Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1547/2016 ~ М-1023/2016 от 28.03.2016

Дело № 2- 1547\16                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Соликамск                                 15 июня 2016 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Гирчук Н.А., с участием истца - Березниковского межрайонного природоохранного прокурора К., представителей ответчика ОАО «Транспорт» - П., Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО <данные изъяты> о возложении обязанности совершить определенные действия,

                    У с т а н о в и л :

    Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО <данные изъяты> в порядке 45 ГПК РФ, в обоснование иска указывает, что по результатам проверки ОАО <данные изъяты> установлено, что предприятие осуществляет деятельность по транспортировке порожних вагонов и вагонов с грузами по железнодорожным путям, в результате указанной деятельности образуются отходы производства и потребления, а так же выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. В атмосферный воздух выбрасывается 18 загрязняющих веществ, в том числе, отнесенные в 1,2, 3 и 4 классам опасности, бенз\а\пирен, сероводород, серная кислота, углерод и др.

    Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

    В силу ст. 44 указанного ФЗ, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

    Статьей 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено установление санитарно-защитных зон организаций в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения.

    Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

    Согласно п. 1.5 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    В силу п. 3.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В силу п. 4.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-Ш класса опасности является обязательной.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитных зон и рекомендуемые разрывы, а так же для объектов 1-Ш классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03).

Основным видом деятельности ОАО <данные изъяты> является деятельность промышленного железнодорожного транспорта, класс данного вида деятельности не включен в классификацию санитарно-эпидемиологических правил.

Согласно п.2.2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

ОАО <данные изъяты> разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, однако, проект организации санитарно-защитной зоны не разработан, границы зоны до настоящего момента не установлены.

Согласно ст. 56 ЗК РФ, при наличии санитарно-защитных зон устанавливаются ограничения прав на земельные участки в виде определения особых условий использования земли.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежат внесению в государственный кадастра недвижимости, в том числе описание местоположения границ зон.

Вопреки требованиям законодательства ОАО <данные изъяты> границы санитарно-защитной зоны в государственном кадастре недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории не внесены, что подтверждается информацией ОАО <данные изъяты> Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и иными материалами.

Ссылаясь на вышеприведенные нормы права, а так же положения ст. 1, 2, 12, 150 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточнений, просит возложить на ОАО «Транспорт» обязанность установить специальную территорию с особым режимом использования - санитарно-защитную зону предприятия, возложить на ОАО <данные изъяты> обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны, подать о них сведения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, установить срок исполнения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, на иске настаивает по доводам искового заявления.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали по доводам письменных отзывов от <дата>.

    Третье лицо Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, представителя не направил, суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие третьего лица.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Федеральные законы от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" содержат отсылочные нормы, в соответствии с которыми при определении санитарно защитной зоны необходимо руководствоваться СанПиН.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на нарушение ответчиком требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно которым для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно защитных зон: промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м., промышленные объекты и производства четвертого класса - 100м.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с постановлением Главного государственного врача РФ от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" были внесены изменения и дополнения N 3, согласно которым из главы I пункта 1.2 абзаца первого "Требования настоящих санитарных правил" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека были исключены слова "и действующих".

Начало действия данного документа - 12.11.2010.

Следовательно, на момент проверки деятельности ОАО <данные изъяты> Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (Акт проверки от 02.12. 2014 года), указанные положения СанПиН действовали в редакции изменений и дополнений N 3 к СанПиН, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, в соответствии с которыми из абз. 1 п. 1.2 гл. I новых правил исключены слова "и действующих промышленных объектов и производств".

Одновременно установлено, что предприятие ОАО <данные изъяты> создано, осуществляет и осуществляло свою деятельность ранее 01.07. 2002 года (выписка из ЕГРЮЛ л.д. 7). Доказательств того, что спорный объект является вновь строящимся либо реконструируемым, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, соответственно требования СанПиН, на которые ссылается прокурор, на данный объект не распространяются.

Доводы прокурора о том, что положения СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 регулируют, в том числе, и действующие объекты и предприятия, поскольку в СанПиНе по прежнему осталось понятие «эксплуатация объектов», судом отклоняются в виду несостоятельности.

Кроме того, из Акта проверки Управления Роспотребнадзора от 02.12. 2014 года, следует, что предприятие отнесено к 4 классу опасности по санитарной классификации, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 100 метров. Материалы дела не содержат сведений, что земельный участок, на котором расположено предприятие, в том числе различные его объекты, расположены ближе 100 м. относительно жилых построек.

Из того же Акта усматривается, что в структуру предприятия входят различные объекты: служба движения Северного маневрового района, протяженность ж\путей 39, 4 км., Служба движения Южного маневрового района, протяженность ж\путей 22, 6 км., кроме того, в состав предприятия входят таки объекты, как: локомотивное депо, служба пути, Участок СЦБ и связи, гараж, производственные базы СМР, ЮМР,

Как следует из письма Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от <дата> года и заключения Роспотребнадзора от <дата> для различных объектов ОАО <данные изъяты> определены различные ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: для Северной и Южной площадки – 100 м., для котельной малой мощности в районе Административного корпуса - 30 м., для развязочного пункта - 20 м. То есть часть объектов ОАО <данные изъяты> относится к 4 классу, а остальные объекты к 5 классу опасности.

На основании пункта 2.4 СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Одновременно в пункте 3.13 указанного СанПиН содержится норма, согласно которой для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

Однако, из содержания СанПиН не представляется возможным установить случаи, когда и в каком порядке санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально, возможно ли установление индивидуальной санитарно-защитной зоны для каждого объекта из группы промышленных объектов и производств, если хотя бы один из объектов устанавливает индивидуальную санитарно-защитную зону.

При таком положении суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

                    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

                        Р е ш и л :

    В удовлетворении исковых требований о возложении на ОАО <данные изъяты> обязанности установить санитарно-защитную зону предприятия, разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.

            Судья                     Н.Б. Слонова

    

2-1547/2016 ~ М-1023/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОАО "ТРАНСПОРТ"
Другие
Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Слонова Наталья Борисовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
28.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2016Передача материалов судье
28.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2016Судебное заседание
15.06.2016Судебное заседание
22.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2016Дело оформлено
17.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее