Дело №2-519/2017
Решение
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г.Ставрополя в составе:
председательствующего по делу судьи Невечеря Е.А.,
при секретаре Какабековой Н.А,
с участием представителя истца Шихвалиева Х.Г., по доверенности и по ордеру адвоката Топорковой Л.А., представителя ответчика Шихвалиевой Т.Н. по доверенности и по ордеру адвоката Сергушина М.Д., представителя соответчика Шитовой В.Т. по доверенности Лавровой Э.И., с участием представителя отдела по охране прав детства при администрации Ленинского района г.Ставрополя по доверенности Козловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Шихвалиева Х. Г. действующего в интересах малолетней Шихвалиевой С. Х. к Шихвалиевой Т. Н., Шитовой В. Т. о признании договора купли-продажи ничтожным, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Шихвалиев Х.Г. действующий в интересах малолетней Шихвалиевой С.Х., обратился в суд с иском к Шихвалиевой Т.Н., Шитовой В.Т., о признании договора купли продажи от <дата обезличена>, заключенного между Шихвалиевой Т.Н. в интересах малолетней Шихвалиевой С.Х., и Шитовой В.Т. состоявшейся исполненной сделкой, принятии решения о регистрации перехода права собственности на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> к Шихвалиевой С.Х., признании договора от <дата обезличена> купли-продажи <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, заключенного между Шихвалиевой Т.Н. и Шитовой В.Т. мнимой, ничтожной сделкой, применения последствий недействительности сделки в виде признания права отсутствующим, а записи о переходе права недействительной.
В обоснование требований указано, что он с бывшей супругой Шихвалиевой Т.Т. пришли к договоренности о приобретении для малолетней дочери Шихвалиевой С.Х. и в ее собственность <адрес обезличен>. Указанная квартира выбиралась совместно. Часть денежных средств на приобретение квартиры была им передана Шихвалиевой Т.Н., остальная часть передана непосредственно продавцу через представителя. Законным представителем малолетней по сделке, являлась Шихвалиева Т.Н.
Во исполнение достигнутой договоренности <дата обезличена> между Шитовой В.Т. и Шихвалиевой С.Х., <дата обезличена> года рождения, за которую действовала ее мать Шихвалиева Т.Н., заключен предварительный договор купли-продажи, <дата обезличена> заключен основной договор купли-продажи, документы сданы в регистрационную палату.
В дальнейшем ему стало известно о том, что его бывшая супруга Шихвалиева Т.Н. отозвала документы из регистрационной палаты и переоформила сделку на себя, зарегистрировав право собственности.
Поскольку первоначальный договор купли-продажи является исполненным, т.е. переданы ключи, денежные средства, документы, договор между сторонами не расторгнут, просят признать сделку исполненной, принять решение о переходе регистрации права собственности. Вторую сделку признать мнимой, в том числе по безденежности, применить последствия недействительности сделок.
В судебное заседание истец Шихвалиев Х.Г. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Действующий в его интересах представитель по ордеру и доверенности адвокат Топоркова Л.А., доводы изложенные в обоснование иска поддержала, дополнив, что регистрация прекращена на иной объект недвижимости <адрес обезличен> кадастровым номером 26:12:030211:1938, общей площадью 89,1кв.м, регистрация на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> не прекращалась, в связи с чем переход права должен быть зарегистрирован.
Представитель ответчика Шихвалиевой Т.Н. по доверенности и по ордеру адвокат Сергушин М.Д., требования не признал по основаниям изложенным в возражениях, дополнил, что спорная квартира приобретена на личные денежные средства ответчика Шихвалиевой Т.Н., первоначально она хотела приобрести квартиру на имя дочери, но в связи со сложными взаимоотношениями с бывшем мужем, решила оформить квартиру на себя.
Ответчик Шихвалиева Т.Н. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель соответчика Шитовой В.Т. по доверенности Лаврова Э.И., требования не признала, просила отказать, пояснив, что воля продавца была направлена на отчуждение спорного имущества, кто из сторон будет покупателем для нее значения не имеет.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по СК в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель отдела по охране прав детства при администрации Ленинского района г.Ставрополя по доверенности Козлова А.И., в своем заключении просила требования удовлетворить, так как это будет соответствовать интересам малолетнего ребенка.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ и мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Васильева Н.В. показала, что они с Шихваливой Т.Н. являются знакомыми, в конце 2015 года ей стало известно о том, что Шихвалиева Т.Н. хотела приобрести квартиру на имя малолетней дочери, а также то, что она обращалась за помощью к знакомым и родителям занять ей денежные средства для приобретения квартиры. В ходе разговора она посоветовала Шихвалиевой Т.Н. не приобретать квартиру на имя дочери, так как с этим много проблем, а также в связи со сложными взаимоотношениями бывших супругов, о чем она знала из разговоров с Шихваливой Т.Н.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные материалы, показания свидетелей, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истца, по следующим основаниям.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, следует, что <дата обезличена> между Шитовой В.Т. и Шихвалиевой С.Х., <дата обезличена> года рождения, за которую действовала ее мать Шихвалиева Т.Н., заключен договор купли продажи <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, с кадастровым номером 26:12:030211:1838, общей площадью 140,8 кв.м.
<дата обезличена> Шитова В.Т., чьи интересы представляла по доверенности Нуралиева И.Л., и Шихвалиева С.Х., чьи интересы как законный представитель представляла Шихвалиева Т.Н., обратились в МФЦ с заявлениями в Управление Росреестра по <адрес обезличен>, в которых просили зарегистрировать переход права собственности от Шитовой В.Т. к Шахвалиевой С.Х.
<дата обезличена> Шитова В.Т. (чьи интересы представляла по доверенности Нуралиева И.Л.) и Шихвалиева С.Х. (чьи интересы как законный представитель представляла Шихвалива Т.Н.) обратились в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлениями, в которых просили вернуть документы без проведения государственной регистрации прав.
<дата обезличена> Шитова В.Т. и Шихвалиева С.Х. уведомлены через своих представителей о том, что регистрация перехода права прекращена.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста государственный регистратор Лопатченко И.А., пояснил, что при подаче документов на государственную регистрацию перехода права собственности была допущена техническая ошибка в кадастровом номере объекта недвижимости 26:12:030211:1938, вместо 26:12:030211:1838, что повлекло ошибку в номере квартиры и площади объекта недвижимости. При подаче заявления о возврате документов без регистрации перехода права собственности была допущена аналогичная ошибка в кадастровом номере. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности не была бы зарегистрирована, так как имелись разночтения в кадастровых номерах, в номере и площади объекта недвижимости. Государственная регистрация прекращена, запись погашена.
<дата обезличена> между Шитовой В.Т., от имени которой по доверенности действовала Нуралиева И.Л., и Шихвалиевой Т.Н. заключен договор купли продажи <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, с кадастровым номером 26:12:030211:1838, общей площадью 140,8 кв.м.
Сторонами данной (оспариваемой) сделки являются продавец Шитова В.Т. и покупатель Шихвалиева Т.Н.
<дата обезличена> Шитова В.Т. (чьи интересы представляла по доверенности Нуралиева И.Л.) и Шихвалиева Т.Н. обратились в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлениями, в которых просили зарегистрировать переход права собственности от Шитовой В.Т. к Шахвалиевой С.Х. на <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, с кадастровым номером 26:12:030211:1838, общей площадью 140,8 кв.м.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию Шихвалиевой Т.Н., Шитовой В.Т. (Нуралиевой И.Л.) были представлены следующие документы: доверенность от <дата обезличена>, в которой Шитова В.Т. уполномочивает представлять ее интересы Нуралиеву И.Л.; договор купли-продажи недвижимости от <дата обезличена>; заявления о государственной регистрации права собственности; согласие супруга Шитовой В.Т. от <дата обезличена>, свидетельство о государственной регистрации права от <дата обезличена>; документ об уплате госпошлины.
<дата обезличена> право собственности Шихвалиевой Т.Н. на <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, с кадастровым номером 26:12:030211:1838, общей площадью 140,8 кв.м, зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.08.2016г.
В силу статьи 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Положения пунктов 1, 2, 3 статьи 420, пункта 1 статьи 425, пункта 1 статьи 432 ГК РФ устанавливают, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Исходя из смысла приведенной нормы, для признания сделки мнимой необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать соответствующие условиям этой сделки правовые последствия, характерные для сделок данного вида. При этом обязательным условием признания сделки мнимой является порочность воли каждой из ее сторон. Мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнения.
Каких-либо доказательств мнимости сделки – договора купли-продажи от <дата обезличена>, заключенного между Шитовой В.Т., и Шихвалиевой Т.Н., в нарушение ст.56 ГПК РФ стороной истца не представлено.
Наоборот, представленные и собранные по делу доказательства свидетельствуют о ясном и четком волеизъявлении сторон при заключении сделки, направленном в соответствии с требованиями статьи 153 ГК РФ как на изменение, так и на установление гражданских прав и обязанностей.
Так, между сторонами достигнута договоренность об отзыве документов из УФРС по СК без проведения государственной регистрации права собственности, в которых в частности была допущена техническая ошибка в кадастровом номере, в номере и площади объекта недвижимости.
Сам по себе факт отзыва документов из регистрационной палаты и перезаключение договора между сторонами на Шихвалиеву Т.Н. по мнению суда свидетельствует об изменении достигнутых договоренностей между сторонами направленных как на изменение, так и на установление гражданских прав и обязанностей.
Исходя из буквального толковая условий, заключенного <дата обезличена> между Шитовой В.Т. к Шихвалиевой Т.Н. договора, продавец подтверждает получение суммы с покупателя полностью до передачи квартиры и до подписания настоящего договора (п.6), покупатель подтверждает, что передача квартиры, ее принадлежностей и относящихся к ней документов (ключи, домовая книга, расчетные книжки по оплате коммунальных услуг, и т.д.), в порядке предусмотренном ст.556 ГК РФ состоялась, в связи с чем передаточный акт не составляется (п.9).
Оба договора заключены сторонами <дата обезличена>, соответственно разграничить при заключении какой именно сделки были переданы ключи, денежные средства, документы и т.д. не представляется возможным.
Дальнейшая регистрация права собственности на спорное недвижимое имущество и факт проживания в квартире Шихвалиевой Т.Н. с двумя детьми на протяжении всего периода времени, также свидетельствует об отсутствии признаков мнимости сделки. При этом сами стороны сделки ее не оспаривают.
Доказательств нарушения прав малолетней Шихвалиевой С.Х., при заключении сделки с Шихвалиевой Т.Н. суд не усматривает, поскольку указанное имущество на праве собственности малолетней не принадлежало, в настоящее время она проживает в спорной квартире на правах члена семьи собственника.
Бесспорных доказательств того, что недвижимое имущество приобретено исключительно за счет денежных средств Шихвалиева Х.Г., суду не представлено.
Доводы стороны истца о том, что государственная регистрация перехода права собственности по первоначальной сделке не прекращена, судом отклоняются. Как пояснил, государственной регистратор, как при подаче документов, так и при подаче заявления на возврат документов без проведения государственной регистрации сторонами допущена ошибка в указании кадастрового номера объекта недвижимости, что повлекло в дальнейшем не верное указание номера квартиры и площади объекта. Регистрация прекращена, запись погашена.
Вышеизложенное приводит к выводу об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истца Шихвалиева Х.Г.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шихвалиева Х. Г. действующего в интересах малолетнейШихвалиевой С. Х. к Шихвалиевой Т. Н., Шитовой В. Т. о признании договора купли продажи от <дата обезличена>, заключенного между Шихвалиевой Т.Н. в интересах малолетней Шихвалиевой С.Х., состоявшейся исполненной сделкой, принятии решения о регистрации перехода права собственности на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> к Шихвалиевой С.Х., признании договора от <дата обезличена> купли-продажи <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, заключенного между Шихвалиевой Т.Н. и Шитовой В.Т. мнимой, ничтожной сделкой, применения последствий недействительности сделки в виде признания права отсутствующим, а записи о переходе права недействительной – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня изготовления мотивированное решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2017 года.
Судья: Е.А. Невечеря