Решения по делу № 12-152/2017 от 28.02.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь                                  ДД.ММ.ГГГГ

Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Богдановой Е.Н., с участием защитника общества с ограниченной ответственностью «НОВОГОР - Прикамье» по доверенности Желниной Э.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты праву потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по доверенности Меркушевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «НОВОГОР - Прикамье» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внеплановой выездной проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю в деятельности ООО «НОВОГОР – Прикамье» по сбору, очистке и распределению воды выявлены следующие нарушения:

- общество допустило эксплуатацию Чусовского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми при отсутствии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны Чусовского водозабора, предусмотренного пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», согласно которому проект зоны санитарной охраны (ЗСО) с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке;

- общество допустило эксплуатацию Чусовского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми без обозначения столбами со специальными знаками границ второго пояса зон санитарной охраны Чусовского водозабора на пересечении дорог, пешеходных троп и пр., предусмотренными пунктом 3.3.3.5 СанПин 2.1.4.1110-02;

- общество допустило эксплуатацию Большекамского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми при отсутствии проекта зон санитарной охраны для Большекамского водозабора, предусмотренного пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», согласно которому организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО долен быть составной частью проекта хозяйственно – питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Ввиду отсутствия проекта зон санитарной охраны не разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, не установлены правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, предусмотренных пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- общество допустило эксплуатацию Большекамского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми при отсутствии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны Большекамского водозабора, предусмотренного пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», согласно которому проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке;

- допустило эксплуатацию Большекамского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми без обозначения столбами со специальными знаками границ второго пояса зон санитарной охраны Большекамского водозабора на пересечении дорог, пешеходных троп и пр., предусмотренными пунктом 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1119-02;

- допустило эксплуатацию Ново – Лядовского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми при отсутствии проекта зон санитарной охраны для Ново – Лядовского водозабора, предусмотренного пунктом 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», согласно которому организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО долен быть составной частью проекта хозяйственно – питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Ввиду отсутствия проекта зон санитарной охраны не разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника, не установлены правила и режим хозяйственного использования трех поясов ЗСО, предусмотренных пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02;

- допустило эксплуатацию Ново – Лядовского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми при отсутствии сантарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны Ново – Лядовского водозабора, предусмотренного пунктом 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», согласно которому проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке;

- общество допустило эксплуатацию Ново – Лядовского водозабора для обеспечения питьевой водой населения г. Перми без обозначения столбами со специальными знаками границ второго пояса зон санитарной охраны Ново – Лядовского водозабора на пересечении дорог, пешеходных троп и пр., предусмотренными пунктом 3.3.3.5. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 29.11.2016, распоряжения от 01.12.2016, по факту регистрации высокого уровня заболеваемости острым гепатитом А среди населения города Перми.

По выявленным нарушениям составлен акт проверки от 14.12.2016, копия которого вручена защитнику юридического лица, а также направлена в ООО «НОВОГОР – Прикамье».

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НОВОГОР – Прикамье» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом.

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВОГОР - Прикамье» признано виновным по части 2 статьи 8.42 КоАП РФ – использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Защитник в жалобе просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что границы санитарно-водоохранной зоны ранее были установлены решениями исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся от 12.10.1972 № 432, от 24.11.1966 № 868, 23.01.1965 № 27. Указанные нормативные акты не содержат требований о разработке проектов ЗСО и получении санитарно-эпидемиологических заключений, они действуют и в настоящее время, поскольку не были отменены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно пункту 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения, в связи с чем на ООО «НОВОГОР – Прикамье» не может быть возложена обязанность обозначить границы второго пояса зон санитарной охраны водозаборов столбами со специальными знаками.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 55 Водного кодекса России собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Исходя из перечисленных выше правовых норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, ООО «НОВОГОР – Прикамье» не является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.

Представитель административного органа не согласна с жалобой по доводам, изложенным в возражениях.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Доводы жалобы о том, что ООО «НОВОГОР – Прикамье» не является субъектом правонарушения, обществом были соблюдены требования законодательства, действовавшего на момент ввода водозаборных сооружений в эксплуатацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают общество от обязанности соблюдения требований законодательства, действующего в настоящее время.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ, образует использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пунктам 1.2 – 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу пункта 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011, регламент разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги, определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги.

В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации и осуществляющие забор (изъятие) водных ресурсов с целью обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Пермского края.

Из концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальное образование «город Пермь, муниципальное предприятие «Пермводоканал» и ООО «НОВОГОР – Прикамье» заключили соглашение о том, что Концедент передает Концессионеру (ООО «НОВОГОР – Прикамье») права владения и пользования муниципальным имуществом в виде объектов системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению холодной воды, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Перми с использованием объектов соглашения.

Согласно пунктам 6.1.2, 6.1.3 Соглашения концессионер обязуется содержать переданное имущество в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами, нести расходы, связанные с содержанием объекта в соответствии с установленными законодательством России санитарными и техническими требованиями.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что юридическим лицом, владеющим и осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, является ООО «НОВОГОР – Прикамье», которое использует водные объекты в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения города Перми, в силу концессионного соглашения является владельцем объектов системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению холодной воды, обязано содержать переданное имущество в порядке, предусмотренном санитарными правилами и нормами, нести расходы, связанные с содержанием объекта в соответствии с установленными санитарными требованиями, несет ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в связи с чем на него распространяются положения пункта 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 о выполнении требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе и в части разработки ЗСО и получения санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны, а также выполнении требований пункта 3.3.3.5 об обозначении границ второго пояса ЗСО столбами со специальными знаками.

Доводы жалобы о том, что границы санитарно-водоохранной зоны ранее были установлены решениями исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся от 12.10.1972 № 432, от 24.11.1966 № 868, 23.01.1965 № 27, указанные нормативные акты не содержат требований о разработке проектов ЗСО и получении санитарно-эпидемиологических заключений, они действуют и в настоящее время, поскольку не были отменены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.

Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.

Данная норма является отсылочной, в связи с чем для установления состава правонарушения в действиях виновного лица требуется анализ законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Согласно части 2 статьи 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В силу пунктов 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, законодатель, устанавливая ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из обязательности выполнения санитарно - эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, указанных в соответствующих нормативных актах, на момент их вступления в силу.

Следовательно, принятие Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения," СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения», фактически отменяет действие ранее принятых правовых нормативных актов по регулированию общественных отношений в сфере организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находившимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законно установленной обязанности. Таких обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлено не было.

Вина ООО «НОВОГОР – Прикамье» в совершении правонарушения подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, другими документами дела.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.

ООО «НОВОГОР – Прикамье» в своей деятельности не обеспечило соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения в части использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения без соблюдения ограничений, установленных санитарными правилами, в связи с чем совершило правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.42 КоАП РФ.

Доводы жалобы юридического лица направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при производстве по делу, ранее были предметом рассмотрения при вынесении постановления о привлечении ООО «НОВОГОР – Прикамье» к ответственности по части 2 статьи 8.42 КоАП РФ, где получили надлежащую оценку, не соглашаться с которой оснований не имеется.

В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления.

Наказание за совершение данного правонарушения для юридических лиц предусмотрено в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «НОВОГОР – Прикамье» назначено наказание в виде штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.42 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отношении ООО «НОВОГОР – Прикамье»

оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья О.А. Мокрушин

12-152/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО " Новогор-Прикамье"
Другие
Желнина Эльвира Викторовна
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Мокрушин Олег Александрович
Статьи

КоАП: ст. 8.42 ч.2

Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
27.02.2017Материалы переданы в производство судье
06.03.2017Истребованы материалы
16.03.2017Поступили истребованные материалы
18.04.2017Судебное заседание
05.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.06.2017Вступило в законную силу
22.06.2017Дело оформлено
22.06.2017Дело передано в архив
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее