Дело № 5-186/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ульяновск 05 июня 2020 года
Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Хуртина А.В., с участием аудитора Счетной палаты Ульяновской области Лахтиной Л.Ю., при секретаре Борисовой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
заместителя Министра Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Снежинской Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>
привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель Министра Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Снежинская Н.В., являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, нарушила условия их предоставления, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> подавало заявления о предоставлении субсидии хозяйствующему субъекту из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с переработкой продукции растениеводства по утвержденной ставке субсидий в размере 95% затрат. Комиссия Министерства рассматривала документы, однако по пяти соглашениям субсидия выплачивалась не в соответствии с расчетом. Министерство занизило размер субсидии ООО <данные изъяты> на сумму 2029,5 тысяч рублей. Согласно распоряжению Министерства от 05.03.2019 №145 должностным лицом, ответственным за реализацию Правил предоставления субсидий хозяйствующим субъектам от 01.06.2015 №244-П, является заместитель Министра Снежинская Н.В., действия которой с 05.03.2019 по 31.13.2019 привели к занижению размера субсидий на указанную сумму.
В судебное заседание Снежинская Н.В. не явилась, представила в суд пояснения, согласно которым проверка всех обстоятельств произведена не в полном объеме, её вина административным органом не доказана. Распоряжением на неё возложена обязанность по заключению соглашений о предоставлении субсидии, грантов и выплат в установленные сроки. Обязанность по принятию решения о предоставлении субсидии и расчету её размера на неё не возложена. Она поставила свою подпись в распоряжении о предоставлении субсидии в связи с принятием комиссией Министерства положительного решения. Полагала, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения и просила при установлении состава правонарушения производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, так как областному бюджету ущерб не причинен, право ООО <данные изъяты> на предоставление субсидий не нарушено, суммы субсидий утверждены Министерством на основании писем ООО о перечислении в соответствии с корпоративным графиком поступления платежей, не соответствующим расчетам размера субсидий.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля аудитор Счетной палаты Ульяновской области ФИО4 пояснила, что Счетной палатой Ульяновской области проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности использования средств областного бюджета Ульяновской области, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции». В результате проверки выявлены нарушения условий предоставления субсидий ООО <данные изъяты> Минсельхоз сам разработал правила предоставления субсидий, составил справку-расчет, допустил юридическое лицо до комиссии и принял решение о выделении субсидий в утвержденных суммах. Комиссию по предоставлению субсидий возглавляет Снежинская Н.В. Ею же подписаны все документы, в которых указаны заниженные по сравнению с расчетами размеры выплат. При этом в случае отсутствия денежных средств в рассчитанных суммах достаточно было указать в протоколе причину недоплаты, и это не было бы квалифицировано как нарушение условий предоставления субсидий, поскольку причины недоплат были бы уважительными. Уже после проведения проверки появились письма ООО <данные изъяты> с просьбой оплатить субсидии в меньших суммах. Эти письма не зарегистрированы, на них нет штампов входящей корреспонденции и даты регистрации. Обратила внимание суда на то, что акт контрольного мероприятия подписан Снежинской Н.В. без разногласий и что ущерб причинен хозяйствующему субъекту, имеющему право на предоставление субсидий согласно произведенным расчетам и утвержденным комиссией размерам. В свою очередь ООО <данные изъяты> не доплатит в казну налоги, поскольку субсидии выделены ему не в полном объеме.
Выслушав свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с пп.3 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Постановлением правительства Ульяновской области от 01.06.2015 №244-П утверждены Правила предоставления субсидий хозяйствующим субъектам из областного бюджета Ульяновской области с целью возмещения части их затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства.
Приказом Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 01.06.2019 №6 утверждены ставки субсидий и формы документов для предоставления хозяйствующим субъектам субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства: в размере 95% затрат хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением сырья, включая затраты, связанные с доставкой и хранением приобретенного сырья для его последующей промышленной переработки.
Из представленных материалов дела следует, что Счетной палатой Ульяновской области в период с 13.01.2020 по 26.02.2020 проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности использования средств областного бюджета Ульяновской области, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции». В ходе проверки установлено, что выделенные хозяйствующему субъекту ООО <данные изъяты> субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с промышленной переработкой продукции растениеводства, менее установленных приказом Министерства 95% затрат хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением сырья.
Согласно справкам-расчетам на получение субсидии предоставленной главным бухгалтером ООО <данные изъяты> размер субсидий должен составлять 100006,2, 50025,0, 51300,76, 54000,45, 50297,09 тысяч рублей соответственно.
Однако в ходе контрольных мероприятий установлено, что субсидии выплачены в размерах 100000,0, 50000,0, 50000,0, 50000,0, 50000,0 тысяч рублей соответственно. Разница составила 2029,5 тысяч рублей.
Из протоколов заседания комиссии для проведения проверок соответствия сельскохозяйственных товаропроизводителей условиям и требованиям, проверок достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в Министерство, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № следует, что председателем комиссии являлась Снежинская Н.В. и что ООО <данные изъяты>» соответствует установленным условиям, в связи с чем Министерству рекомендовано предоставить ООО субсидии в размерах 50 000 000,00 (по первым четырем протоколам), 100 000 000,00 рублей соответственно, то есть менее 95% затрат, что противоречит утвержденным комиссией документам, которые были признаны соответствующими требованиям.
При этом имеющиеся в материалах дела справки главного бухгалтера ООО <данные изъяты> с просьбой оплатить субсидии в меньших суммах с правом повторного обращения в Министерство по оплате оставшихся средств без даты, штампов регистрации входящей корреспонденции и каких-либо юридических обоснований, не могут свидетельствовать о невиновности Снежинской Н.В. в нарушении правил предоставления субсидий. Наоборот, они подтверждают факты таких нарушений.
Следовательно, объективная сторона правонарушения и его объект установлены верно, поскольку необоснованное занижение сумм предоставляемых хозяйствующему субъекту субсидий является нарушением порядка их предоставления.
Соглашения между Министерством и ООО <данные изъяты> о предоставлении субсидий подписаны замминистра Снежинской Н.В. и главным бухгалтером ООО <данные изъяты> ФИО5, уведомления о предоставлении субсидий подписаны также Снежинской Н.В.
Согласно перечню должностных лиц Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, ответственных за реализацию отдельных мероприятий, связанных с предоставлением субсидий, № от ДД.ММ.ГГГГ, ответственной за заключение соглашений о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидии и выплат в установленные сроки, является замминистра Снежинская Н.В.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, субъект правонарушения установлен административным органом правильно – Снежинская Н.В.
Проверка и оценка судом приведенных доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, относимы, допустимы и достоверны, а в совокупности достаточны для разрешения дела.
В действиях должностного лица Снежинской Н.В. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает требования ст.ст.4.1-4.3,4.5 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства содеянного, данные о личности Снежинской Н.В., ее имущественное положение. С учетом всех обстоятельств дела суд считает возможным назначить Снежинской Н.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Административное правонарушение, совершенное Снежинской Н.В., не отвечает признакам статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. Кроме того, сумма недополученных субсидий в размере более 2 миллионов рублей не может быть признана для ООО <данные изъяты> незначительной, а принятое решение о неоплате утвержденной приказом Министерства ставки субсидий подрывает авторитет органов исполнительной власти. В связи с чем, основания для признания совершенного Снежинской Н.В. административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Снежинскую Н.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: <данные изъяты>
Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд.
Судья А.В. Хуртина