоставленной ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» следует, что до настоящего времени не выполнено ограждение строительной площадки, чем обеспечен беспрепятственный доступ на объект посторонних лиц, о чем в адрес Генподрядчика выдано Заказчиком предписание от -- -- «Строительная площадка не огорожена, отсутствуют предупреждающие знаки и информационные щиты.

Таким образом, установлено, что доступ каких-либо лиц к объекту Генподрядчиком не ограничен, отсутствует надлежащее ограждение в нарушение требований ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, сохранность имущества надлежащим образом не обеспечена.

Согласно п.п. 2.2.1., 2.2.2. ГОСТ 23407-78. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от -- --.2.1. ограждения должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления.

Высота панелей должна быть: защитно-охранных (с козырьком и без козырька) ограждений территорий строительных площадок - 2,0 м; защитных (без козырька) ограждений территорий строительных площадок - 1,6 м; то же, с козырьком - 2,0 м; защитных ограждений участков производства работ - 1,2 м. Высота стоек сигнальных ограждений должна быть 0,8 м.

При этом, ФГУП «ГВСУ по СО» ранее установленное ограждение строительной площадки не носящее декоративный характер, принятое в качестве надлежаще выполненных работ ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по акту о приемке выполненных работ за июнь 2014 года по форме № КС-2 на сумму 4 368 791,88 рублей, было демонтировано, а ограждение установленное в настоящее время, не обеспечивает беспрепятственный доступ посторонних лиц на строительную площадку, тем самым устанавливая риски порчи и хищения уже выполненных, принятых и оплаченных за счет Федерального бюджета конструктивных элементов недостроенных многоквартирных жилых домов (к примеру по многоквартирному жилому дому по ГП 23 оконные блоки из ПВХ профилей, установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах балконных в каменных стенах выполнены, приняты и оплачены, учитывая строительную готовность вышеуказанных объектов незавершенных строительством от 10 до 80 %, то в каждом недостроенном многоквартирном жилом доме имеются конструктивные элементы, которые, не смотря на их приемку и оплату могут быть уничтожены, повреждены, украдены).

По состоянию на -- все муниципальные квартиры заселены, в жилых помещениях многоквартирных домов проживает 164 семьи с детьми. Общая численность граждан, имеющих регистрацию составляет 959 человек, из них 269 несовершеннолетних. Обозначенные жилые дома граничат непосредственно со строительной площадкой, ненадлежащее выполнение мероприятий по ограничению беспрепятственного доступа посторонних лиц, не только способствует угрозе хищению имущества, но и создает потенциальную угрозу проникновения на территорию строительной площадки граждан, в том числе несовершеннолетних, проживающих в муниципальных домах, которые могут попасть в ситуацию, угрожающую их жизни и здоровью, что недопустимо.

Таким образом, Генподрядчиком ФГУП «ГВСУ по СО» не принято необходимых мер по ограничению доступа посторонних лиц на объекты строительства, надлежащим образом не огорожена строительная площадка, требования Заказчика о проведении данных мероприятий грубо игнорируются, либо исполняются формально.

В свою очередь, проводимые Заказчиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» мероприятия по продолжению строительства объектов обозначенного государственного контракта не имели должного эффекта и не достигли конечного результата. При этом, несмотря на предпринятые Заказчиком действия обозначенные многоквартирные жилые дома остались в неопределенном состоянии между необходимой консервацией объекта и необходимым строительством объекта, а фактически объектами незавершенного строительством -«долгостроем».

В связи с не принятием самостоятельных мер, в том числе по понуждению Генподрядчика надлежащим образом провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц, объекты строительства в настоящее время представляют собой угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц на территории ЗАТО Циолковский, что недопустимо.

