Дело № 2а-65/2020
10RS0009-01-2020-000092-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Хлебаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Воронину В.В. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – МИ ФНС №2 по РК, административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Воронину В.В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по тем основаниям, что согласно ст. 357 НК РФ Воронин В.В. является плательщиком транспортного налога, т.к. имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., г.р.з. №, грузовой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., г.р.з. №. Сумма транспортного налога за 2015 год составила 16038руб.: 438 руб. - за легковой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., г.р.з. №, 15600 – за грузовой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., г.р.з. №. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога налогоплательщику начислены пени: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 64,15 руб.; а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2565,72 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 909,63 руб. Начисление транспортного налога за налоговый период 2015 год, а также направление административному ответчику налоговых уведомлений и требований об уплате налога производились МИ ФНС №1 по РК. В соответствии со статьей 69 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога, пени: от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Требования до настоящего времени не исполнены. Учитывая, что процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, следовательно, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявление о взыскании задолженности с Воронина В.В. Ходатайство мотивировано тем, что налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы. На основании изложенного, административный истец просит суд: взыскать с Воронина В.В. задолженность по транспортному налогу, пени в размере 19577,50 руб.
В соответствии с требованиями ч.7 ст. 125 КАСРФ административное исковое направлялось налоговым органом административному ответчику, возвращено отправителю с отметкой «адресат не проживает».
Административный истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда, о подготовке и назначении судебного заседания, копия административного иска с приложениями, направлялись судом административному ответчику, им не получены, судебная корреспонденция возвращена в суд.
С учетом взаимосвязи положений ст.ст.98-101 КАС РФ, с учетом отказа административного ответчика от получения судебной корреспонденции, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Воронину В.В. о взыскании задолженности по налогам в части административных исковых требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16038 руб. и пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64,15 руб. прекращено в связи с тем, что поскольку имеется вступивший в законную силу судебный приказ о том же предмете и по тем же основаниям.
В связи с этим предметом судебного рассмотрения является взыскание с административного ответчика задолженности по пени: начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2565,72 руб., начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 909,63 руб.
В соответствии со ст.57 КонституцииРФ и ч.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Частью 4 ст.57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п.2 ст.48 НКРФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что за административным ответчиком Ворониным В.В. в 2015 году были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- легковой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., рег.№, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.
- грузовой автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 2015 год за указанные автомобили в сумме 16038 руб. (438 руб. + 15600 руб.).
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС №1 по Республике Карелия обратилась к мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Воронина В.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16038 руб. и пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64,15 руб. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Муезерского района Республики Карелия (с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки) вынесен судебный приказ №а-757/2017 о взыскании с Воронина В.В. вышеуказанной задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 16038 руб. и пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 64,15 руб. Данный судебный приказ не отменялся, вступил в законную силу, получен Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Карелия. Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела №а-757/2017, представленными по запросу суда из судебного участка Муезерского района Республики Карелия.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога за 2015 год, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 2565,72 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 909,63 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней в соответствии со ст.48 НК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, которое подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб. При этом заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Общая сумма пеней превысила 3000 руб. на момент направления налогоплательщику требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом налоговый орган должен был обратится в суд с заявлением о взыскании не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2565,72 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 909,63 руб. к мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия административный истец не обращался.
Рассматриваемое административное исковое заявление с приложенными документами направлено в Муезерский районный суд Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по пеням последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обоснование уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления в суд налоговым истцом каких либо доводов не представлено. Вместе с тем, полагают, что пропущенный срок подлежит восстановлению, так как налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
При разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд принимает во внимание, что, административное исковое заявление направлено в суд по истечении более 1 года с момента окончания шестимесячного срока для обращения в суд по последнему из направленных административному ответчику требований. Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени для взыскания задолженности в судебном порядке, учитывая, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем, административный истец не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах, уважительных причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд не установлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока суд не усматривает.
В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В связи с этим суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.180, 286-290, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия к Воронину В.В. о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2565 руб. 72 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 909 руб. 63 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Каськович