Дело № 2- 1547\16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 15 июня 2016 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Гирчук Н.А., с участием истца - Березниковского межрайонного природоохранного прокурора К., представителей ответчика ОАО «Транспорт» - П., Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО <данные изъяты> о возложении обязанности совершить определенные действия,
У с т а н о в и л :
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО <данные изъяты> в порядке 45 ГПК РФ, в обоснование иска указывает, что по результатам проверки ОАО <данные изъяты> установлено, что предприятие осуществляет деятельность по транспортировке порожних вагонов и вагонов с грузами по железнодорожным путям, в результате указанной деятельности образуются отходы производства и потребления, а так же выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. В атмосферный воздух выбрасывается 18 загрязняющих веществ, в том числе, отнесенные в 1,2, 3 и 4 классам опасности, бенз\а\пирен, сероводород, серная кислота, углерод и др.
Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 44 указанного ФЗ, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Статьей 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено установление санитарно-защитных зон организаций в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения.
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 1.5 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу п. 3.1. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В силу п. 4.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-Ш класса опасности является обязательной.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитных зон и рекомендуемые разрывы, а так же для объектов 1-Ш классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03).
Основным видом деятельности ОАО <данные изъяты> является деятельность промышленного железнодорожного транспорта, класс данного вида деятельности не включен в классификацию санитарно-эпидемиологических правил.
Согласно п.2.2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
ОАО <данные изъяты> разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, однако, проект организации санитарно-защитной зоны не разработан, границы зоны до настоящего момента не установлены.
Согласно ст. 56 ЗК РФ, при наличии санитарно-защитных зон устанавливаются ограничения прав на земельные участки в виде определения особых условий использования земли.
Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежат внесению в государственный кадастра недвижимости, в том числе описание местоположения границ зон.
Вопреки требованиям законодательства ОАО <данные изъяты> границы санитарно-защитной зоны в государственном кадастре недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории не внесены, что подтверждается информацией ОАО <данные изъяты> Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и иными материалами.
Ссылаясь на вышеприведенные нормы права, а так же положения ст. 1, 2, 12, 150 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточнений, просит возложить на ОАО «Транспорт» обязанность установить специальную территорию с особым режимом использования - санитарно-защитную зону предприятия, возложить на ОАО <данные изъяты> обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны, подать о них сведения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, установить срок исполнения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, на иске настаивает по доводам искового заявления.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали по доводам письменных отзывов от <дата>.
Третье лицо Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, представителя не направил, суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Федеральные законы от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" содержат отсылочные нормы, в соответствии с которыми при определении санитарно защитной зоны необходимо руководствоваться СанПиН.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на нарушение ответчиком требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно которым для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно защитных зон: промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м., промышленные объекты и производства четвертого класса - 100м.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с постановлением Главного государственного врача РФ от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" были внесены изменения и дополнения N 3, согласно которым из главы I пункта 1.2 абзаца первого "Требования настоящих санитарных правил" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека были исключены слова "и действующих".
Начало действия данного документа - 12.11.2010.
Следовательно, на момент проверки деятельности ОАО <данные изъяты> Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (Акт проверки от 02.12. 2014 года), указанные положения СанПиН действовали в редакции изменений и дополнений N 3 к СанПиН, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, в соответствии с которыми из абз. 1 п. 1.2 гл. I новых правил исключены слова "и действующих промышленных объектов и производств".
Одновременно установлено, что предприятие ОАО <данные изъяты> создано, осуществляет и осуществляло свою деятельность ранее 01.07. 2002 года (выписка из ЕГРЮЛ л.д. 7). Доказательств того, что спорный объект является вновь строящимся либо реконструируемым, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, соответственно требования СанПиН, на которые ссылается прокурор, на данный объект не распространяются.
Доводы прокурора о том, что положения СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 регулируют, в том числе, и действующие объекты и предприятия, поскольку в СанПиНе по прежнему осталось понятие «эксплуатация объектов», судом отклоняются в виду несостоятельности.
Кроме того, из Акта проверки Управления Роспотребнадзора от 02.12. 2014 года, следует, что предприятие отнесено к 4 классу опасности по санитарной классификации, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 100 метров. Материалы дела не содержат сведений, что земельный участок, на котором расположено предприятие, в том числе различные его объекты, расположены ближе 100 м. относительно жилых построек.
Из того же Акта усматривается, что в структуру предприятия входят различные объекты: служба движения Северного маневрового района, протяженность ж\путей 39, 4 км., Служба движения Южного маневрового района, протяженность ж\путей 22, 6 км., кроме того, в состав предприятия входят таки объекты, как: локомотивное депо, служба пути, Участок СЦБ и связи, гараж, производственные базы СМР, ЮМР,
Как следует из письма Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от <дата> года № и заключения Роспотребнадзора от <дата> № для различных объектов ОАО <данные изъяты> определены различные ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: для Северной и Южной площадки – 100 м., для котельной малой мощности в районе Административного корпуса - 30 м., для развязочного пункта - 20 м. То есть часть объектов ОАО <данные изъяты> относится к 4 классу, а остальные объекты к 5 классу опасности.
На основании пункта 2.4 СанПиН 2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Одновременно в пункте 3.13 указанного СанПиН содержится норма, согласно которой для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Однако, из содержания СанПиН не представляется возможным установить случаи, когда и в каком порядке санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально, возможно ли установление индивидуальной санитарно-защитной зоны для каждого объекта из группы промышленных объектов и производств, если хотя бы один из объектов устанавливает индивидуальную санитарно-защитную зону.
При таком положении суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований о возложении на ОАО <данные изъяты> обязанности установить санитарно-защитную зону предприятия, разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.
Судья Н.Б. Слонова