Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-288/2012 ~ М-271/2012 от 10.08.2012

Дело № 2-288/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья                                                         21 сентября 2012 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., с участием заместителя прокурора Лахденпохского района Рогаткина А.П., при секретаре Щербина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леонтьевой Тамары Павловны об оспаривании Постановлений Главы Лахденпохского муниципального района,

у с т а н о в и л:

Леонтьева Т.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления Главы Лахденпохского муниципального района (далее по тексту ЛМР) №856 от 08.11.2006 года «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения (далее по тексту ЛГП) нормативов потребления тепловой энергии для населения» и Постановления Главы ЛМР от 13.12.2006г. №960 «О внесении изменения в постановление Главы ЛМР» от 08.11.2006г. № 856.

Полагала, что указанные Постановления противоречат положениям пунктов 9 и 10 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306. Ссылаясь на положения п.9, 10 Правил, указала, что Правила дают следующее определение конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома). Данными правилами также дано определение степени благоустройства - наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг. В соответствии с оспариваемыми Постановлениями, норма расхода тепловой энергии в месяц для жителей <адрес> в <адрес>, в котором проживает заявитель, составляет 0,026751 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения. В то же время для жителей <адрес>-а по <адрес> в <адрес> норма расхода тепловой энергии в месяц составляет 0,018715 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения. Вместе с тем, два указанных дома имеют аналогичные конструктивные и технические параметры (здания каменные обыкновенные, фундаменты каменные и бетонные, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, 2-3 этажа), относятся к зданиям 2 категории, а также имеют равную степень благоустройства. Установление необоснованного повышенного норматива на потребление тепловой энергии для жителей <адрес>, где проживает заявитель, существенно сказалось на стоимости услуг по теплоснабжению. Стоимость услуги по теплоснабжению для заявителя за 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляет: хх.хх.хх. руб., для жителей <адрес> хх.хх.хх. руб. Кроме того, ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ», полагала, что в нарушение указанных норм, нормативы потребления теплоэнергии для жителей ЛГП были установлены не органами ЛГП, а органом иного муниципального образования - Главой ЛМР, что, по мнению заявителя, является существенным нарушением. В связи с чем, просила признать вышеуказанные Постановления Главы ЛМР противоречащими законодательству со дня их принятия.

В судебном заседании Леонтьева Т.П. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что срок исковой давности ею не пропущен, так как узнала о нарушении своих прав только в ДД.ММ.ГГГГ, когда резко увеличилась стоимость услуги по отоплению. До этого времени не знала, что норматив установлен неверно, так как плата за услугу по отоплению у всех жителей Лахденпохья была примерно одинаковая.

Представитель Администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Также пояснила, что дом, в котором проживает заявительница, ранее отапливал фанерный комбинат - фирма хх.хх.хх. Для данной организации был установлен самый низкий тариф на тепловую энергию в городе, так как они отапливали жилой фонд своим топливом - опилками и щепой. В связи с этим, при установлении норматива для данной организации установлен самый большой норматив потребления тепловой энергии, чтобы уровнять стоимость услуги по теплоснабжению для всех жителей г. Лахденпохья и не допустить социальной напряженности.

Представитель заинтересованного лица - Администрации ЛГП по доверенности Кузнецов А.С., заместитель прокурора Лахденпохского района Рогаткин А.П. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как норматив потребления тепловой энергии для дома, где проживает заявитель, установлен с нарушением действующего законодательства, а именно, различный для жителей домов, имеющих одинаковые технические параметры и степень благоустройства.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Петербургтеплоэнерго» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Представили отзыв, в котором указали, что считают заявление не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском заявителем срока исковой давности. Сославшись на ст. 33 Устава ЛМР, п. 4 ст. 36, ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., полагали, что оспариваемые постановления не являются нормативными актами. Кроме того, нормативный акт должен быть включен в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ, в материалах дела данные сведения отсутствуют. Из чего, по мнению ООО «Петербургтеплоэнерго», следует, что для оспаривания указанных в заявлении постановлений установлен трехлетний срок исковой давности.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Частью 2 указанной статьи определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее РФ), органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту Правила).

В пункте 4 данных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г.) указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Из положений подпункта «д» п. 5 Правил следует, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В силу п.10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением Главы ЛМР № 856 от 08.11.2006г. «Об установлении на территории ЛГП нормативов потребления тепловой энергии для населения» (далее по тексту Постановление № 856) на территории Лахденпохского городского поселения установлены нормативы потребления тепловой энергии для населения (л.д. 50-51).

Постановлением Главы ЛМР №960 от 13.12.2006г. внесены изменения в Постановление №856 от 08.11.2006г. (далее по тексту Постановление № 960) (л.д. 52-53).

Постановлением № 960 установлено, что норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по <адрес> составляет 0,026751, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет 5,778. Норма расхода в месяц Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения по <адрес> составляет 0,018715, норма расхода на 1 чел. на 18 кв.м. на отопительный сезон составляет 4,042.

Постановление № 960 опубликовано в газете «Призыв» Лахденпохского муниципального района за № 49 от 20-26 декабря 2006 г.

07.09.2012 года Правительством РК вынесено постановление №279-П «О применении в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307». В данном постановлении указано, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 и использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие в муниципальных образованиях РК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из чего следует, что оспариваемые Постановления являются действующими до настоящего времени, на основании данных постановлений населению ЛГП начисляется плата за услуги по теплоснабжению.

Согласно пункту 4 ст. 7 Устава Муниципального образования «ЛГП» (принят решением 5 сессии Совета депутатов ЛГП от 24 января 2006 г.) к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов в сфере электро- и теплоснабжения).

Согласно пункту 5 ст. 10 Устава Муниципального образования «ЛМР» (принят решением 17 сессии 3 созыва Лахденпохского районного совета местного самоуправления от 09 июня 2005 г.) к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения.

Указанные уставы муниципальных образований действовали в момент принятия оспариваемых Постановлений.

Из представленных суду материалов (расчетов нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий) следует, что нормативы потребления тепловой энергии для населения ЛГП устанавливались Администрацией ЛМР различными, в зависимости от того, какая организация оказывала услуги по теплоснабжению в конкретные многоквартирные дома (МУП «Тепло Лахденпохья», МУП «Теплогарант», МУП «Теплоресурс», ООО «Комфорт»). Установлен средний норматив потребления тепловой энергии по каждому предприятию, а не в зависимости от конструктивных параметров здания и степени благоустройства.

С ДД.ММ.ГГГГ в г. Лахденпохья услуги по теплоснабжению стала оказывать одна организация - ЗАО «Карелтеплоэнерго», для нее был установлен тариф в размере хх.хх.хх. руб. за 1 Гкал.

С ДД.ММ.ГГГГ в г. Лахденпохья услуги по теплоснабжению оказывает ООО «Петербургтеплоэнерго».

При исследовании технических паспортов на здания, расчетов нормативов потребления теплоэнергии, было установлено следующее: <адрес> двухэтажный, 1983 года постройки, материал стен - кирпич, износ 6 %; <адрес> двухэтажный, ДД.ММ.ГГГГ постройки, материал стен - кирпич, износ 10 %. Степень благоустройства у данных домов одинаковая, оба дома относятся ко второй категории. Норматив потребления тепловой энергии оспариваемыми постановлениями для данных домов установлен различный.

Специалист Ч в судебном заседании показал, что <адрес> и <адрес> относятся к одной категории домов, так как имеют аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства.

На основании изложенного суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что при принятии оспариваемых Постановлений были нарушены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. Оспариваемыми Постановлениями норматив потребления тепловой энергии был установлен различным, в зависимости от того, какая организация оказывает многоквартирному дому услуги по теплоснабжению.

Проведенным судом сравнительным анализом конструктивных параметров зданий, показаниями допрошенного специалиста данные обстоятельства были подтверждены, в частности, в судебном заседании было установлено, что дом, в котором проживает заявитель, и дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеют аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, однако норматив потребления в доме, где проживает заявитель на 30 % выше, чем в доме, расположенном на <адрес> (соответственно 0,026751 Гкал/кв.м. и 0,018715 Гкал/кв.м.). В связи с чем выше и оплата за услугу по теплоснабжению.

Представитель Администрации ЛМР сама в судебном заседании подтвердила, что норматив для дома, в котором проживает заявитель, был установлен высокий, не в зависимости от конструктивных параметров здания и степени благоустройства, а чтобы уровнять стоимость услуги по теплоснабжению для всех жителей г. Лахденпохья. То есть, фактически подтвердила доводы заявителя о незаконности оспариваемых постановлений в части, касающейся дома, где проживает заявитель.

Неправомерны ссылки заявительницы на то, что оспариваемые Постановления вынесены неуполномоченным органом - Администрацией ЛМР, а не Администрацией ЛГП. На момент вынесения оспариваемых Постановлений, в полномочия Администрации ЛГП не входило регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения. Данные полномочия находились в ведении Администрации ЛМР, что подтверждается Уставами муниципальных образований, действовавших на момент издания оспариваемых Постановлений. Указанные полномочия были переданы Лахденпохскому городскому поселению только в ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Республики Карелия от 24 апреля 2008 года № 1183 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Лахденпохского муниципального района»

Доводы представителя ООО «Петербургтеплоэнерго», о том, что оспариваемые Постановления не являются нормативно-правовыми актами и, как следствие, заявителем пропущен срок исковой давности, суд полагает несостоятельными. Согласно пункту 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15 и Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.

Оспариваемые Постановления подпадают под признаки нормативно-правового акта: изданы в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений. Не включение оспариваемых Постановлений в регистр муниципальных правовых актов, с учетом вышеизложенного, не может свидетельствовать о том, что данные постановления не являются муниципальными правовыми актами.

Кроме того, подтвердились доводы заявительницы о том, что о нарушении своих прав она узнала в конце ДД.ММ.ГГГГ, когда был установлен единый тариф на услуги по теплоснабжению для населения г. Лахденпохья, и в квитанциях на оплату коммунальных услуг стали указывать норматив и тариф на услугу по теплоснабжению. До этого времени расшифровка начисляемых сумм за услугу по теплоснабжению в квитанциях не указывалась, что подтверждается представленными квитанциями. Тарифы, как и нормативы услуги по теплоснабжению различались, в связи с чем стоимость услуги по теплоснабжению для всего населения ЛГП была практически одинаковой. Таким образом, заявительницей не пропущен и трехлетний срок исковой давности.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации ЛМР в пользу заявительницы подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ,

р е ш и л :

Заявление Леонтьевой Тамары Павловны удовлетворить.

Признать противоречащими закону, недействующими с момента издания положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от 08.11.2006 г. № 856 «Об установлении на территории Лахденпохского городского поселения нормативов потребления тепловой энергии для населения» и положение Постановления Главы Лахденпохского муниципального района от 13.12.2006 г. № 960 «О внесении изменения в Постановление Главы Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ», устанавливающие для <адрес>, Республики Карелия нормы расхода тепловой энергии в месяц в размере 0,026751 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения и нормы расхода тепловой энергии в размере 5,778 на одного человека на 18 кв.м. на отопительный сезон.

Опубликовать информацию о решении суда в газете «Призыв» Лахденпохского района после вступления решения в законную силу.

Взыскать с Администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Леонтьевой Тамары Павловны расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере хх.хх.хх. (хх.хх.хх.) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                 А. Б. Каменев

Решение в окончательной форме составлено 26 сентября 2012 года.

Председательствующий:                                                                 А. Б. Каменев

2-288/2012 ~ М-271/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Леонтьева Тамара Павловна
Другие
Глава Лахденпохского муниципального района
ООО "Петербургтеплоэнерго".
Администрация Лахденпохского городского поселения.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
10.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2012Передача материалов судье
13.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.08.2012Предварительное судебное заседание
04.09.2012Производство по делу возобновлено
21.09.2012Судебное заседание
02.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее