Дело № 2-6531/9/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Екимовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Аншукова С.А. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Аншуков С.А. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка и о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований указано, что администрация Петрозаводского городского округа отказала ему в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Он просил предоставить земельный участок в г. Петрозаводске, ссылался при этом на положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901.
В судебном заседании представитель истца Григуць Я.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Она пояснила, что её доверитель зарегистрирован и постоянно проживает в деревне <адрес> Пудожского района Республики Карелия. Он состоит на учете в качестве нуждающегося по месту регистрации и проживания, в г. Петрозаводске на учете в качестве нуждающегося не состоит. Истец намеревается переехать в г. Петрозаводск на постоянное место жительство к своим родственникам, поэтому и просит предоставить земельный участок в этом населенном пункте. Он проживает один в доме, который нуждается в капитальном ремонте, в собственности не имеет иных жилых помещений, земельных участков.
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.
Администрация Петрозаводского городского округа надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в суд.
В отзыве на исковое заявление администрация возражает против удовлетворения требований истца, полагая, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Петрозаводске, зарегистрирован в ином населенном пункте, поэтому у него отсутствует право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Подробно позиция представителя администрации отражена в письменном отзыве на исковое заявление.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца и представителя администрации.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Аншуков С.А. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Серии <данные изъяты> №.
Аншуков С.А. зарегистрирован и проживает на основании договора социального найма в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Квартира является муниципальной собственностью <данные изъяты> сельского поселения, нуждается в капитальном ремонте, так как износ строения составляет 73 процента.
Как следует из представленных ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия сведений, за Аншуковым С.А. иные жилые помещения и земельные участки в собственность не зарегистрированы.
На основании постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Аншуков С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером №, состав семьи – 1 человек.
Аншуков С.А. ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) обращался в администрацию с просьбой о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Он просил предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Администрация в своем ответе на это обращение от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что не может предоставить земельный участок, так как Аншуков С.А. не состоит на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий, поэтому у него отсутствует право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, одной из причин для отказа послужило то обстоятельство, что заявитель обратился в орган местного самоуправления не по месту своей регистрации.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения истца в администрацию, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Пункт 2 названной статьи предусматривает, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрев заявление заинтересованного гражданина о предоставлении участка для индивидуального жилищного строительства и отсутствии оснований для отказа на основании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии состатьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Как установлено в пункте 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленномстатьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Законом о социальной защите инвалидов, в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 (далее – Правила), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Правил).
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида и семей, имеющих в своём составе инвалидов, в улучшении жилищных условий. Такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку обращение заявителя в суд обусловлено требованием о предоставлении льготы (преимущества), обязанность доказать наличие у заявителя права на льготу возлагается на самого заявителя.
Судом установлено, что истец является инвалидом. По мнению суда, реализовать свое право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство истец мог лишь при подтверждении им факта нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, отражено, что по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» была установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 2 вышеназванной статьи устанавливает, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Аншуков С.А. признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, но по месту своего жительства и регистрации, а не в г. Петрозаводске.
Суд считает обоснованным довод администрации Петрозаводского городского округа о возможности реализации права на первоочередное предоставление земельного участка только по месту жительства инвалида. Таким местом для истца является д. <адрес> Пудожского района, а не г. Петрозаводск. Доказательств невозможности реализации своего права по месту жительства истец не представил.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя же из совокупного толкования положений статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов и главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, реализация жилищных прав осуществляется инвалидами по месту жительства, где они могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу положений статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление № 2) даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 25 Постановления № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять в том числе, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение соответствующего действия.
Суд установил, что администрация имеет соответствующие полномочия на принятие решения, обжалуемого истцом. Суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания прав и законных интересов истца нарушенными, нет оснований для признания оспариваемого решения администрации незаконным. Доказательств тому, что обжалуемое решение администрации принято вне представленной компетенции, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, сторона истца не представила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
В удовлетворении исковых требований Аншукову С.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2015 года.