Кроме того, учитывая задолженность ФГУП «ГВСУ по СО» перед ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по обозначенному государственному контракту в размере 1 975 128,7 тыс. рублей, имеются все риски возникновения таких фактов, что при передаче строительной площадки от Генподрядчика к Заказчику, поврежденные (украденные) в результате возможных действий неограниченного круга лиц, пользующихся ситуацией неограниченного доступа к объектам строительства, принятые и оплаченные в рамках проведенной работы конструктивные элементы, не будут восстановлены либо заменены за счет средств Генподрядчика в виду его неудовлетворительного финансового состояния, либо принудительно будут восстанавливаться, заменяться длительное время путем удовлетворения требований Заказчика по итогам затяжных судебных заседаний, тем самым бюджету Российской Федерации может быть причинен ущерб.

Таким образом, не принятие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», в рамках действующего Устава, полномочий Заказчика (глава 6) в рамках условий государственного контракта ---ИВ006/13/203 от «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», мер по организации и (или) понуждению к проведению Генподрядчиком мероприятий в части ограничения беспрепятственного доступа посторонних лиц на объекты строительства, в том числе в целях сохранения уже принятых и оплаченных за счет федерального бюджета работ, может привести к причинению ущерба бюджету Российской Федерации, что недопустимо.

Уточнив требования, просит суд возложить на ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на находящихся на незавершенные строительством объекты ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 8, ГП 23, ГП 27, ГП 28, ГП 31, ГП 32, ГП 36, находящихся на строительной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером --, общей площадью 4454336,0 кв. м.; земельном участке с кадастровым номером -- общей площадью 251049, 0 кв. м., -- (г. Циолковский) в рамках требований градостроительного законодательства и обозначенных условиями государственного контракта -- от -- «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» полномочиями Заказчика и Генподрядчика.

В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Бондарев Д.А. заявленных требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» Краев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании первоначально возражал против заявленных требований, поддерживая позицию, изложенную в отзыве. Однако, в последующем, в ходе рассмотрения деласогласился с требованиями прокурора, указывая на то, что ненадлежащим образом выполнены мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на объекты незавершенные строительством, что влечет возникновение угрозы жизни и здоровью людей, и что данные мероприятия необходимо возложить на обоих ответчиков.

Представители ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Браун Е.А., Суетина О.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против заявленных требований, поддерживая позицию, изложенную в отзыве, согласно которому -- между Дирекцией и ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России» (в настоящее время ФГУП «ГВСУ по СО») был заключен государственный контракт ---ИВ006/13/203 на выполнение работ для федеральных государственных нужд космодром «Восточный». Строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройства территории.

Согласно п.6.3.4. Госконтракта в сентябре 2013 строительная площадка передана Генподрядчику на период выполнения работ на объекте космодром «Восточный» «Строительство жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», что подтверждается актом от --.

П.п. 7.2.8, --., --. Госконтракта предусмотрены обязанности Генподрядчика установить временные освещение и ограждение Объекта и строительной площадки, а также ответственность Генподрядчика за сохранность всех материалов и оборудования до момента подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.

В соответствии с п.-- Генподрядчик несет ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушение правил и порядка ведения Работ.

Одним из нормативных актов, которым руководствуются участники строительства и обязательным для исполнения, является СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». В соответствии с п.п.6.2.3, 6.2.4 СНиП охрану строительной площадки, соблюдение требований по охране окружающей среды в случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства осуществляет подрядчик.

Проведение мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц на объекты строительства объектов космодрома к функциям деятельности Дирекции не относятся.

Дирекцией в адрес Генподрядчика неоднократно направлялись письма, проводились совместные совещания по вопросам завершения строительством объектов жилищного фонда, в том числе и по ограждению объектов, выдано предписание -- об устранении нарушений при строительстве объектов капитального строительства. Несмотря на то, что Заказчиком передана строительная площадка Генподрядчику надлежащим образом, государственный контракт не расторгнут, сумма неотработанного аванса составляет около 2 миллиардов рублей, Генподрядчиком не приняты необходимых мер по ограждению объектов строительства, требования Заказчика грубо игнорируются.

В настоящее время генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» утвержден комплексный план-график завершения строительно-монтажных работ на объектах первой очереди космодрома «Восточный», которым предусмотрены, в том числе, и работы по консервации и содержанию объектов строительства жилищного фонда. Ведется работа по составлению разделительных ведомостей по расторжению контракта с Генподрядчиком. На сегодняшний день решения Правительства о консервации объектов строительства не принято.

Кроме того, Дирекция является бюджетной организацией, финансирование которой производится из федерального бюджета на основе бюджетной сметы. Работы по консервации объектов строительства жилищного фонда в утвержденную бюджетную смету не вошли, в связи с отсутствием акта Правительства РФ о консервации объекта государственной собственности. При принятии решения Правительства РФ о консервации объектов государственной собственности и выделении денежных средств из федерального бюджета, Дирекцией будут приняты меры для консервации незаконченного строительства объектов жилищного фонда.

Считают, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора космодрома «Восточный» об обязании проведения мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц на объекты незавершенного строительства, поскольку данная обязанность целиком и полностью находится в компетенции Генподрядчика. Просили в иске прокурора космодрома «Восточный» в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, администрации ЗАТО Циолковский и 119 отдела ГАСН МО РФ в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Не сообщили суду о причинах своей неявки, не ходатайствовали об отложении дела, не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Возражений по иску не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает требования Свободненского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, основываясь на следующем.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.

Статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии в области охраны здоровья людей.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в качестве одной из целей государственной политики в интересах детей определяет, в том числе, защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.

В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений принят Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон ---Ф3), которым определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона ---Ф3, инженерная защита - комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического, характера, а также: на предупреждение и (или) уменьшение последствий X, воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно ст. 11 Федерального закона ---Ф3, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

На основании ст. 35 Федерального закона № 384-ФЗ, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона ---Ф3, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Указом Президента РФ от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Президента Российской Федерации от -- ---рп единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома «Восточный» определено Федеральное агентство специального строительства.

В соответствии с Указом Президента РФ от -- -- «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» в целях совершенствования системы государственного управления Федеральное агентство специального строительства упразднено. Функции упраздняемого Федерального агентства переданы Министерству обороны РФ.

Распоряжениями директора Спецстроя России от -- ---р, от ---р функции генерального подрядчика возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от -- -- переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам».

В рамках Указа Президента РФ от -- осуществляется реализация государственного контракта № -- от --.

Материалами дела установлено, что -- между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) (государственный заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (заказчик-застройщик) и ФГУП «Спецстройтехнологии» при Федеральном агентстве специального строительства (генподрядчик) заключен государственный контракт -- на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром «Восточный». Строительство объектов жилищного фонда РФ с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории. Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск.

По настоящему контракту генподрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта в установленный срок в соответствии с проектной и рабочей документацией. Государственный заказчик осуществляет финансирование работ по контракту, заказчик-застройщик осуществляет контроль за выполнением работ. Государственный заказчик и заказчик-застройщик оказывают Генподрядчику необходимое содействие в выполнении им принятых по контракту обязательств. Генподрядчик осуществляет работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями контракта. Генподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами.

Согласно п. 3.1. цена контракта определяется на основании расчета цены контракта в объеме, не превышающим размер бюджетных ассигнований и составляет 13 558 171 780 рублей, в т.ч. НДС 2 068 195 695 руб. 26 коп.

Согласно п.п. 4.13 государственный заказчик вправе на основании счета генподрядчика производить авансирование в размере до 30% цены контракта, но не выше лимита бюджетных обязательств текущего финансового года. генподрядчик в течении 5 банковских дней после оплаты авансового платежа выставляет государственному заказчику счет-фактуру на сумму авансового платежа.

Согласно п. 5.1, 5.2 работы, предусмотренные настоящим контрактом (за исключением выполняемых в течение гарантийного срока), выполняются в соответствии с графиком производства работ. Дата начала работ – не позднее пяти рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Дата окончания работ – --.

Согласно п.п. 6.1.1., 6.1.3., 6.2.1, 6.3.5, 6.3.9. государственного контракта государственный заказчик и заказчик-застройщик имеют право, в том числе: осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль использования бюджетных средств, перечисленных им по контракту; контролировать ход строительства объекта и соблюдение генподрядчиком условий контракта; обеспечивать финансирование работ по контракту в соответствии с условиями контракта; оказывать содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика-застройщика; имеет иные обязанности, определенные контрактом и действующими правовыми актами РФ.

В соответствии с п.п. 7.2.1, 7.2.8, --., --., --. государственного контракта Генподрядчик обязан: выполнить все работы по настоящему контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией, иными условиями контракта и требованиями нормативных документов в области строительства; обеспечить в ходе работ на объекте выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территорий, охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли), а также установить временные освещения и ограждения объекта и территории строительной площадки; осуществлять охрану строительной площадки в порядке, установленном настоящим контрактом, а также нести ответственность за сохранность все поставляемых материалов и оборудования до момента подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией; нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушение правил и порядка ведения работ.

    Из акта от -- заключенного между представителем заказчика - начальником инспекции технического надзора ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Ч. и представителем генерального подрядчика – начальником Управления по строительству объектов космодрома «Восточный» ФГУП «Спецстройтехнология» при Спецстрое России» Ш. следует, что заказчик передал, а подрядчик принял под строительство объекта «Строительство жилищного фонда РФ с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» земельный участок с кадастровым номером -- общей площадью 4454336,0 кв. м.; земельный участок с кадастровым номером --, общей площадью 251049, 0 кв. м. расположенные по адресу: --, категория земель – земли населенных пунктов, выделенный в соответствии с проектом 860/10/МПЗ 1 этап строительства под руководством технического персонала – представителя генерального подрядчика на срок: начало 26.096.2013, окончание --.

Согласно проектной документации (откорректировано по замечаниям ФАУ «Главгосэкспертиза России» Раздел 6. «Проект организации строительства» Часть 1. «Жилые дома, объекты социального и культурно-бытового обеспечения с инженерной инфраструктурой, внеплощадочные инженерные сети и сооружения» (том 6.1.1) проектом предлагается выполнить временное ограждение из профнастила по металлическим стойкам, в качестве опор под стойки использовать бетонные блоки. В местах въезда-выезда ограждение выполняется из сетки типа «Рабица» в сварном каркасе из металлического уголка. Работы по монтажу блоков выполняются при помощи автомобильного крана типа КС-45717 «с колес», монтаж каркаса и крепление к нему профнастила производится вручную.

Согласно дополнительному соглашению -- от -- к государственному контракту от ---- цена контракта составляет 8 979 353 400, в том числе НДС (18%) в размере 1 369 731 870, с распределением финансирования по годам: 2013, 2014, 2015, 2016 годы. Датой окончания работ по контракту, является дата подписания сторонами актов приемки объекта капитального строительства и итогового акта приемки выполненных работ.

Прокуратурой космодрома «Восточный» в ходе проверки исполнения требований градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» по государственному контракту от --, в ходе проведённого -- осмотра. на строительной площадке выявлены нарушения: (многоквартирные дома) незавершенные строительством ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 8, ГП 23, ГП 27, ГП 28, ГП 31, ГП 32, ГП 36 по которым строительно-монтажные работы, а также иные работы свыше 6 месяцев не ведутся; по периметру всей территории на которой расположены строящиеся объекты частично отсутствует ограждение; ГП 1 не закрыт подъезд --, с западной стороны между ГП -- и ГП -- в ограждении в двух местах имеется проход; с западной стороны от объекта располагаются вагончики и материальные ценности, принадлежащие ФГУП ГВСУ по специальным объектам, территория не огорожена, имеется свободный доступ к материальным ценностям, что может привести к хищениям; ГП 23 с восточной стороны не огорожен, со стороны пересечения улиц Магистральной и жилой застройки; ГП 31 подъезды -- и -- не закрыты, имеется свободный доступ в дом; с восточной стороны между ГП -- и ГП -- отсутствует ограждение, с северной стороны стоит вагончик, на котором имеется табличка с надписью «Штаб строительства ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», который не огорожен и ни кем не охраняется; ГП 2 с восточной стороны отсутствует ограждение; ГП 3 частично отсутствует ограждение; ГП 28 и ГП 27 огорожены со стороны жилой зоны с восточной стороны, с северной, южной и западной сторон ограждение отсутствует; входы на объекты ни чем не закрыты, аналогичная ситуация сложилась и по объектам ГП 31, ГП 36.

Из материалов дела следует, что в рамках обозначенного государственного контракта находятся следующие объекты незавершенные строительством: по 90 кв. девятиэтажному трех подъездному жилому дому ГП 1 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; по 63 кв. девятиэтажному двух подъездному жилому дому ГП 2 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; по 63 кв. девятиэтажному двух подъездному жилому дому ГП 3, работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 40 %; по 90 кв. девятиэтажному трех подъездному жилому дому ГП 8: работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 75 %; по 125 кв. четырех подъездному жилому дому переменной этажности ГП 23 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 60 %; по 125 кв. четырех подъездному жилому дому переменной этажности ГП 27 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 10 %; по 125 кв. четырех подъездному жилому дому переменной этажности ГП 28 работы не ведутся с мая 2017 года, строительно-монтажных работ выполнено на - 28 %; по 132 кв. пяти подъездному жилому дому переменной этажности ГП 31 работы не ведутся с --, строительно-монтажных работ выполнено на - 50 %; по пяти подъездному жилому дому переменной этажности ГП 32 работы не ведутся с 21.10.2017» строительно-монтажных работ выполнено на - 80 %.

-- ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в адрес ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России» вынесено предписание -- (об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства) в отношении строительства объекта капитального строительства Космодром «Восточный», Строительство объектов жилищного фонда РФ с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории, шифр 860/10/МРЗ, расположенного по адресу: Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск. Согласно предписанию по результатам проверки площадки строительства по ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 23, ГП, 26, ГП 27, ГП 28, ГП 31, ГП 32, ГП 45, установлено, что строительная площадка не огорожена, отсутствуют предупреждающие знаки и информационные щиты. Предписано в срок до -- выполнить предписание: установить ограждение строительной площадки в соответствии с рабочей документацией и установить предупреждающие знаки и информационные щиты.

Из актов проверки строительства объектов жилищного фонда от --, --, -- следует, что строительная площадка не огорожена, отсутствуют предупреждающие знаки и информационные щиты (нарушение требований рабочей документации 860/10/МРЗ-ПОС1-ПЗ и п. 6.2.3, п. 6.2.6, п. 6.2.7, п. 6.2.8, п. 6.2.8.1, п. 6.2.9, п. --, п. -- СП 48.13330.2011 «Организация строительства» Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004).

Согласно протоколу --.18-ССТ рабочего совещания по вопросу завершения строительства объектов Жилищного фонда в соответствии с Государственным контрактом ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» от -- решено ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» в срок до -- выполнить ограждение площадок строительства объектов с учетом нормативной документации.

Из сообщения (от --) филиала ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» об исполнении пунктов протоколов от -- ---ССТ и от -- --.18-ССТ по объекту «Строительство Жилищного фонда РФ с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», направленного в адрес начальника филиала «Филиал строительно-монтажное управление -- Шимановский» ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» следует, что по п. 1 Протоколов ограждение строительных объектов не относится к дорожной карте и обязано быть выполнено в соответствии с СП 48.13330.2011 «Организация строительства» и рабочей документации 860/10/МРЗ-ПОС1-ПЗ. Также было напоминание, что в связи с этим имеется незакрытое предписание от -- --.

Согласно ответу (по вопросу -- требования прокуратуры от --) филиала «Филиала строительно-монтажное управление -- Шимановский» ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» от -- направленного в адрес прокурора космодрома «Восточный» в настоящее время объект незавершенного строительства «Жилищный фонд РФ космодрома «Восточный» имеет периметровое ограждение заводского типа, ограничивающее беспрепятственное проникновение посторонних лиц на территорию строительной площадки. В целях организации охраны объекта и предотвращения преступных посягательств на имущество организации, заключен договор с частным охранным предприятием. Организовано круглосуточное дежурство силами двух сотрудников ЧОП, организовано взаимодействие с оперативными дежурным филиала и МО МВД России по ЗАТО Циолковский в случае обнаружения посторонних лиц и неопознанных предметов на территории строительной площадки.

Согласно информации администрации ЗАТО Циолковский от -- (в ответ на требование прокурора) жилые дома, переданные в муниципальную собственность граничат со строительной площадкой. Мероприятия по ограничению беспрепятственного доступа посторонних лиц, в т.ч. несовершеннолетних граждан к объектам, незавершенного строительства, а также к ограждению строительной площадки застройщиком проведены частично, не в полном объеме. Целостность ограждения нарушена, что может повлечь к беспрепятственному доступу к недостроенным объектам, а в районе -- ограждение вообще отсутствует. До настоящего времени жалоб в администрацию о нахождении несовершеннолетних на территории строительной площадки, недостроенных жилых домов не поступало.

Из информации о ходе строительства объектов жилищного фонда РФ от -- представленной филиалом ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в адрес И.о. прокурора космодрома «Восточный» следует, что до настоящего времени не выполнено ограждение строительной площадки, в связи, с чем обеспечен беспрепятственный доступ на объект посторонних лиц, о чем в адрес генподрядчика выдано предписание от 21.04.20174 -- «Строительная площадка не огорожена, отсутствуют предупреждающие знаки и информационные щиты (нарушение требований рабочей документации 860/10/МРЗ-ПОС1-ПЗ и п. 6.2.3, п. 6.2.6, п. 6.2.7, п. 6.2.8, п. 6.2.8.1, п. 6.2.9, п. --, п. -- СП 48.13330.2011 «Организация строительства» Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004).

Согласно протоколу --.19-ССТ рабочего совещания по вопросу завершения строительства объектов Жилищного фонда в соответствии с Государственным контрактом ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» от -- решено ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» в срок до --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, --, -- выполнить ограждение площадок строительства объектов с учетом нормативной документации.

Из акта обследования от -- следует, что прокуратурой космодрома «Восточный», совместно с сотрудником ОМВД России по ЗАТО Циолковский и представителем филиала ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», администрации ЗАТО Циолковский проведен дополнительный осмотр, строящихся объектов государственного контракта № -- от -- «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения благоустройством территории», на предмет устранения ранее выявленных в ходе прокурорской проверки в январе 2019 года нарушений требований градостроительного законодательства при ограничении доступа посторонних лиц на строительную площадку обозначенного государственного контракта, в ходе которого установлено следующее.

Комиссионное обследование на строительной площадке государственного контракта ---ИВ006/13/203 от -- «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» началось в 11 ч.:00 мин. --. Представители ФГУП «ГВСУ по СО» Ляпустин А.В., Краев В.В., предупрежденные о проведении проверочных мероприятий, в обследовании не участвовали, сославшись на производственную занятость, представитель ФГУП «ГВСУ по СО» В. прибыл на строительную площадку к 11 ч. 55 мин. для участия в обследовании, в связи с его завершением, на момент прибытия (фактически В. в обследовании не участвовал).

В 11 ч. 50 мин., после полного обхода всей территории строительства около строящегося дома по ГП 2, членам комиссии встретился охранник ООО «ЧОО» ГАРТ» Г., который пояснил, что в дежурную смену их на территории строительства дежурит два человека. При этом, периодически со строящихся жилых домов по ГП 2 и ГП 3 охранники выгоняют детей, особенно в так называемый «час пик», когда дети приезжают со школы (с 13:00 и до 15:00). Кроме того, охранник пояснил, что территорию строительства они периодически обходят (это объекты незавершенные строительством, на, которых в настоящее время строительные работы не ведутся ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 23 и ГП 31). Вместе с тем, на территорию расположения строящихся домов по ГП 8, ГП 27, ГП 28, ГП 32, ГП 36 они не выходят. По результатам комиссионного обследования фактически установлено, что примененное генподрядчиком ФГУП «ГВСУ по СО» частичное ограждение строительной площадки «Diamond» является декоративным и не предназначено для ограждения строительных площадок. Выводы, сделанные в ходе ранее проведенной проверки в январе 2019 года о ненадлежащем ограничении доступа посторонних лиц на строительную площадку государственного контракта «Строительство Жилищного фонда» полностью были подтверждены в ходе настоящего обследования, работы по строительству объектов на момент обследования не велись, ранее выявленные нарушения требований градостроительного законодательства не устранены. Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей.

-- и -- И.о. генерального директора филиала ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в адрес начальника филиала «Филиал строительно-монтажное управление -- Шимановский» ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» были направлены письма, из которых следует, что в 2014 году силами ФГУП «КВСУ по специальным объектам» было выполнено временное ограждение строительной площадки Объекта (КС 2 от -- --.3). В 2016 году Генподрядчиком самовольно было принято решение о демонтаже принятого и оплаченного ограждения. В соответствии с п. 6.3.4 и п. 7.2.4 Госконтракта строительная площадка передана Генподрядчику надлежащим образом, что подтверждается актом передачи строительной площадки объекта от --. Согласно п. 7.2.8 Госконтракта Генподрядчик обязан установить временные освещение и ограждение Объекта и территории строительной площадки. С апреля 2017 года и на сегодняшний день имеющееся декоративное сетчатое связанное между собой во многих местах проволокой ограждение строительной площадки не соответствует нормативным требованиям ПОС (860/10/МПЗ-ПОС1-ПЗ и СП 48.13330.2011 «Организация строительства», актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, в т.ч. и требованиям охранного ограждения, препятствующего проникновению посторонних лиц на территории незавершенных строительством объектов. Несоответствующее ограждение строительной площадки может повлечь за собой пагубные последствия для проживания населения. В очередной раз требовали оградить строительную площадку в соответствии с нормами и правилами РФ в области строительства, с целью недопущения посторонних лиц и сохранности ранее выполненных и принятых работ.

Допрошенный в судебном заседании свидетель У. пояснил, что ранее установленное ограждение (профилированный лист) демонтировали, применили его частично на те дома, которые строятся, а частично вывезли. В настоящий момент установлено другое ограждение, что допустимо СНИПами. Заключили с частным охранным предприятием договор, у которого есть схемы обхода. Считает, что мероприятия по ограничению доступа к незавершенным строительством объект выполнены в полном объёме.

Давая оценку показаниям указанного свидетеля, суд полагает необходимым к показаниям свидетеля в части выполнения мероприятий по ограничению доступа к незавершенным строительством объектам в полном объёме, отнестись критически поскольку они противоречат материалам дела и являются субъективной оценкой свидетеля.

Таким образом, судом установлено и не оспорено ответчиками, что доступ каких-либо лиц к незавершенным строительством объектам ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 8, ГП 23, ГП 27, ГП 28, ГП 31, ГП 32, ГП 36, находящимся на строительной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером --, общей площадью 4454336,0 кв. м.; земельном участке с кадастровым номером -- общей площадью 251049, 0 кв. м., Амурская область п. Углегорск (г. Циолковский) объекту ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (Генподрядчиком) не ограничен, отсутствует надлежащее ограждение в нарушение требований ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, сохранность имущества надлежащим образом не обеспечена.

Вместе с тем, согласно распоряжениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (Распоряжение от -- ---р «О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области»; Распоряжение от -- ---р «О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области») в муниципальную собственность были переданы 6 многоквартирных жилых домов.

По состоянию на -- все муниципальные квартиры заселены, в жилых помещениях многоквартирных домов проживает 164 семьи с детьми. Общая численность граждан, имеющих регистрацию, составляет 959 человек, из них 269 несовершеннолетних. Обозначенные жилые дома граничат непосредственно со строительной площадкой.

Таким образом, ненадлежащее выполнение мероприятий по ограничению беспрепятственного доступа посторонних лиц, не только способствует угрозе хищению имущества, но и создает потенциальную угрозу проникновения на территорию строительной площадки граждан, в том числе несовершеннолетних, проживающих в муниципальных домах, которые могут попасть в ситуацию, угрожающую их жизни и здоровью.

Распоряжением Правительства РФ от -- ---р создано Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции Заказчика - застройщика (далее - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», Учреждение, Дирекция, Заказчик).

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -- ---рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (далее - Устав Дирекции).

Пункт 2.1. Устава гласит, что Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017- 2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 -2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - подпрограммы), осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный»».

Согласно пункту 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

Как установлено судом и следует из материалов дела на строительной площадке государственного контракта ---ИВ006/13/203 от -- находятся объекты на которых строительство не ведется длительное время, беспрепятственный доступ посторонних лиц на объекты не ограничен, а часть выполненных работ принята Заказчиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Согласно п. 1 Правил проведения консервации объектов капитального строительства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от -- -- «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

В силу п. 2 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Согласно п. 4 решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

При этом, согласно п. 5 Правил в решении о консервации объекта должны быть определены: а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил; б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

Как следует из п.п. «б», «е» пункта 9 Правил в состав работ по консервации объекта входит монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции, или демонтаж таких конструкций и элементов, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

В соответствии с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

При этом, выше обозначенные требования законодательства Российской Федерации обязывают собственников, заказчиков-строительства незавершенных объектов строительства организовать строительство сооружений, зданий, таким образом, чтобы в процессе использования, эксплуатации не возникла угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Вместе с тем, несмотря на то, что с 2017 года строительство объектов не ведётся, решение о консервации объектов Заказчиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» не принято.

В свою очередь, как установлено судом из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела, ранее установленное ограждение строительной площадки, принятое в качестве надлежаще выполненных работ ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по акту о приемке выполненных работ за июнь 2014 года по форме № КС-2 на сумму 4 368 791,88 рублей, ФГУП «ГВСУ по СО» было демонтировано, а ограждение, установленное в настоящее время, не обеспечивает беспрепятственный доступ посторонних лиц на строительную площадку, тем самым устанавливая риски порчи и хищения уже выполненных, принятых и оплаченных за счет Федерального бюджета конструктивных элементов недостроенных многоквартирных жилых домов.

Учитывая данные обстоятельства и задолженность ФГУП «ГВСУ по СО» перед ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по вышеуказанному государственному контракту в размере 1 975 128,7 тыс. рублей имеются все риски возникновения таких фактов, при которых бюджету Российской Федерации может быть причинен ущерб.

Таким образом, не принятие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», в рамках действующего Устава, полномочий Заказчика (глава 6) в рамках условий государственного контракта ---ИВ006/13/203 от «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», мер по организации и (или) понуждению к проведению Генподрядчиком мероприятий в части ограничения беспрепятственного доступа посторонних лиц на объекты строительства, в том числе в целях сохранения уже принятых и оплаченных за счет федерального бюджета работ, может привести к причинению ущерба бюджету Российской Федерации.

Доказательств того, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, судом не установлено.

С учетом изложенного суд находит требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» относительного того, что учреждение является ненадлежащим ответчиком несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, полагает заявленный прокурором срок в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу завышенным, и исходя из интересов неопределенного круга лиц (безопасности жизни и здоровья), среди которых несовершеннолетние, считает необходимым и достаточным для исполнения возложенной судом на ответчиков обязанности срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 150 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации, к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» о возложении обязанности провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц, на незавершенные строительством объекты удовлетворить.

Возложить на ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на незавершенные строительством объекты ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 8, ГП 23, ГП 27, ГП 28, ГП 31, ГП 32, ГП 36, находящиеся на строительной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером --, общей площадью 4454336,0 кв. м.; земельном участке с кадастровым номером -- общей площадью 251049,0 кв.м., по адресу: -- (г. -- в рамках требований градостроительного законодательства и обозначенных условиями государственного контракта ---ИВ006/13/203 от -- «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» полномочиями Заказчика и Генподрядчика.

Взыскать с ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в доход местного бюджета госпошлину в размере по 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Сиваева

В окончательной форме решение принято 03 апреля 2019 года.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.А. Сиваева

2-405/2019 ~ М-181/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор космодрома "Восточный"
Ответчики
ФГУП "Главное военно-строительное управлените по специальным объектам"
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Другие
Администрация ЗАТО Циолковский
119 отдел ГАСН Министерства обороны РФ
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Сиваева О.А.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
04.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2019Передача материалов судье
08.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2019Подготовка дела (собеседование)
25.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
13.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
29.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее