№ 2-1338/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 27 декабря 2017 года.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мартынюк С.Л,
с участием представителя истца Трушке К.В.,
представителя ответчика Красиковой А.А.,
представителя третьего лица Министерства финансов Свердловской области- Кочневой Л.А.
при секретаре Горбачевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области к Решетникову В.М. о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее-истец) обратился в суд с исковым заявлением к Решетникову В.М. (далее - ответчик) о взыскании 203985 руб. – неправомерно полученной субсидии на поддержку животноводческой и рыбной продукции за * годы, взыскании неустойки за нарушение срока возврата субсидии в размере 2 815 руб. (л.д.6-11 том 1, л.д.13 том 2).
С учетом уточнений от * года истец просил суд взыскать 186 183 руб. – неправомерно полученную субсидию на поддержку животноводческой и рыбной продукции за * годы, неустойку за нарушение срока возврата субсидии в размере 2 569 руб. 32 коп. (л.д.64 том 2).
Определением суда от * года по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Рыбниковская сельская администрация (л.д.48-50 том 2).
В судебном заседании представитель истца Трушке К.В., действующая на основании доверенности от * года (л.д.14 том 2), поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Красикова А.А., действующая на основании доверенности от * года (л.д.66 том 2), исковые требования не признала, представила в материалы дела дополнительные документы. Пояснила суду, что факты заключения соглашений, получения денежных средств в тех суммах, которые указаны истцом, ответчик не оспаривает. Ответчик считает, что им были предоставлены достоверные сведения по сдаче молока. Отчетность, предоставленная им с * годы, принималась истцом, замечаний не было. Справка Рыбниковской сельской администрации о наличии КРС у жителей с. * не содержит достоверные сведения. Граждане могут проживать на территории села, но иметь скот. Просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица – Министерства финансов Свердловской области Кочнева Л.А., действующая на основании доверенности от * года (л.д.29 том 2), поддержала уточненные требования, доводы письменного отзыва (л.д.23-28 том 2).
Представитель третьего лица Рыбниковской сельской администрации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, поддержала заявленные требования (л.д.63 том 2).
Судом определено рассмотреть дело при данной явке лиц (ч.3 ст. 167 ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
На основании Соглашений об условиях и порядке использования субсидии на поддержку производства животноводческой и рыбной продукции (от * года *, от * года *, от * года * (в редакции дополнительного соглашения от * года *), заключенных в период с * год (копии прилагаются) Индивидуальному предпринимателю Решетникову В.М. были предоставлены средства из областного бюджета в виде субсидии на производство животноводческой и рыбной продукции в размере: 1) * год – 1483 356 руб.; 2) * год – 1518 993 руб.; 3) по * года года – 1002 636 руб. Общая сумма предоставленных ответчику субсидий в период с * года составила 4004 985 руб. (л.д. 16-18, 19-21, 22-24, 25)
Факт выплаты указанных сумм ответчику подтверждается платежными поручениями и сводными справками-расчетами о причитающихся субсидиях на поддержку производства животноводческой и рыбной продукции по состоянию на * года, * года и * года, не оспаривается получателем (л.д.26-76).
Поскольку ответчик прекратил * года (л.д.211-214 том 1) деятельность в качестве ИП, производство по делу № * * года прекращено.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Свердловской области от 06.02.2013 года № 134-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку производства животноводческой и рыбной продукции» (далее – порядок) предоставление субсидий осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
Согласно пункту 4 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области и закупающим на территории Свердловской области у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сырое молоко для последующей (промышленной) переработки или реализации для последующей (промышленной) переработки на территории Свердловской области, для возмещения части затрат на закупку сырого молока.
Согласно пункту 6 Порядка объем закупленного сырого молока на территории Свердловской области у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и переработанного молока или объем закупленного сырого молока на территории Свердловской области у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и реализованного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области по переработке молока, при условии приемки молока по ГОСТу Р 52054-2003 "Молоко коровье сырое. Технические условия" (пункты 4.2, 4.3, 4.6, 4.7 раздела 4 и пункт 5.3 раздела 5), в перерасчете на базисную общероссийскую норму массовой доли жира - 3,4 процента и белка - 3 процента (далее - закупленное и реализованное молоко).
Согласно подпункту 3 пункта 7 Порядка субсидия предоставляется на основании соглашений, заключаемых получателем с Министерством по форме, утверждаемой Министерством, при соблюдении указанного ниже условия:
- осуществление закупа сырого молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Свердловской области, за период с 01 декабря отчетного финансового года по 01 декабря текущего финансового года.
Согласно подпункту 3 пункта 8 Порядка субсидия предоставляется не выше фактически произведенных в текущем году расходов в размере 3 000 рублей за период с 01 декабря отчетного финансового года по 01 декабря текущего финансового года, за тонну закупленного и реализованного молока.
Согласно подпункту 3 пункта 12 Порядка в случае заключения соглашения об условиях предоставления и использования субсидии получатель ежемесячно, не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) в трех экземплярах справку-расчет о причитающихся субсидиях на поддержку животноводческой и рыбной продукции с приложением заверенных получателем копий следующих документов:
- реестра договоров с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство;
-журнала учета приемки (закупки) молока от граждан (форма N СП-22) с приложением ведомости учета приемки (закупки) молока в разрезе сдатчиков (приложение к форме N СП-22);
- приемной квитанции о закупке сырого молока или накладной на отпуск молока в собственный или находящийся в использовании на ином законном основании перерабатывающий цех. Объемы закупленного и реализованного молока для последующей (промышленной) переработки подтверждаются журналами учета приемки (закупки) молока от граждан (форма № СП-22), ведомостями учета приемки (закупки) молока (приложение к форме № СП-22) (далее - ведомость учета приемки молока), приемными квитанциями, и отражаются в справках-расчетах о причитающихся субсидиях Управления. Информация о субсидиях на возмещение части затрат на закупку сырого молока, предоставленных Управлением ответчику в * годах, также отражены в сводных справках-расчетах о причитающихся субсидиях сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовленных Управлением.
Согласно абзацу 1 пункта 24 Порядка Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) и органы государственного финансового контроля Свердловской области осуществляют обязательную проверку соблюдения организацией (получателем) условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Министерством финансов Свердловской области в период с * года по * года проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в Министерстве, в том числе и у иных юридических (физических) лиц, получивших средства областного бюджета за * годы. На основании предоставленных в адрес Министерства ответчиком реестров договоров о закупе молока (копии прилагаются), Министерством финансов Свердловской области проведена выборка граждан и составлен список по * жителю с. * Каменского района Свердловской области, осуществлявших сдачу молока ответчику в * годах.
На основании информации, предоставленной письмом от * года * Рыбниковской сельской Администрации муниципального образования Каменский городской округ (л.д.81-83 том 1), Министерством финансов Свердловской области проведен анализ наличия крупного рогатого скота у граждан и возможность осуществления закупа молока. Проведенным анализом установлено, что из * гражданина, с которыми ответчиком были заключены договоры купли-продажи на закуп молока, * граждан не проживают в с. * Каменского района Свердловской области, * граждан имели крупный рогатый скот только в * году. Данный факт отражен в Акте * от * года (л.д.84-87 том 1). Таким образом, Министерством финансов Свердловской области в рамках проведенной проверки выявлено, что ответчиком для реализации права на получение субсидий в * годах предоставлялись в Министерство документы, содержащие недостоверные данные.
Согласно абз. 7 пп. 2 п. 11 Порядка одним из оснований отказа в предоставлении субсидии является предоставление заявителем документов, содержащих заведомо недостоверные данные. Учитывая изложенные обстоятельства, в адрес истца поступило предписание об устранении выявленных нарушений по акту проверки от * года *. Сумма нарушения согласно предписанию составляет 203 985 руб. (л.д.77-80 том 1).
Обязанностью ответчика было фактически отчитаться за получение денег из бюджета, то есть представить достоверные сведения.
Согласно пункту 20 Порядка при выявлении фактов неправомерного получения субсидий субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения соответствующего требования. При невозврате субсидии в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в судебном порядке.
Министерством было подготовлено и направлено в адрес ответчика требование от * года * о необходимости возврата субсидии в размере 203 985 рубля. Возврат неправомерно полученной субсидии ответчик должен был произвести до * года (л.д.191-193 том 1).
Информационное письмо ГБУ СО «*» от * года * (л.д.59-60 том 2) также подтверждает факт предоставления ответчиком в Министерство документов, содержащих недостоверных сведений о наличии крупного рогатого скота у граждан в с. *.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в полном объеме выполнены обязательства по предоставлению субсидии. Однако, излишне полученная субсидия не возвращена. Расчет неправомерно предоставленной субсидии, предоставленной ИП Решетникову В.М. за * годы (л.д.15-16 том 2) суд находит верным, ответчиком не оспорен. Таким образом, требования истца правомерны и подлежат удовлетворению в размере 186183 руб. с учетом уточнений иска от * года (л.д.64 том 2).
Изучив представленные ответчиком документы: реестр о приеме молока за * года (л.д.67-68 том 2), акт проверки начисления и использования бюджетных средств от * года (л.д.69-70 том 2), суд считает, что данные документы не опровергают факт предоставления ответчиком в Министерство документов, содержащих недостоверных сведений, напротив, они согласуются с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кроме того, истец просит взыскать с учетом уточнений от * года (л.д.64 том 2) неустойку в размере 2569 руб. 32 коп.за период с * года по * года.
Согласно пункту 3.3. трехсторонних соглашений, в случае нарушения сроков возврата субсидии, предусмотренных пунктом 2.3.8 соответственно, получатель уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты неустойки, от суммы субсидии, подлежащей к возврату в бюджет, за каждый день просрочки.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Учитывая, что ответчик обязательство по оплате в сроки, установленные в договоре, не исполнил, форма соглашения о неустойке соблюдена, суд считает, что истцом правомерно начислены пени.
Возражений по расчету (л.д.6, 64 том 2) представителем ответчика не заявлено, также как и о применении ст. 333 ГК РФ.
Требование истца подлежит удовлетворению в размере 2569 руб. 32 коп.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета государственная пошлина в размере пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 4 975 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области к Решетникову В.М. о взыскании денежной суммы удовлетворить.
Взыскать с Решетникова В.М. в бюджет Свердловской области сумму неправомерно полученной субсидии на поддержку производства животноводческой и рыбной продукции в размере 186183 руб., неустойку за нарушение срока возврата субсидии за период с * года по * года в размере 2569 руб. 32 коп., всего 188752 (сто восемьдесят восемь тысяч семьсот пятьдесят два) руб. 32 коп.
Взыскать с Решетникова В.М. в доход местного бюджета «МО город Каменск-Уральский» госпошлину в размере 4 975 (четыре тысячи девятьсот семьдесят пять) руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2018 года.
Судья С.Л. Мартынюк