Дело № 2-188/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
7 апреля 2011 года Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Глушковой Е.Н.,
с участием:
ситца Поляковой Н.А.,
представителя ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного учреждения «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации Киселева Е.В., действующая по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> и 1604 от <дата обезличена> соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Поляковой Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить жилье, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Полякова Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и ФГУ «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить ей во внеочередном порядке жилье, как матери погибшего военнослужащего, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также обязать ФГУ «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить выдачу ей жилого помещения в городе Ставрополе по нормам жилищного законодательства, площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
В обоснование своих требований истец Полякова Н.А. указала, что ее сын ФИО4 проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> с <дата обезличена> в должности <данные изъяты>. <дата обезличена> при выполнении <данные изъяты> ФИО4 погиб.
За мужество и отвагу, проявленные при проведении <данные изъяты>, ФИО4 посмертно награжден орденом «Мужества». На момент гибели сына своего жилья Полякова Н.А. не имела и являлась <данные изъяты>
Истец указала, что с <дата обезличена> состоит на учете нуждающихся в получении жилья в городе <адрес обезличен>, свободная очередь <данные изъяты> по <адрес обезличен>.
На ее обращения в Министерство обороны Российской Федерации, Штаб армии ВДВ, Главное Квартирно-эксплуатационное Управление, ею был получен отказ в предоставлении жилья. Отказ мотивирован тем, что ФИО4 согласно базе учета нуждающихся в получении жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации не числится.
С отказом ответчика Полякова Н.А. не согласна. <дата обезличена> ей выдан дубликат удостоверения, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих.
Согласно положениям Федерального закона «О ветеранах» она имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как член семьи погибшего ветерана боевых действий, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и ставшая на учет до <дата обезличена>.
Истец указывает, что согласно требованиям приказа Министра Обороны «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ и погибших при исполнении служебных обязанностей» от <дата обезличена>, необходимо обеспечить реализацию социальных гарантий прав членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших при выполнении служебных обязанностей после <дата обезличена>, в том числе предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата обезличена> «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» закрепляющего в качестве приоритетной формы бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Истец полагает, что право на внеочередное получение жилья у нее возникло после гибели сына ФИО4 Постановлением Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> ее семья поставлена на льготную очередь.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета признаются члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В соответствии с подпунктами «а» и «ж» пункта 7 указанного Постановления Правительства Российской Федерации основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади и проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Однако, как указывает истец Полякова Н.А., ей было отказано в предоставлении жилого помещения в нарушение указанных норм, поскольку для признания ее, и членов ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения нет необходимости. Не требуется устанавливать и факт того, ее сын прослужил в Вооруженных Силах 10 лет и более, а также признавать его нуждающимся в получении жилья на момент поступления на службу по контракту, поскольку получение жилого помещения гарантировано ей как члену семьи погибшего при выполнении специального задания военнослужащего.
Право на внеочередное получение жилого помещения установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти, участвующих в юнтртеррорестических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», исполнение которого возложено на Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министра Обороны РФ от <дата обезличена> ода <номер обезличен> «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих из числа указанных в пункте 1 Приказа.
Согласно пункту 3 статьи 15.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения Федерального органа исполнительной власти, составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В связи с этим истец полагает, что Министерство обороны РФ должно выделить ей жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв. м.
Кроме того, Полякова Н.А. указала, что ответчиком ей причинен моральный вред, поскольку за 10 лет после гибели сына она перенесла тяжелые нравственные страдания. Поставив ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения в 2000 году, а затем известив, что она не имеет права на его получение, Поляковой Н.А. причинены нравственные страдания. В течение 10 лет она занимается разрешением данной проблемы. Неоднократно проходила лечение, что подтверждается медицинскими документами. Моральный вред истец оценивает в <данные изъяты> рублей, которые просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец Полякова Н.А. поддержала заявленные требования по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ «Ставропольская КЭЧ района» Минобороны России по доверенностям Киселева Е.В. в судебном заседании исковые требования Поляковой Н.А. не признала и пояснила, что согласно базе учета нуждающихся в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации погибший военнослужащий ФИО4 и члены его семьи не значатся.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 раздела Постановления Правительства российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Частью 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Представитель ответчиков указала, что под иждивением понимается обеспечение неработающего (больного, престарелого, несовершеннолетнего) человека средствами, необходимыми для существования. В свою очередь, иждивенцы – это лица, которые находятся на содержании другого лица, получают от него постоянную помощь, являющуюся для них основным источником средств к существованию. Лицо признается иждивенцем и в том случае, если оно получает пенсию, стипендию, заработную плату, но основным источником средств к существованию для него является помощь другого лица.
Законодательством предусмотрены два способа признания лиц, состоящими на иждивении военнослужащего:
1) в административном порядке;
2) в судебном порядке.
Для решения данного вопроса в административном порядке военнослужащий должен подать в порядке подчиненности рапорт с приложением документов, подтверждающих нетрудоспособность (справка о возрасте или инвалидности) лица, состоящего на его иждивении, и документов, подтверждающих, что основным источником средств к существованию указанного лица является материальная помощь военнослужащего (справки о размере пенсии, наличии других детей, характере и размере оказываемой ими помощи).
В данном случае в административном порядке данный вопрос не мог быть решен, так как в КЭЧ на учете в качестве нуждающегося в получении жилой площади ФИО4 не состоял и соответствующие документы, подтверждающие состав его семьи отсутствуют. В материалах дела не имеется решения суда, устанавливающего указанный факт, соответственно Полякова Н.А. не признана в установленном законом порядке состоящей на иждивении ФИО4, а следовательно, не является членом семьи погибшего и не имеет права на получение жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель ответчиков также пояснила, что по ее мнению, положения Федерального закона «О ветеранах», а также гарантии, установленные Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» не могут быть применимы в сложившейся ситуации.
Еще одним основанием для отказа является то, что на момент смерти выслуга в Вооруженных силах Российской Федерации рядового контрактной службы ФИО4 составляла менее 10 лет. Соответственно, он не мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны России.
Учитывая вышеизложенное, оснований для предоставления жилья за счет жилого фонда Минобороны России не имеется.
Представитель ответчиков также просила признать требования истца Поляковой Н.А. о взыскании компенсации морального вреда необоснованными и отказать истца в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Поляковой Н.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что сын истца Поляковой Н.А. – ФИО4, с <дата обезличена> поступил на военную службу по контракту в войсковую часть <данные изъяты>
<дата обезличена> при выполнении специального задания на территории <данные изъяты> ФИО4 погиб.
Полякова Н.А. обратилась в Министерство обороны Российской Федерации по вопросу внеочередного предоставления ей жилого помещения как члену семьи погибшего военнослужащего, однако в предоставлении помещения ей было отказано.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как установлено в судебном заседании, решения командования войсковой части <данные изъяты> о признании истца Поляковой Н.А. иждивенцем погибшего ФИО4, и признании е на этом основании членом семьи военнослужащего, а равно решения любого другого органа, устанавливающего, либо подтверждающего факт нахождения Поляковой Н.А. на иждивении ФИО4, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы истца о распространении на нее гарантий и компенсаций, положенных членам семьи военнослужащего не могут быть признаны обоснованными.
Кроме того, согласно действовавшему в период службы ФИО4 порядку, установленному Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации» учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ района по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещениях (улучшении жилищных условий) военнослужащий должен был подать в порядке подчиненности рапорт с приложением необходимого пакета документов. Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Как установлено в судебном заседании, согласно базе учета нуждающихся в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации погибший военнослужащий ФИО4 и члены его семьи не значатся, что свидетельствует о том, что на момент поступления ФИО4 на военную службу по контракту он и члены его семьи не были признаны нуждающимися в получении жилья.
С доводом истца о наличии у нее безусловного права на внеочередное предоставление жилья суд согласиться не может.
Так, с учетом изложенных выше обстоятельств, обоснованными являются доводы представителя ответчиков о том, что к спорным правоотношениям в данном случае не могут быть применимы нормы Федерального закона от <дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку они относятся к членам семьи и иждивенцам военнослужащего, а также гарантии, установленные Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», поскольку истец требует выдачи ей жилого помещения, а негосударственного жилищного сертификата.
Гарантии и компенсации, предусмотренные частью 2 статьи 18 Федерального закона от <дата обезличена> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Поляковой Н.А. получены в полном объеме.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Поляковой Н.А.
Учитывая, что требования о возмещении морального вреда являются производными от основанного требования, связанного с нарушением прав и охраняемых законом интересов истца, а также то обстоятельство, что таковых нарушений судом не установлено, требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Поляковой Н.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Ставропольская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации об обязании предоставить жилье, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Никитенко
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2011 года.
Судья Т.Н. Никитенко