Решение по делу № 2-891/2017 (2-16206/2016;) ~ М-16081/2016 от 12.12.2016

Гражданское дело № 2-891/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года                              г. Сургут

    Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи         Бочневич Н.Б.,

при секретаре         Гумаровой Г.Ф.,

с участием прокурора Сухининой Т.Ю., представителя ответчика Кураевой Е.В., представителя Сургутского управления природнадзора Югры Власовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сургута в защиту интересов муниципального образования городской округ Сургут и неопределенного круга лиц к Администрации города Сургута, ООО «Фаворит», 3-е лицо Сургутское Управление природнадзора Югры о возложении обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л :

Прокурор города Сургута обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования городской округ Сургут и неопределенного круга лиц к Администрации города Сургута о возложении обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой г. Сургута была проведена проверка по информации Сургутского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений о нарушениях природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования, а именно не санкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке расположенном на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес>. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона на земельном участке, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> (координаты <данные изъяты>), имеется захламление земельного участка (навалом) отходами производства и потребления в виде: досок, бетонных блоков, автомобильных покрышек, полиэтилена упаковочного, бытовой техники, изоляторов и т.д., утративших свои потребительские свойства. Захламление территории ориентировочным объемом не менее 50 м2, на ориентировочной площади не менее 300м2. Данное место не оборудовано как специализированное место для временного размещения отходов. Указанные факты подтверждаются справкой, составленной главным специалистом Сургутского управления Природнадзора Югры ФИО6 По информации Администрации города Сургута, земельный участок, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> (кадастровый ), согласно прилагаемой карты-схемы, предоставлен в собственность по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит». Однако, в ходе проверки предоставленной ДИЗО администрации города информации установить собственника участка, на котором не санкционированно размещены бытовые отходы и мусор, не представляется возможным. Кроме того, согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре ООО «Фаворит» за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не обращалось, сведения о правах на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в ним отсутствуют. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к полномочиям органам местного самоуправления городских округов. Следовательно, полномочия по приему, сбору и утилизации бытовых отходов у населения, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. таким образом, вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками Администрации г. Сургута. Просит суд обязать Администрацию г. Сургута в течение одного месяца с момента вступления решения в законную сил устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно произвести сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке, расположенном пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> (координаты <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит» привлечено в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Сухинина Т.Ю., настаивают на заявленном требовании по тем же основаниям, что изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признала, так как между Администрацией и ООО «Фаворит» заключили договор купли-продажи данного участка.

Представитель ответчика ООО «Фаворит» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, уважительность причины не явки суду не сообщил.

Представитель 3-го лица в судебном заседании поддержала требования прокурора, просит исковые требования удовлетворить.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Прокуратурой г. Сургута была проведена проверка по информации Сургутского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, о нарушениях природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования, а именно не санкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес>.

Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> (координаты <данные изъяты>"), имеется захламление земельного участка (навалом) отходами производства и потребления в виде: досок, бетонных блоков, автомобильных покрышек, полиэтилена упаковочного, бытовой техники, изоляторов и т.д., утративших свои потребительские свойства. Захламление территории ориентировочным объемом не менее 50 м2, на ориентировочной площади не менее 300м2. Данное место не оборудовано как специализированное место для временного размещения отходов.

Факт расположения и наличия свалки не оспаривается представителем ответчика и подтвержден повторным актом осмотра, составленным в ходе слушания дела.

На основании ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, отходы производства и потребления, а также радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит» приобрели в собственность нежилое здание, общей площадью <адрес>).

На основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ муниципального образования городской округ город Сургут Администрации города «О предоставлении земельного участка ООО «Фаворит» в соответствие с Земельным кодексом РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О внесении в действие Земельного кодекса РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), распоряжениями Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Регламента Администрации г. Сургута (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ), от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче некоторых полномочий высшим должностным лицам Администрации города» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ) учитывая заявление ООО «Фаворит»: утвердить проект границ земельного участка площадью 2 653 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <адрес> (на пересечении <адрес>) в территориальной зоне Ж.2-Ю10, под автозаправочную станцию. Предоставить с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит» в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок площадью 2 653 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <адрес> (на пересечении <адрес>) в территориальной зоне Ж.2-Ю10, под автозаправочную станцию.

Согласно распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование городской округ город Сургут Администрация г. Сургута в соответствие с Земельным кодексом РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О внесении в действие Земельного кодекса РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), распоряжениями Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Регламента Администрации г. Сургута (с последующими изменениями), от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче некоторых полномочий высшим должностным лицам Администрации города» (с последующим изменениями) учитывая заявление ООО «Фаворит»: предоставить ООО «Фаворит» в собственность за плату земельный участок площадью 2 653 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне Ж.2-Ю10, расположенный в ХМАО-Югре в г. Сургута на пересечение улиц Контейнерной и Привокзальной, кадастровый номер земельного участка , под автозаправочную станцию. ООО «Фаворит» поддерживать на предоставленном земельном участке должный санитарный порядок и уровень благоустройства, не допускать загрязнения, захламления участка; соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; обеспечить сохранность существующих подземных, наземных коммуникаций и сооружений, бесприпятственный доступ к ним представителей экслуатирующих организаций; производить реконструкцию существующих объектов в соответствие с установленными градостроительными, строительными нормами, правилами и нормативными правовыми актами; произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок в установленном порядке. Отменить распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка «ООО «Фаворит».

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фаворит» приобрела в собственность у администрации муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок площадью 2 653 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <адрес> (на пересечении <адрес>) в территориальной зоне Ж.2-Ю10, под автозаправочную станцию.

Однако, материалами дела установлено, что ООО «Фаворит» не подписан договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, не произведена оплату по указанному договору. Согласно информации Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре ООО «Фаворит» за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не обращалось, сведения о правах на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в ним отсутствуют.

Автозаправочная станция, приобретенная ООО «Фаворит» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не эксплуатируется (отсутствует). Достоверных доказательств того, что ООО «Фаворит» является собственником отходов, суду не представлено.

Исходя из содержания пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Исходя из изложенного, учитывая, что свалка расположена в границах города, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, Администрацией г. Сургута не представлено, администрация как собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены отходы, в целях исполнения возложенных на нее обязанностей должна предпринимать меры для их ликвидации.

Одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, исковые требования Прокурора г. Сургута к Администрации г. Сургута подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Прокурора города Сургута в защиту интересов муниципального образования городской округ Сургут и неопределенного круга лиц к Администрации города Сургута, ООО «Фаворит», 3-е лицо Сургутское Управление природнадзора Югры о возложении обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.

    Обязать Администрацию города Сургута в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: произвести сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке, расположенном по <адрес> и <адрес> в <адрес> в <адрес> (кадастровый , координаты GPS <данные изъяты>").

    В удовлетворении исковых требований Прокурора города Сургута к ООО «Фаворит» о возложении обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы в Сургутский городской суд.

Судья     подпись

Копия верна: Судья                 Бочневич Н.Б.

2-891/2017 (2-16206/2016;) ~ М-16081/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сургута
Ответчики
Администрация г. Сургута
ООО "Фаворит"
Другие
Сургутское Управление природнадзора Югры
Суд
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Бочневич Наталья Бориславовна
Дело на странице суда
surggor--hmao.sudrf.ru
12.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2016Передача материалов судье
15.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2016Подготовка дела (собеседование)
28.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2017Судебное заседание
07.03.2017Подготовка дела (собеседование)
07.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
11.05.2017Подготовка дела (собеседование)
11.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2017Судебное заседание
02.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее