Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2661/2021 (33а-34912/2020;) от 23.11.2020

Судья – Некрут К.А.                  Дело № 33а-2661/21

                                    №(2а-759/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2021 года      г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего         Иваненко Е.С.,

судей:         Золотова Д.В., Булата А.В.,

при помощнике     Поцепуновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старых А.Н, Завадской С.А., Завадского А.И., Скороходовой Т.Н., Саяпина А.П. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления им в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения,

апелляционной жалобе представителя административных истцов Старых А.Н., Завадской С.А., Завадского А.И., Скороходовой Т.Н., Саяпина А.П. по доверенности Чернышева М.А. на решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия,

установила:

Старых А.Н., Завадская С.А., Завадский А.И., Скороходова Т.Н., Саяпин А.П. обратились в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, просили признать незаконными отказы административного ответчика от 27.03.2020 года №<№...> о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков :ЗУ1, :ЗУ2, :ЗУ3, :ЗУ4, :ЗУ5, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером <№...>, испрашиваемого для целей ведения личного подсобного хозяйства истцами и обязать административного ответчика в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предложенных ими земельных участков. Требования мотивированы тем, что 18.02.2020 года истцами в департамент имущественных отношений Краснодарского края было подано совместное заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером <№...>, площадью 60005 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>, из которого ими планируется образование испрашиваемых земельных участков, находится в государственной собственности Краснодарского края, и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения). Департаментом имущественных отношений Краснодарского края им было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и были приняты решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков по причине отсутствия в статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» указания на возможность использования земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края для целей ведения личного подсобного хозяйства.

Административные истцы полагали принятые решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков незаконными, и нарушают их права и законные интересы на получение в аренду земельных участков без проведения торгов.

Решением Новопокровского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска Старых А.Н., Завадской С.А., Завадского А.И., Скороходовой Т.Н., Саяпина А.П. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления им в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения – отказано.

В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, представитель Старых А.Н., Завадская С.А., Завадский А.И., Скороходова Т.Н., Саяпин А.П. по доверенности Чернышев М.А. просит решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.

Административные истцы Старых А.Н., Завадская С.А., Завадский А.И., Скороходова Т.Н., Саяпин А.П. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка указанных лиц обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Старых А.Н., Завадская С.А., Завадский А.И., Скороходова Т.Н., Саяпин А.П. по доверенности Чернышева М.А., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Попурей Н.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункта 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела установлено, что 18.02.2020 года административными истцами Старых А.Н., Завадская С.А., Завадский А.И., Скороходова Т.Н., Саяпин А.П. было подано совместное заявление в департамент имущественных отношений Краснодарского края о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 60005 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>, испрашиваемого для целей ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно выписке из ЕГРН от 28.07.2020 года № <№...>, правообладателем земельного участка, площадью 60005 кв.м., с кадастровым номером <№...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), расположенного по адресу: <Адрес...>, является субъект Российской Федерации - Краснодарский край.

Из содержания ответов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.03.2020 года №<№...> установлено, что административным истцам отказано на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в предварительном согласовании предоставления земельных участков :ЗУ1, :ЗУ2, :ЗУ3, :ЗУ4, :ЗУ5, предполагаемых к образованию из земельного участка с кадастровым номером <№...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), расположенного по адресу: <Адрес...>, испрашиваемого для целей ведения личного подсобного хозяйства, поскольку указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), а использование земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрено.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению (в том числе предоставлению) земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в пределах полномочий, установленных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в частности, заключает договоры безвозмездного пользования, аренды земельных участков. Департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 №345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края и в пределах своей компетенции заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов, соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3.10.5 Положения). Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подготовка схемы расположения земельного участка, подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка являются этапами осуществляемого без проведения торгов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежит обязательному указанию цель использования земельного участка. По смыслу данных норм возможность использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями подлежит обязательному установлению органом, уполномоченным на распоряжение землей, и использование прав иных лиц, в том числе права собственности на недвижимое имущество, в обоснование целей, для которых испрашивается земельный участок. В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации). Статья 6 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" определяет, что для ведения личного подсобного хозяйства используется предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок. В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации определяет земли населенных пунктов как земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, и устанавливает, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. С учетом изложенного, земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относиться либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок), либо земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок). Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Согласно пункта 1.16 Приложения №1 к Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" содержание разрешенного использования земельных участков с видом сельскохозяйственное использование включает в себя, в том числе, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. На основании пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Согласно частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Согласно части 1 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для: 1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства; 2) производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; 3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; 4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ; 5) выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га. Поскольку испрашиваемый административными истцами для целей ведения личного подсобного хозяйства земельный участок сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства относится к фонду перераспределения, расположен на расстоянии 20 км от границ сельских населенных пунктов, он не может использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, в связи с чем, судом первой инстанции отказы департамента Краснодарского края правомерно признаны законными.Представленные истцом документы в обоснование административных исковых требований не могут считаться соответствующими критериям достоверности, достаточности, допустимости и относимости доказательств по делу об оспаривании решения органа местного самоуправления, в связи с чем, обжалуемое решение является законным и отмене не подлежит. Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении. Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года является правомерным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 18 сентября 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя административных истцов Старых А.Н., Завадской С.А., Завадского А.И., Скороходовой Т.Н., Саяпина А.П. по доверенности Чернышева М.А. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2661/2021 (33а-34912/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Завадская Светлана Анатольевна
Завадский Александр Иванович
Старых Анна Николаевна
Саяпин Александр Петрович
Скороходова Татьяна Николаевна
Ответчики
Департамент имущественных отношений КК
Другие
Чернышов М.А.
Попурей Н.А.
Таракановская Н.С.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Золотов Дмитрий Витальевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
23.11.2020Передача дела судье
24.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее