Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3328/2016 ~ М-1280/2016 от 29.02.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи     Хрячкова И.В.,

при секретаре             Семиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Башкиревой ФИО9 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на меры социальной поддержки, обязании внесения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Башкирева ФИО9 обратилась с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании за ней права на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв)

Свои доводы истица мотивирует тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ и проживала в <адрес> Казахской ССР. С 1949 года по 1957 год училась в <адрес> восьмилетней школе, <адрес>. С июня 1957 года по август 1959 года работала в <адрес> промкомбинате <адрес>.

С сентября 1961 года по сентябрь 1993 года работала в Потребительской кооперации, в <адрес>.

Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза, полученная истицей за вышеуказанные периоды проживания и работы составили 0,30 ЗВ (30,6 сЗв).

В период 1949 - 1990 годы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне проходили сверхсекретные, воздушные, высотные, наземные и подземные (с 13 нештатными ситуациями) испытания ядерного оружия мощностью 1600 килотонн каждое, без оповещения, без отселения населения. Данные обстоятельства подтверждены официальным изданием Министерства РФ по атомной энергетике и Министерства обороны РФ под руководством профессора РАИ ФИО5 (Саров, 1996 г.) «Испытание ядерного оружия и ядерные взрывы в мирных целях СССР Семипалатинский испытательный ядерный полигон 1949 - 1990 годы».

В результате этих испытаний население, прилегающих к полигону населенных пунктов, подверглось многолетнему облучению в том числе и население <адрес>, поселка <адрес>, где истица и проживала.

Работая в системе Потребительской кооперации по постановлению Центросоюза (<адрес>) и Облпотребсоюза <адрес> Центросоюза она обслуживала население сел (согласно графику работы автолавок). Истице, как организатору торговли, приходилось выезжать в районы:

<адрес>, Разъезд , <адрес>; <адрес>. Облучение в этих районах превышало допустимые нормы.

На основании данных, полученных в результате исследований и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ - XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» истице выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний.

Пенсия в Казахстане истице назначена на льготных условиях согласно статьи 13 Закона Казахской ССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» как работавшей в зоне экологического бедствия Казахской ССР.

Истица обращалась в Управление социальной защиты <адрес> с заявлением о выдаче (к замене) удостоверения Гражданина подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с приложением документов, подтверждающих факт нахождения в период ядерных испытаний в зоне радиоактивного излучения, подтверждающих уровень радиационного воздействия, для права на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан, но ей отказали в выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что <адрес> и <адрес> не входят в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, утвержденного распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истице в <адрес>, подтверждено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Суммарная эффективная эквивалентная доза Башкиревой В.И. составила 0,30 Зв(30,6 сЗв) и за ней признано право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, поскольку <адрес> и <адрес>, расположены в зоне повышенного радиационного риска.

Зона повышенного радиационного риска в соответствии с законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ - XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр. Поскольку в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ, документы, которые на территории одной из договорившихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленных гербовой печатью, принимаются на территории других договорившихся сторон без какого-либо специального удостоверения, при этом официальные документы сторон пользуются доказательной силой на территории других договорившихся стран, то истица считает, что наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания ее права на соответствующие льготы на территории Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер.     Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции РФ право на возмещение ущерба, причиненное здоровью и тем самым приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения.

Согласно Федеральному Закону от ДД.ММ.ГГГГ, № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и получившим суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правилами отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данными Правилами, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949- 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме, признав за нею право на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложив на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв).

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Тюнина Ю.Г. и представитель МЧС РФ по ГО и ЧС Шишкина А.Н. исковые требования не признали, пояснив суду, что истицей не предоставлено суду доказательств проживания в определенный период в Перечене населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные истцом доказательства, суд приходит к следующему.                                В судебном заседании установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>ёзовский <адрес> Казахской ССР, который, не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируются меры социальной поддержки только на строго определенную категорию лиц при соблюдении условий: проживание в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни, временной период проживания в указанных населенных пунктах - с 1949 г. по 1963 г.; получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

    Статьей 2 Федерального закона установлены меры социальной поддержки только гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

    Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 197-0 было установлено обстоятельство, что «решение вопросов, в частности, об уровне радиации, времени проживания граждан на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, перечне таких территорий отнесено к компетенции федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

    Следовательно, для удовлетворения своих требований истица должна доказать:

    Факт проживания в населенных пунктах, включенных в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 356-р Перечень;

