Дело № 2-580/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 03 октября 2019 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,
при секретаре Катунине В.А.,
с участием:
истца Пешкова А.В., представителя ответчика Самсонова Н.Н.,
помощника Канского межрайонного прокурора Гарт А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пешкова Александра Вадимовича к Акционерному обществу «Арефьевское» о признании увольнения незаконным,
установил:
Пешков А.В. обратился в суд с иском к АО «Арефьевское», в котором просит признать незаконным приказ № 120-к от 11.04.2019, изменить формулировку на расторжение трудового договора по собственному желанию, считать датой увольнения дату вступления в законную силу решения суда с изменением формулировки увольнения.
Требования мотивированы тем, что истец состоял в трудовых отношениях с АО «Арефьевское» на основании заключенного трудового договора от 24.12.2018 № 44 в должности заведующего автопарком АО «Арефьевское». 10.04.2019 истец подал заявление в приемную АО «Арефьевское» об увольнении по собственному желанию. В период с 12 по 17 апреля 2019 года истец находился на больничном в связи с болезнью ребенка. 18.04.2019 истец получил от АО «Арефьевское» приказ №120-к от 11.04.2019 об увольнении на основании п. 11 ч.1 статьи 77 ТК РФ и на основании представления Канской межрайонной прокуратуры от 01.04.2019 №7-01-2019. С данным приказом истец не согласен, считает такое увольнение незаконным.
Представлением Канской межрайонной прокуратуры Красноярского края от 01.04.2019 №7-01-2019 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» установлено, что согласно абз.1,2 ст.64.1 Трудового кодекса РФ, ч.1,2 ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные полномочия государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
С внесенным представлением Канской межрайонной прокуратуры Красноярского края истец не согласен, считает что в представлении не верно применен закон, так как в период прохождения службы в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю в должности начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району (главного государственного инспектора города Канска и Канского района по пожарному надзору) функции государственного управления, которые включают в себя перечень необходимых условий, в отношении АО «Арефьевское» истец не осуществлял и не мог этого сделать.
В соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными в целях формирования единообразной практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в случае, если в должностные обязанности по той должности, которую служащий замещал, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, в которую он трудоустраивается, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.
В период прохождения службы в ГУ МЧС России по Красноярскому краю в отношении АО «Арефьевское», функции государственного управления истец не применял, так как не было таковых полномочий. Как указано в представлении Канской межрайонной прокуратуры от 01.04.2019 года, Пешковым А.В 21.10.2015 года и 01.11.2016 издавались обязательные для исполнения распоряжения №617 и 360 «о проведении внеплановых, выездных проверок в ЗАО «Арефьевское» с целью контроля ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с обращением ЗАО «Арефьевское» от 11.11.2016 №272 Пешковым А.В до 01.04.2018 продлевались сроки исполнения предписания №360/1/1-61 от 08.11.2016. В ноябре 2016 года истец утверждал распоряжения о поручении проведения проверки подчиненным ему государственным инспекторам, сам лично он не выходил на проверку ЗАО «Арефьевское», с директором Красношапко А.И на тот момент он не встречался по вопросам проверки. Обращение о переносе сроков исполнения предписания поступило в ОНД и ПР по г.Канску и Канскому району в виде входящей корреспонденции и истец на основании требований Приказов МЧС России исполнял свои полномочия не встречаясь лично с руководством данной организации.
Таким образом, оснований для получения согласия на заключение трудового договора с АО «Арефьевское», соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, у истца не возникло.
22.04.2019 истец подал обращение в ГУ МЧС России по Красноярскому краю о даче согласия на замещение должности в АО «Арефьевское», 01.06.2019 получил ответ - в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Положения о комиссиях Указа Президента от 01.07.2010 №821 вопрос о замещении истцом должности заведующего автопарком АО «Арефьевское» не подлежит рассмотрению на заседании комиссии Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, так как в период службы в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю Пешков А.В. не осуществлял функции государственного управления в отношении данной организации.
10.04.2019 истцом подано заявление об увольнении по собственному желанию. На момент подачи заявления служебная проверка по представлению Канской межрайонной прокуратуры не назначалась, с приказом о назначении проверки истец не знакомился, рассмотрение представления состоялось 11.04.2019 в отсутствие истца.
В судебном заседании истец Пешков А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что подал заявление на увольнение и считал, что законно уволился. Ответчик не обязан был увольнять по требованию прокурора, надо было провести служебную проверку. Просит восстановить срок для обращения в суд за разрешением трудового спора.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Арефьевское» Самсонов Н.Н. исковые требования не признал, пояснил, что увольнение является законным, руководствовались разъяснениями Минтруда. 04.04.2019 получили представление прокурора, рассмотрели 11.04.2019, истец отсутствовал на рабочем месте.
Заслушав стороны, прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Из материалов дела следует, что приказ об увольнении от 11.04.2019 был получен Пешковым А.В. 18.04.2019, исковое заявление Пешков А.В. направил в суд 05.06.2019, что подтверждается почтовым уведомлением и штемпелем на конверте. 22.04.2019 Пешков А.В. направил обращение в ГУ МЧС России по Красноярскому краю о даче согласия на замещение должности в АО «Арефьевское». После получения ответа истец в пределах месячного срока обратился в суд с иском об оспаривании увольнения. Суд, учитывая данные обстоятельства, а также незначительный пропуск срока обращения в суд, в целях соблюдения права истца на судебную защиту, приходит к выводу о восстановлении Пешкову А.В. срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из приказа от 16.05.2014 № 26-НС Пешков А.В. назначен на должность начальника территориального отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю.
Согласно приказу от 20.08.2018 № 87-нс Пешков А.В. уволен из федеральной противопожарной службы по п. 7 ч. 3 ст. 83 ТК РФ в связи с осуждением сотрудника за преступление.
На основании приказа № 444-к от 24.12.2018 Пешков А.В. принят в АО «Арефьевское» на должность заведующего автопарком. 24.12.2018 с Пешковым А.В. заключен трудовой договор № 44.
01.04.2019 заместителем Канского межрайонного прокурора Римом И.В. по результатам проведенной в АО «Арефьевское» проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве граждан, уволенных с федеральной государственной службы внесено представление № 7-01-2019 с требованием прекратить трудовой договор от 24.12.2018, заключенный между АО «Арефьевское» и Пешковым А.В., освободив последнего от занимаемой должности заведующего автопарком.
Приказом директора АО «Арефьевское» Красношапко Л.Н. от 08.04.2019 создана комиссия по рассмотрению представления прокурора, назначено заседание комиссии на 15.00 часов 11.04.2019.
С вышеуказанным представлением истец Пешков А.В. был ознакомлен 09.04.2019, выдана копия представления, при этом истцу было доведено, что рассмотрение представления с участием представителя прокуратуры назначено на 15.00 часов 11.04.2019 в кабинете директора АО «Арефьевское», куда истцу было предложено явиться к 15.00 часам, что подтверждается актом от 09.04.2019.
10.04.2019 Пешков А.В. подал заявление об увольнении по собственному желанию с 10.04.2019, резолюция на поданное заявление была наложена директором АО «Арефьевское» Красношапко Л.Н. 11.04.2019.
На заседание комиссии к 15.00 часам 11.04.2019 по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора от 01.04.2019 № 7-01-2019 истец Пешков А.В. не явился.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора № 07-01-2019 от 01.04.2019 комиссия решила устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, указанные в представлении, прекратить трудовой договор с Пешковым А.В. по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
На основании приказа от 11.04.2019 № 120-п Пешков А.В. уволен в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, основание - представление прокурора от 01.04.2019 № 7-01-2019, протокол заседания комиссии по представлению прокурора от 11.04.2019.
Ознакомить работника Пешкова А.В. с приказом об увольнении от 11.04.2019 № 120-К не представилось возможным в связи с отсутствием его на рабочем месте со второй половины дня 11.04.2019, что подтверждается актом об отсутствии на рабочем месте от 11.04.2019, актом о невозможности ознакомления работника с приказом об увольнении от 11.04.2019 и соответствующей записью в приказе об увольнении.
Уведомление о получении трудовой книжки от 12.04.2019 № 71 с копией приказа об увольнении от 11.04.2019 № 120-К и копией протокола заседания комиссии по рассмотрению представления Канского межрайонного прокурора от 11.04.2019 было направлено почтовым отправлением, получены истцом 18.04.2019 лично, что подтверждается почтовым уведомлением.
Согласно абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, Приказом МЧС России от 22.10.2015 № 565 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Должности начальника отдела, все должности в управлении (отделе, отделении, группе) надзорной деятельности (и профилактической работы) в территориальных органах МЧС России включены в названный перечень (п. 2 перечня).
Таким образом, занимаемая в органах МЧС России Пешковым А.В. должность, включена в перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и соответствует разделу II перечня, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.
В период замещения должности начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Пешков А.В. осуществлял функции государственного управления в отношении АО «Арефьевское», что подтверждается распоряжением № 617 от 21.10.2015 о проведении внеплановой выездной проверки в ЗАО «Арефьевское» с целью контроля ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с обращением ЗАО «Арефьевское» от 11.11.2016 № 272 Пешковым А.В. до 01.04.2018 продлевались сроки исполнения предписания № 360/1/1-61 от 08.11.2016, неисполнение которого влечет последствия в виде административной ответственности.
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (письмо от 11 мая 2017 г. N 18-4/10/П-2943).
Согласно указанным Методическим рекомендациям под указанными в статье 12 Федерального закона N 273-ФЗ перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные (муниципальные) служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Согласно должностному регламенту начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Красноярскому краю при выполнении своих обязанностей начальник отдела организует и контролирует проведение проверок на объектах защиты, расположенных на территории муниципального района (п. 3.11).
Таким образом, на Пешкова А.В. распространены ограничения по трудоустройству, предусмотренные ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
Так, трудовой договор прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, если он заключен в нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако, в нарушение требований абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ Пешков А.В. в Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов не обращался, решение Комиссией Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о даче либо об отказе в даче Пешкову А.В. согласия на замещение должности в АО «Арефьевское», не принималось. Обращение в Комиссию Пешковым А.В. направлено только 22.04.2019.
Учитывая, что бывший федеральный государственный служащий МЧС России Пешков А.В. привлечен к трудовой деятельности АО «Арефьевское» с нарушением законодательства о противодействии коррупции, трудовой договор, заключенный с Пешковым А.В, подлежал расторжению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что приказ директора АО «Арефьевское» Красношапко Л.Н. № 120-к от 11.04.2019 о прекращении действия трудового договора от 24.12.2018 № 44 и увольнении с 11.04.2019 заведующего автопарком Пешкова А.В. по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ является законным. Учитывая, что при рассмотрении дела не выявлено факта нарушения работодателем установленной трудовым законодательством процедуры увольнения, в связи с чем требования истца о признании его увольнения незаконным и изменении формулировки увольнения удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Пешкову Александру Вадимовичу в удовлетворении исковых требований к Акционерному обществу «Арефьевское» о признании увольнения по приказу № 120-к от 11.04.2019 неправомерным, обязании изменить формулировку увольнения на «по собственному желанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, датой увольнения считать дату вступления в законную силу решения суда с изменением формулировки увольнения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Конищева
В окончательной форме
решение принято 13.10.2019.