Дело № 2-2146/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2016 года г. Каспийск
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джабраиловой А.Д,
с участием помощника прокурора <адрес> Мирзоева А.Н.
представитель ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Ширванова А.Н.
при секретаре судебного заседания Яшиной Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Фортуна» в лице директора Османова Ш. М. о признании незаконным бездействие ответчика в части не принятия мер по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства и запрете деятельности банкетного зала «Фортуна», расположенного в <адрес> «б» до устранения нарушений законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура <адрес> обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Фортуна» в лице директора Османова Ш. М. о признании незаконным бездействие ответчика в части не принятия мер по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства и запрете деятельности банкетного зала «Фортуна», расположенного в <адрес> «б» до устранения нарушений законодательства.
Требования обоснованы тем, что в августе 2016 года по требованию прокуратуры <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и администрацией городского округа <адрес> проведено внеплановое мероприятие по соблюдению требований пожарной безопасности антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства в отношении банкетного зала «Фортуна», расположенного в <адрес> «б».
Установлено, что функционирование Банкетного зала осуществляется с нарушением требований законодательства о противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства.
Экономическую деятельность в помещении указанного Банкетного зала осуществляет индивидуальный предприниматель Османов Ш.М.
В результате проверки было установлено, что:
- ответчиком в нарушение ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.2 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утверждённых постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, в том числе отдельно для каждой помещения по назначению;
- работники допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц, мерам пожарной безопасности, не осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативным документами по пожарной безопасности, (ст.4 Закона, п.З ПНР РФ);
- В помещениях руководитель организации не обеспечивает наличие табличек номером телефона для вызова пожарной охраны. ФЗ от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст.4 Закон; (п.6 ППР РФ);
Не установлены пожарные щиты, укомплектованные противопожарным инвентарем в соответствии с приложением N 5, (п.70 ППР);
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале установленной формы (ст.4 Закона и п.478 ППР);
- В помещениях с одновременным пребыванием 10 человек и более не предусмотрены на видных местах у выходов планы эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с положениями и требованиями ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2009, (п. 7 ППР);
- Ответчик не обеспечивает выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматиечских установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
На стенах здания или на видных местах по движению спец. техники, отсутствуют указатели местонахождения источников наружного противопожарного водоснабжения нанесенные со светоотражающим покрытием, (ст. 62 Закона);
Не разработана и не представлена в отдел надзорной деятельности декларация пожарной безопасности, (ст. 64 Закона);
Ответчик не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", (п.390 ППР);
Здание для целей пожаротушения не обеспечено источником наружного противопожарного водоснабжения, (ст. 127 Закона);
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в зданиях произведено без утверждения проектно-сметной документации.
В части антитеррористической защищенности также выявлены нарушения.
В соответствии с требованиями ст.ст. 2 и 3 Федерального закона о ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из основных принципов противодействия терроризму являете приоритет мер его предупреждения.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственно власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а)предупреждению терроризма, в том числе по выявлению
последующему устранению причин и условий, способствующих совершении
террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследовании
террористического акта (борьба с терроризмом);
в)минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояния защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массовой пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В частности эксплуатация Банкетного зала осуществляется без его категорирования и паспорта безопасности.
В силу п. 6 ст. 3 Закона под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией».
Согласно п.п. «а» п.21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей в числе прочих обеспечивается путем проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий.
Пунктом 6 настоящих Требований предписано, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности мест массового пребывания людей с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий должно проводится категорирование таких мест.
Для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия), (п.8 Требований).
Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.
В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатель места массового пребывания людей), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему (п.9 Требований).
В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно
находиться более 1 000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно
находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно
находиться от 50 до 200 человек (п. 10 Требований).
Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни (п.11 Требований).
На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14 Требований).
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16 Требований).
Банкетный зал по своему целевому предназначению является местом массового пребывания людей, и при этом эксплуатируется без категорирования и паспорта безопасности массового пребыванием людей в нарушение указанного законодательства.
Согласно данным, представленным отделом строительства и архитектуры администрации городского округа «<адрес>» на объект банкетный зал «Фортуна» правоустанавливающие документы не представлены и в отделе отсутствуют.
Дальнейшая эксплуатация помещения Банкетного зала с указанными нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности.
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении безопасности пребывания на объекте, эксплуатируемом ответчиком Османовым Ш. М..
Действиями ответчика создаётся угроза нарушения права неопределённого круга лиц на жизнь и здоровье.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В целях недопущения продолжения деятельности, представляющей угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, необходимо принятие мер по обеспечению настоящего иска.
В судебном заседании помощник прокурора Мирзоев А.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. И при этом обратил внимание, что представленный в суд паспорт безопасности не отвечает требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, так как паспорт должен не согласовываться с главой администрации города, а утверждаться им.
Османов Ш.М. исковые требования не признал и суду пояснил, что все нарушения, которые были установлены во время проверки, устранены, поэтому в иске просил отказать
Представитель Администрации городского округа «<адрес>», будучи извещенный надлежащим образом, также в зал судебного заседания не явился.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которых она основывает свои требования.
В силу ст. 67 ГПК РФ «Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности».
В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что Османов Ш. М. является учредителем ООО «Фортуна».
Согласно ответа заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» на имя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что на банкетный зал «Фортуна» правоустанавливающие документы отсутствуют.
- Из информации по объекту надзора ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе проведения обследования объекта были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе: не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению;
- работники допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц, мерам пожарной безопасности, не осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативным документами по пожарной безопасности, (ст.4 Закона, п.З ПНР РФ);
- не во всех помещениях, ответчиком обеспечено наличие табличек номером телефона для вызова пожарной охраны. ФЗ от 22.07.2008г. № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст.4 Закон; (п.6 ППР РФ);
-Пожарные щиты, не укомплектованные противопожарным инвентарем в соответствии с приложением N 5, (п.70 ППР);
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале установленной формы (ст.4 Закона и п.478 ППР);
- В помещениях с одновременным пребыванием 10 человек и более не предусмотрены на видных местах у выходов планы эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с положениями и требованиями ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2009, (п. 7 ППР);
На стенах здания или на видных местах по движению спец. техники, отсутствуют указатели местонахождения источников наружного противопожарного водоснабжения, нанесенные со светоотражающим покрытием, (ст. 62 Закона);
Не разработана и не представлена в отдел надзорной деятельности декларация пожарной безопасности, (ст. 64 Закона);
Допускается применение горючего материала (без сертификата соответствия требованиям пожарной безопасности, для отделки стен зала ; (п. 4 ст. 145, Таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008г №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Ответчик не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", (п.390 ППР);
Федеральным законом "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ год N 69-ФЗ определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В развитие положений данного Федерального закона действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Однако многие нарушения, Ответчиком устранены, что подтверждается документами, представленными в суд.
В судебном заседании начальник ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Ширванов А.Н. так же подтвердил, что большая часть нарушений в области пожарной безопасности, устранена.
Ответчиком в нарушение градостроительного законодательства не представлены правоустанавливающие документы на здание и помещения банкетного зала «Фортуна».
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Доказательств, что ответчиком выполнены вышеуказанные требования градостроительного законодательства, суду представлены не были.
Ответчиком не выполнены в полном объёме требования, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 которым утверждены «Требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией».
Так в частности, паспорт безопасности должен быть утвержден главой муниципального образования, а в представленном паспорте имеется согласование с главой администрации.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в части, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела в суде ответчик устранил имевшие место нарушения по правилам пожарной безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Фортуна» в лице Османова Ш. М. о признании незаконным бездействие ответчика в части не принятия мер по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства и запрете деятельности банкетного зала «Фортуна», расположенного в <адрес> «б» до устранения нарушений законодательства, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ответчика ООО «Фортуна» в лице Османова Ш. М. в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства по антитеррористической
защищенности и норм градостроительного законодательства.
Запретить деятельность банкетного зала «Фортуна», расположенного в <адрес> «б» до устранения указанных в иском заявлении прокурора нарушений законодательства о антитеррористической защищенности и норм градостроительного законодательства, а именно: до представления правоустанавливающих документов на банкетный зал «Фортуна», расположенного по <адрес> «б» в <адрес> и паспорта безопасности, составленного и утвержденного в соответствии с постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.