    Временной период проживания с 1949 года по 1963 год;

    Факт получения эффективной дозы облучения, превышающей 25 бэр;

              Ссылка истицы на законодательство Республики Казахстан не может быть принята во внимание, так как <адрес> является суверенным государством, имеет собственное законодательство, которое устанавливает собственные требования к предоставлению социальных льгот и гарантий гражданам своей республики. В Российской Федерации указанные льготы и гарантии возможно предоставить гражданам, переехавшим из Казахстана, только при соответствии законодательства Республики Казахстан законодательству РФ, в противном случае граждане, выехавшие с территории Казахстана находились бы в более выгодном - неравном положении с гражданами РФ, что недопустимо.

    Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.

    В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

    Оснований для применения норм иностранного государства на территории Российской Федерации при рассмотрении данного дела не имеется.

    К тому же, статья 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ, на которую в исковом заявлении ссылается истица, распространяет действие Конвенции только на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Истица же является гражданкой РФ и на нее в полной мере распространяется российское законодательство, а не законодательство иностранного государства, в котором она ранее проживала.

    Ссылка истицы на статью 13 Конвенции несостоятельна, так как предоставление правовой защиты лицам, проживающим в государствах- участниках Конвенции, на территории других государств- участников не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают «местные» граждане. Речь идет только о способах защиты уже имеющихся прав.

    Статья 13 Конвенции лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов власти государства без необходимости дополнительного удостоверения и не обозначает его автоматического исполнения.

    Из представленных документов: копий свидетельства о рождении ( л.д.14); трудовой книжки (л.д.15 -31), не усматривается, что истица выполняла работы в зоне отчуждения.

    Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается.

    Истцом не представлено доказательств нахождения в спорный период в зоне отчуждения.

    Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Башкиревой ФИО9 в удовлетворении исковых требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании за нею право на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв) - отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца.

               Судья                                  И.В. Хрячков

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи     Хрячкова И.В.,

при секретаре             Семиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Башкиревой ФИО9 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на меры социальной поддержки, обязании внесения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Башкирева ФИО9 обратилась с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании за ней права на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв)

Свои доводы истица мотивирует тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ и проживала в <адрес> Казахской ССР. С 1949 года по 1957 год училась в <адрес> восьмилетней школе, <адрес>. С июня 1957 года по август 1959 года работала в <адрес> промкомбинате <адрес>.

С сентября 1961 года по сентябрь 1993 года работала в Потребительской кооперации, в <адрес>.

Учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза, полученная истицей за вышеуказанные периоды проживания и работы составили 0,30 ЗВ (30,6 сЗв).

В период 1949 - 1990 годы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне проходили сверхсекретные, воздушные, высотные, наземные и подземные (с 13 нештатными ситуациями) испытания ядерного оружия мощностью 1600 килотонн каждое, без оповещения, без отселения населения. Данные обстоятельства подтверждены официальным изданием Министерства РФ по атомной энергетике и Министерства обороны РФ под руководством профессора РАИ ФИО5 (Саров, 1996 г.) «Испытание ядерного оружия и ядерные взрывы в мирных целях СССР Семипалатинский испытательный ядерный полигон 1949 - 1990 годы».

В результате этих испытаний население, прилегающих к полигону населенных пунктов, подверглось многолетнему облучению в том числе и население <адрес>, поселка <адрес>, где истица и проживала.

Работая в системе Потребительской кооперации по постановлению Центросоюза (<адрес>) и Облпотребсоюза <адрес> Центросоюза она обслуживала население сел (согласно графику работы автолавок). Истице, как организатору торговли, приходилось выезжать в районы:

<адрес>, Разъезд , <адрес>; <адрес>. Облучение в этих районах превышало допустимые нормы.

На основании данных, полученных в результате исследований и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ - XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» истице выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний.

Пенсия в Казахстане истице назначена на льготных условиях согласно статьи 13 Закона Казахской ССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» как работавшей в зоне экологического бедствия Казахской ССР.

Истица обращалась в Управление социальной защиты <адрес> с заявлением о выдаче (к замене) удостоверения Гражданина подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с приложением документов, подтверждающих факт нахождения в период ядерных испытаний в зоне радиоактивного излучения, подтверждающих уровень радиационного воздействия, для права на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан, но ей отказали в выдаче (замене) удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что <адрес> и <адрес> не входят в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, утвержденного распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истице в <адрес>, подтверждено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Суммарная эффективная эквивалентная доза Башкиревой В.И. составила 0,30 Зв(30,6 сЗв) и за ней признано право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, поскольку <адрес> и <адрес>, расположены в зоне повышенного радиационного риска.

Зона повышенного радиационного риска в соответствии с законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ - XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр. Поскольку в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ, документы, которые на территории одной из договорившихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленных гербовой печатью, принимаются на территории других договорившихся сторон без какого-либо специального удостоверения, при этом официальные документы сторон пользуются доказательной силой на территории других договорившихся стран, то истица считает, что наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания ее права на соответствующие льготы на территории Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер.     Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции РФ право на возмещение ущерба, причиненное здоровью и тем самым приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения.

Согласно Федеральному Закону от ДД.ММ.ГГГГ, № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и получившим суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правилами отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данными Правилами, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949- 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме, признав за нею право на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложив на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв).

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Тюнина Ю.Г. и представитель МЧС РФ по ГО и ЧС Шишкина А.Н. исковые требования не признали, пояснив суду, что истицей не предоставлено суду доказательств проживания в определенный период в Перечене населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные истцом доказательства, суд приходит к следующему.                                В судебном заседании установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>ёзовский <адрес> Казахской ССР, который, не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируются меры социальной поддержки только на строго определенную категорию лиц при соблюдении условий: проживание в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни, временной период проживания в указанных населенных пунктах - с 1949 г. по 1963 г.; получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

    Статьей 2 Федерального закона установлены меры социальной поддержки только гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

    Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 197-0 было установлено обстоятельство, что «решение вопросов, в частности, об уровне радиации, времени проживания граждан на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, перечне таких территорий отнесено к компетенции федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

    Следовательно, для удовлетворения своих требований истица должна доказать:

    Факт проживания в населенных пунктах, включенных в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 356-р Перечень;

    Временной период проживания с 1949 года по 1963 год;

    Факт получения эффективной дозы облучения, превышающей 25 бэр;

              Ссылка истицы на законодательство Республики Казахстан не может быть принята во внимание, так как <адрес> является суверенным государством, имеет собственное законодательство, которое устанавливает собственные требования к предоставлению социальных льгот и гарантий гражданам своей республики. В Российской Федерации указанные льготы и гарантии возможно предоставить гражданам, переехавшим из Казахстана, только при соответствии законодательства Республики Казахстан законодательству РФ, в противном случае граждане, выехавшие с территории Казахстана находились бы в более выгодном - неравном положении с гражданами РФ, что недопустимо.

    Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.

    В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

    Оснований для применения норм иностранного государства на территории Российской Федерации при рассмотрении данного дела не имеется.

    К тому же, статья 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ, на которую в исковом заявлении ссылается истица, распространяет действие Конвенции только на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Истица же является гражданкой РФ и на нее в полной мере распространяется российское законодательство, а не законодательство иностранного государства, в котором она ранее проживала.

    Ссылка истицы на статью 13 Конвенции несостоятельна, так как предоставление правовой защиты лицам, проживающим в государствах- участниках Конвенции, на территории других государств- участников не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают «местные» граждане. Речь идет только о способах защиты уже имеющихся прав.

    Статья 13 Конвенции лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов власти государства без необходимости дополнительного удостоверения и не обозначает его автоматического исполнения.

    Из представленных документов: копий свидетельства о рождении ( л.д.14); трудовой книжки (л.д.15 -31), не усматривается, что истица выполняла работы в зоне отчуждения.

    Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается.

    Истцом не представлено доказательств нахождения в спорный период в зоне отчуждения.

    Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Башкиревой ФИО9 в удовлетворении исковых требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты <адрес> о признании за нею право на меры по социальной поддержке, как гражданина Российской Федерации, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Департамент социальной защиты по <адрес> обязанности внести ее в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, возложении на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, с указанием суммарной эффективной эквивалентной дозы 0,30 Зв (30,6 сЗв) - отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца.

               Судья                                  И.В. Хрячков

1версия для печати

2-3328/2016 ~ М-1280/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Башкирева Валентина Ивановна
Ответчики
МЧС России
Департамент социальной защиты Воронежской области
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Хрячков Иван Васильевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
29.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2016Передача материалов судье
04.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2016Предварительное судебное заседание
18.05.2016Судебное заседание
19.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2018Дело оформлено
03.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее