дело № 2-1890/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Заочное)
«12» апреля 2017 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барашкова С. Б., Ротановой Н. Р. к администрации Пушкинского муниципального района Московской области предоставлении в собственность за плату земельного участка,
установил:
Истцы Барашков С.Б. и Ротанова Н.Р. обратились в суд с требованиями к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 7528 кв.м (2885 кв.м – охранная зона коммуникации), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: <адрес> по цене, равной 15% от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они владеют на праве аренды указанным земельным участком, в границах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцам на праве равнодолевой собственности, торговые павильоны и нежилое здание. Такое использование земельного участка соответствует условиям арендного договора. При обращении истцов 07.12.2016 г. в администрацию Пушкинского муниципального района МО в приобретении участка в собственность за плату без проведения торгов ответчиком в письме от 28.12.2016 было отказано. Ссылаясь на п. 17 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в письме указано, что испрашиваемый участок является ограниченным в обороте в связи с расположением в зоне прохождения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта, предусмотренного СТП ТО МО «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» от 25.03.2016 №230/8. Истцы считают отказ ответчика в предоставлении в собственность участка не соответствующим закону и нарушающим их преимущественное право на приватизацию, поскольку утвержденных по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации документов территориального планирования и (или) документация по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок расположен в зоне прохождения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта, им не представлено и таковых не имеется.
В судебном заседании представитель истцов на основании доверенности Гапонец С.А. обстоятельства иска подтвердил полностью, исковые требования просил удовлетворить, скорректировав их с точки зрения исполнимости судебного акта об обязании ответчика предоставить спорный земельный участков собственность за плату в установленном законом порядке (путем заключения договора купли-продажи).
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание своих представителей не направила, мотивированных возражений на иск и документы, обосновывающие отказ в предоставлении земельного участка в собственность истцов суду не представила, о дате и времени рассмотрения дела ответчик неоднократно извещался при соблюдении судом требований ст.113 ГПК РФ, в том числе на итоговое судебное заседание.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, с учетом мнения представителя истцов определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что на праве аренды в пользовании истцов находится земельный участок с кадастровым номером 50:13:070207:96, общей площадью 7528 кв.м (2885 кв.м – охранная зона коммуникаций), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: <адрес>, по договору уступки прав по договору аренды земельного участка от 01.08.2014 г., зарегистрированным в УФРС МО 18.09.2014, и договором уступки прав по договору аренды земельного участка от 01.10.2013 г., зарегистрированным в УФРС МО 22.10.2013.
Первоначальный договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора №58-08 от 14.10.2008 был заключен между ООО «ВЕРБА» и КУИ Пушкинского муниципального района (л.д. 10-12, 19-20).
Сведений об оспаривании арендных отношений между сторонами материалы дела не содержат.
Истцом документально подтверждено расположение на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцам на праве равнодолевой собственности, - торговый павильон, с к.н. 50:13:0070207:3806, площадью 41 кв.м, зарегистрирован 21.07.2016 (л.д. 33); торговый павильон, с к.н. 50:13:0070207:3818, площадью 140 кв.м, зарегистрирован 15.09.2016 (л.д. 28-30); нежилое здание, с к.н. 50:13:0070207:3780, площадью 82 кв.м, зарегистрирован 28.07.2014, 18.09.2014 (л.д. 25-27); торговый павильон, с к.н. 50:13:0070207:3809, площадью 64,3 кв.м, зарегистрирован 21.09.2016 (л.д. 22-24; торговый павильон, с к.н. 50:13:0070207:3807, площадью 77,5 кв.м, зарегистрирован 21.07.2016 (л.д. 36).
Как следует из материалов дела, 07.12.2016 истцы обратились в администрацию Пушкинского муниципального района Московской обл., о приобретении участка в собственность за плату без проведения торгов.
Ответчик в письме от 28.12.2016, ссылаясь на п. 17 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, отказал истцам в приобретении участка в собственность, при этом указано, что испрашиваемый участок является ограниченным в обороте, поскольку расположен в зоне прохождения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта, предусмотренный СТП ТО МО «Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» от 25.03.2016 №230/8; кроме того, площадь застройки торговыми павильонами составляет 3.5% площади арендованного земельного участка, что меньше рекомендуемого коэффициента застройки; так же в площадь земельного участка входит земельный участок с к.н.50:13:007:0207:32 (л.д. 21).
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
В соответствии с нормами ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 39.6 ЗК РФ исключением является земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, которым однократно предоставляется земельный участок в аренду для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства.
ЗК РФ в действующей с 01 марта 2015 года редакции предусмотрено предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. По общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо предоставление их в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Одним из исключений из названного правила является предусмотренная возможность получения земельного участка без проведения торгов земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, их собственникам с установленными статьей 39.20 ЗК РФ особенностями.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1, значатся документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, или на испрашиваемый земельный участок, если право на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, в том числе максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из содержания приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо с нарушением правил землепользования и застройки о предельных параметрах разрешенного строительства, в том числе максимального процента застройки в границах земельного участка (ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Как установлено в ходе рассмотрения дела, испрашиваемый истцами земельный участок имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли. В аренду этот земельный участок предоставлен также в целях использования для размещения объектов торговли. Расположение на спорном земельном участке зарегистрированных на праве собственности истцов объектов недвижимости – торговых павильонов - подтверждает использование испрашиваемого земельного участка в целях целевого назначения.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности в контексте приведенных выше норм права свидетельствуют о праве истцов приобрести указанный арендованный земельный участок в собственность за плату без торгов.
В соответствии с пп. 14 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если, земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В письме Администрации района об отказе истцам в предоставлении земельного участка в собственность указано, что заключением Главархитектуры Московской области указано, что земельный участок входит в зону прохождения линии рельсового скоростного транспорта №808 №Ивантеевка-Пушкино».
Доводы администрации отклоняются судом в связи со следующим.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24 марта 2005 года N 11, а также Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 г. N 187-О разъяснили, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, является обязательным.
Как указано выше, доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность заявителю, в материалы дела не представлены.
Ссылка на Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области 24.03.2016 г. в данной правовой ситуации не является состоятельной, поскольку каких-либо сведений о том, что спорный земельный участок входит в зону ограничения суду в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено, в том числе - утвержденные по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования и (или) документация по планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок (либо его часть) предназначен (не предназначен) для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, в частности планируемого размещения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта " Пушкино - Ивантеевка" в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, не представлено решение представительного органа муниципального образования, которым утвержден генеральный план муниципального образования. Генеральный план в виде схемы с обозначением, в том числе границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, линий рельсового скоростного пассажирского транспорта (скоростного трамвая), либо фрагмента СТП ТО МО и фрагмента Схемы линии скоростного легкорельсового транспорта Московской области
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменения таких зон и источники официального опубликования этих решений.
Следовательно, сведения о границах местоположения зоны линии рельсового массового общественного транспорта должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и могут подтверждаться только теми документами, которые содержат информацию из государственного кадастра недвижимости.
Судом также учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Доказательств того, что на спорный земельный участок зарегистрированы ограничения (обременения) права в виде резервирования указанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, заинтересованным лицом в материалы дела также не представлено.
Из кадастровой выписки земельного участка также не следует, что он относится к землям, ограниченным в обороте.
Исходя из изложенного, оснований полагать, что спорный земельный участок относится к изъятым из оборота, у суда не имеется, в связи с чем отказ Администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату не соответствует закону и нарушает права заявителя, как собственника недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
Доводы администрации о нарушении истцами при целевом использовании земельного участка коэффициента застройки суд отклоняет, поскольку он не имеет правового обоснования, утверждённые Правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района при администрации Пушкинского муниципального района, содержащие установленный в районе коэффициент застройки, суду не представлены.
При этом из представленных суду истцами документов следует, что из 7 528 кв.м земельного участка площадь в размере 2885 кв.м обременена охранной зоной коммуникаций, что подтверждает доводы стороны истцов о наличии фактических обстоятельств, объективно препятствующих истцам в возведении иного объема объектов недвижимости.
Нахождение в объеме арендованного земельного участка объекта с к.н.50:13:0070207:32, о чем так же указано в отказе Администрации, само по себе не является предусмотренным законом основанием для отказа в передаче спорного земельного участка в собственность истцов при соблюдении остальных условий, соответствующих требованиям Земельного Кодекса РФ, указанное обстоятельство подлежит разрешению установлением определенного режима использования указанных земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16, с 01.07.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;
относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);
вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Как установлено судом и не оспорено в ходе рассмотрения дела, истицами был представлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, доказательств обратного суду ответчиком не представлено, письменный отказ Администрации таких доводов не содержит.
Поскольку, как указывалось выше, в силу норм действующего законодательства соответствующий орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, после чего осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, суд, признав доводы Администрации необоснованными, считает необходимым обязать ее предоставить истцам спорный земельный участок в собственность за плату в размере 15% кадастровой стоимости в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Барашкова С. Б., Ротановой Н. Р. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области в лице Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области предоставить Барашкову С. Б. и Ротановой Н. Р. в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:13:070207:96, общей площадью 7528 кв.м (2885 кв.м – охранная зона коммуникации), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: <адрес>, по цене равной 15% от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 17.04.2017 г.
Судья