Дело №2а-5361/2021
Строка 3.027
УИД № 36RS0004-01-2021-005828-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску АО «ГСК «Югория» к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову А.А., врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмину А.В., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с расчетного счета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец АО «ГСК «Югория» обратилось в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову А.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с расчетного счета.
В административном исковом заявлении указано, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа 06.11.2018г. по делу № для осуществления принудительного взыскания задолженности в размере 3281руб. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа 12.08.2020г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
04.09.2020г. в рамках исполнительного производства №-ИП со счета должника были списаны денежные средства в общей сумме 16405руб.
Административный истец считает незаконным списание со счета денежных средств в размере 13124руб., поскольку размер задолженности по исполнительному производству составил лишь 3281руб.
Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец обратился в суд и просит: признать действия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридова А.А. по незаконному списанию денежных средств с расчетного счета АО «ГСК «Югория» в размере 13124руб. Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридова А.А. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмин А.В.
Стороны,будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что административному истцу, как он сам указывает в иске, стало известно о действиях пристава-исполнителя 20.04.2021г., оснований считать процессуальный срок, установленный для обращения в суд с административным исковым заявлением при установленных обстоятельствах, пропущенным, у суда считать не имеется.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В судебном заседании установлено, что на исполнении Ленинского РОСП г. Воронежа находилось исполнительное производство №-ИП от 12.08.2020г., возбужденное судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа на основании исполнительного листа ФС № от 20.09.2018г., предмет исполнения: госпошлина, присужденная судом, в размере 3281руб., в пользу ИФНС по Ленинскому району г.Воронежа.
Постановлением о возбуждении исполнительного производствадолжнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
27.08.2021г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридовым А.А. составлен Акт об изменении места совершения исполнительных действий, согласно которому исполнительный документа и копия Акта для исполнения направлена по территориальности в ОСП по г. Ханты-Мансийску Ханты-Мансийскому району.
Согласно сведениям, содержащимся в сводке по исполнительному производству №-ИП от 12.08.2020г. приставом-исполнителем Свиридовым А.А. 04.09.2021г. вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, 17.09.2020 г. – постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
Как усматривается из представленных стороной административного истца доказательств с расчетного счета истца списаны денежные средства в размере 16405руб.
Так, согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб., согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от 04.09.2020г. списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № Ленинским РОСП в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. на счет ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа перечислены денежные средства в сумме 3281,00 руб.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № произведен возврат излишне взысканных с ОАО ГСК «Югория» денежных средств по п/п № от 07.09.2020 в сумме 3124,00 руб.
Согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 157,00 руб., денежные средства в общей сумме 10 000 руб. перечислены Ленинским РОСПг.Воронежа в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. на лицевой счет УФССП по Воронежской области.
Таким образом, Ленинским РОСП г.Воронежа в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. о взыскании с ОАО ГСК «Югория» задолженности в размере 3281 руб. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежаи исполнительского сбора в размере 10000 руб. с должника было удержано 16405 руб., из которых 3281 руб. перечислены взыскателю, 3821 руб. возвращены должнику на основанииплатежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ №, остальная удержанная сумма зачтена в счет исполнительского сбора в размере 10000 руб.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Положениями ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены всуде.
В соответствии с ч. ч. 8, 12, 17 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, является мерой принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 названного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке. Таким образом, применение мер принудительного исполнения поставлено в зависимость от следующих обстоятельств: истечение срока для добровольного исполнения; отсутствие добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.
В судебном заседании административным истцом не представлено доказательств направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника.
В соответствии со статьей 30 Закона "Об исполнительном производстве" несоблюдение судебным приставом-исполнителем обязанности по направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства является прямым нарушением установленных законодателем требований.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе, частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Статья 112 Закона об исполнительном производстве связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения, выразившиеся в списании 16562руб. с банковского счета должника, нарушают права должника, который в силу положений статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" вправе исполнить требования исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения, а также вправе предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащего ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.
Принимая во внимание, что судебным приставом постановление о возбуждении исполнительного производства не было направлено в адрес должника,следовательно срок для добровольного исполнения не истек, у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Свиридова А.А. по списанию с расчетного счета АО ГСК «Югория» денежных средств в размере 13124,00 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. незаконными.
Обязать врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмину А.В.принять меры к возврату незаконно удержанных денежных средств в размере 10 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Леденева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.11.2021 г.
Дело №2а-5361/2021
Строка 3.027
УИД № 36RS0004-01-2021-005828-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.10.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску АО «ГСК «Югория» к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову А.А., врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмину А.В., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с расчетного счета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец АО «ГСК «Югория» обратилось в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридову А.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с расчетного счета.
В административном исковом заявлении указано, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа 06.11.2018г. по делу № для осуществления принудительного взыскания задолженности в размере 3281руб. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа 12.08.2020г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
04.09.2020г. в рамках исполнительного производства №-ИП со счета должника были списаны денежные средства в общей сумме 16405руб.
Административный истец считает незаконным списание со счета денежных средств в размере 13124руб., поскольку размер задолженности по исполнительному производству составил лишь 3281руб.
Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец обратился в суд и просит: признать действия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридова А.А. по незаконному списанию денежных средств с расчетного счета АО «ГСК «Югория» в размере 13124руб. Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридова А.А. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмин А.В.
Стороны,будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что административному истцу, как он сам указывает в иске, стало известно о действиях пристава-исполнителя 20.04.2021г., оснований считать процессуальный срок, установленный для обращения в суд с административным исковым заявлением при установленных обстоятельствах, пропущенным, у суда считать не имеется.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В судебном заседании установлено, что на исполнении Ленинского РОСП г. Воронежа находилось исполнительное производство №-ИП от 12.08.2020г., возбужденное судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа на основании исполнительного листа ФС № от 20.09.2018г., предмет исполнения: госпошлина, присужденная судом, в размере 3281руб., в пользу ИФНС по Ленинскому району г.Воронежа.
Постановлением о возбуждении исполнительного производствадолжнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
27.08.2021г. судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Воронежа Свиридовым А.А. составлен Акт об изменении места совершения исполнительных действий, согласно которому исполнительный документа и копия Акта для исполнения направлена по территориальности в ОСП по г. Ханты-Мансийску Ханты-Мансийскому району.
Согласно сведениям, содержащимся в сводке по исполнительному производству №-ИП от 12.08.2020г. приставом-исполнителем Свиридовым А.А. 04.09.2021г. вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, 17.09.2020 г. – постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
Как усматривается из представленных стороной административного истца доказательств с расчетного счета истца списаны денежные средства в размере 16405руб.
Так, согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб., согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от 04.09.2020г. списано 3281руб.; согласно инкассовому поручению № от ДД.ММ.ГГГГ списано 3281руб.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № Ленинским РОСП в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. на счет ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа перечислены денежные средства в сумме 3281,00 руб.
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № произведен возврат излишне взысканных с ОАО ГСК «Югория» денежных средств по п/п № от 07.09.2020 в сумме 3124,00 руб.
Согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб., от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3281,00 руб.,от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 157,00 руб., денежные средства в общей сумме 10 000 руб. перечислены Ленинским РОСПг.Воронежа в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. на лицевой счет УФССП по Воронежской области.
Таким образом, Ленинским РОСП г.Воронежа в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. о взыскании с ОАО ГСК «Югория» задолженности в размере 3281 руб. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежаи исполнительского сбора в размере 10000 руб. с должника было удержано 16405 руб., из которых 3281 руб. перечислены взыскателю, 3821 руб. возвращены должнику на основанииплатежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ №, остальная удержанная сумма зачтена в счет исполнительского сбора в размере 10000 руб.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Положениями ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены всуде.
В соответствии с ч. ч. 8, 12, 17 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, является мерой принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 названного Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке. Таким образом, применение мер принудительного исполнения поставлено в зависимость от следующих обстоятельств: истечение срока для добровольного исполнения; отсутствие добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.
В судебном заседании административным истцом не представлено доказательств направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника.
В соответствии со статьей 30 Закона "Об исполнительном производстве" несоблюдение судебным приставом-исполнителем обязанности по направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства является прямым нарушением установленных законодателем требований.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе, частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Статья 112 Закона об исполнительном производстве связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения, выразившиеся в списании 16562руб. с банковского счета должника, нарушают права должника, который в силу положений статьи 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" вправе исполнить требования исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения, а также вправе предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащего ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.
Принимая во внимание, что судебным приставом постановление о возбуждении исполнительного производства не было направлено в адрес должника,следовательно срок для добровольного исполнения не истек, у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для взыскания с должника исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Свиридова А.А. по списанию с расчетного счета АО ГСК «Югория» денежных средств в размере 13124,00 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП от 12.08.2020г. незаконными.
Обязать врио начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа УФССП по Воронежской области Кузьмину А.В.принять меры к возврату незаконно удержанных денежных средств в размере 10 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Леденева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.11.2021 г.