Дело №2а-792/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2020 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре Егоровой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова к Семёнову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова (далее по тексту – административный истец, ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова) обратилась в суд с административном иском к Семёнову А.А. (далее по тексту – административный ответчик) и просит взыскать с Семёнова А.А. в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова транспортный налог за 2017 год в сумме 8200 руб. и пени в сумме 117 руб. 74 коп., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3093 руб. и пени в сумме 44 руб. 41 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Семёнов А.А. в период с 18.05.2007 года по 25.08.2017 года являлся собственником недвижимого имущества, а именно: квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, а также с 02.03.2004 года по 24.05.2018 года являлся собственником недвижимого имущества, а именно: нежилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> Кроме того, в период с 17.01.2008 года по 23.05.2018 года являлся собственником транспортного средства SSANG YONG, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которые в соответствии со ст. ст. 358, 401 НК РФ признаются объектами налогообложения. Следовательно, в соответствии со ст. ст. 357, 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
В адрес Семёнова А.А. административным истцом было направлено налоговое уведомление № от 14.07.2018 года на уплату транспортного налога за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год.
После получения Семёновым А.А. в порядке ст. 52 НК РФ вышеуказанного налогового уведомления, налог на имущество физических лиц и транспортный налог уплачены не были. Так как, добровольная оплата налогов не была произведена административным ответчиком в установленный законом срок, согласно ст. 69 НК РФ, в отношении налогоплательщика было вынесено требование об уплате налогов и пени на основании действующего на территории РФ законодательства о налогах и сборах № от 29.01.2019 года на общую сумму 11455 руб. 15 коп. со сроком исполнения до 26.03.2019 года. Так как данное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, то административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова 10.07.2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с Семёнова А.А. в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова налога и пени. В связи с поступившими от Семёнова А.А. возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 21.10.2019 года судебный акт был отменен. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд общей юрисдикции с настоящим административным иском.
Представитель административного истца ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова, административный ответчик Семёнов А.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в суд не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела и материалы административного дела №, истребованного с судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 363 НК РФ (с изменениями и дополнениями), а также Законом Саратовской области от 25.11.2002 года №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» налогоплательщики - физические лица обязаны уплатить транспортный налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Судом установлено, что Семёнов А.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц в силу положений ст. 400 НК РФ, плательщиком транспортного налога в силу положений п. 1 ст. 357 НК РФ.
По сведениям, представленным органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Семёнов А.А. с 02.03.2004 года по 24.05.2018 года являлся собственником недвижимого имущества: нежилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, а также с 04.02.2015 года по 25.08.2017 года являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (доля в праве 1/2), которые в соответствии со ст. 401 НК РФ признаются объектами налогообложения.
Кроме того, по сведениям, представленным органом, осуществляющим регистрацию прав на транспортные средства, Семёнов А.А. с 17.01.2008 года по 23.05.2018 года являлся собственником транспортного средства SSANG YONG, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которое в соответствии со ст. 358 НК РФ признается объектом налогообложения.
Как следует из материалов административного дела, налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление № от 14.07.2018 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в сумме 8200 руб. и налога на имущество за 2017 год в сумме 3093 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года.
Обязанность по уплате указанных налогов Семёновым А.А. своевременно не исполнена.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, Семёнову А.А. было направлено требование № от 29.01.2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 8200 руб. и пени в размере 117 руб. 74 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3093 руб. и пени в размере 44 руб. 41 коп., в срок до 26.03.2019 года (л.д. 11).
Данное требование административным ответчиком в установленные сроки не исполнено.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Установлено, что 10.07.2019 года, то есть в срок, установленный п. 2 статьи 48 НК РФ, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Семёнова А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога за спорный период времени.
10.07.2019 года мировым судьей судебного участка №1 Фрунзенского района г.Саратова вынесен судебный приказ по административному делу № о взыскании с Семёнова А.А. в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога за спорный период времени, а также пени.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г.Саратова от 21.10.2019 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от Семёнова А.А. возражениями относительно исполнения судебного приказа.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что судебный приказ о взыскании с Семёнова А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога за спорный период времени, а также пени был отменен мировым судьей 21.10.2019 года, то срок для обращения Инспекции в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Семёнова А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год, транспортного налога за 2017 год, а также пени истекал 21.04.2020 года.
Как следует из материалов дела, настоящий иск предъявлен административным истцом 15.05.2020 года посредством передачи в почтовое отделение, то есть по истечении установленного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока.
В соответствии с ч.1 ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Статьей 95 (часть 1) КАС РФ определено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Однако административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о вынесении судебного приказа в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
С учетом даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа – 21.10.2019 года, подача административного искового заявления в суд последовала лишь 15.05.2020 года, в то время как срок на подачу административного иска истекал 21.04.2020 года, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с административным иском в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи заявления о вынесении судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в отсутствие доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению Инспекции в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Семёнова А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, предусмотренный законом шестимесячный срок (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ), пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение Инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания обязательных платежей и санкций является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Суд, установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание обязательных платежей и санкций, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова к Семёнову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Срок составления мотивированного решения – 13.07.2020 года.
Судья М.В. Агишева