Дело № 5-330/2021
10RS0008-01-2021-000887-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июня 2021 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Рыжкова Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении Максимкова Олега Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина России, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 27.04.2021 ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах ФИО3, Максимков О.Н., прибывший 21.09.2020 на территорию Российской Федерации из Турецкой Республики посредством воздушного транспорта на самолете авиарейсом Турция-Санкт-Петербург (номер рейса FV 5864), что подтверждается анкетой для прибывающих авиарейсами в Российскую Федерацию для пересечения границы, 25.09.2020, находясь по месту регистрации: <адрес>, допустил нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно в нарушение п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2020 № 22), не разместил в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации информацию о результатах сдачи теста на COVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ (согласно имеющейся информации из списка поступивших заявлений из ЕПГУ о прибывших из зарубежных стран Максимков О.Н. тест на COVID-2019 методом ПЦР прошел 22.09.2020, результаты прохождения теста в ЕПГУ разместил 28.09.2020). Административным органом действия Максимкова О.Н. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Максимков О.Н. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что они с супругой выполнили все требования п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». Тест ими был сдан 22.09.2020 в г.Медвежьегорске в Медвежьегорской ЦРБ. Поехать в Петрозаводск для сдачи теста в платной клинике они не могли, поскольку выехав, они бы нарушили режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав Максимкова О.Н., исследовав и оценив материалы дела, судья приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что в отношении Максимкова О.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет для граждан наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с Обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.2 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-эпидемиологический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 (в редакции от 31.01.2020 № 66) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены цели его принятия как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ст. 29 ФЗ № 52 от 30.03.1999).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом РФ принято постановление от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Согласно пункту 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом установлено в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Из протокола об административном правонарушении от 27.04.2021 следует, что Максимков О.Н., прибывший 21.09.2020 на территорию Российской Федерации из Турецкой Республики посредством воздушного транспорта на самолете авиарейсом Турция-Санкт-Петербург (номер рейса FV 5864), что подтверждается анкетой для прибывающих авиарейсами в Российскую Федерацию для пересечения границы, 25.09.2020, находясь по месту регистрации: <адрес>, допустил нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно в нарушение п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2020 № 22), не разместил в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации информацию о результатах сдачи теста на COVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ (согласно имеющейся информации из списка поступивших заявлений из ЕПГУ о прибывших из зарубежных стран Максимков О.Н. тест на COVID-2019 методом ПЦР прошел 22.09.2020, результаты прохождения теста в ЕПГУ разместил 28.09.2020). Административным органом действия Максимкова О.Н. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В качестве доказательств виновности Максимкова О.Н. в совершении указанного деяния, кроме названного выше протокола, представлены: копия анкеты для прибывающих авиарейсами в РФ для пересечения границы; скриншот с сайта, согласно которому результаты лабораторного исследования на COVID-2019 в отношении Максимкова О.Н. методом ПРЦ в Едином портале государственных и муниципальных услуг размещены 28.09.2020.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о наличии вины Максимкова О.Н. в совершении вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Анализ имеющихся в деле доказательств подтверждает отсутствие вины Максимкова О.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а именно неразмещение в течение трех календарных дней информации о результатах сдачи теста на COVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ, так как последний, прибыв на территорию Российской Федерации из Турецкой Республики 21.09.2020, прошел лабораторное исследование на COVID-2019 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» 22.09.2020, то есть в установленный трехдневный срок после прибытия в Российскую Федерацию. Вместе с тем, результат тестирования поступил на его электронную почту 28.09.2020, то есть за пределами установленного для размещения информации срока. Само исследование проведено 26.09.2020 за пределами установленного для размещения информации срока, что подтверждается штампом (л.д. 41).
Таким образом, длительность проведения лабораторного исследования на COVID-2019 не может ставиться в вину Максимкову О.Н.
Мазок из зева и носа для исследования на коронавирус сделан в ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ», т.е. в медицинском учреждении по месту жительства Максимкова О.Н.
Как пояснил Максимков О.Н., они сдавали тест в г.Медвежьегорске, поехать с супругой в Петрозаводск для сдачи теста на коронавирус для скорейшего получения результата они не могли, поскольку в данном случае ими был бы нарушен режим изоляции по месту жительства, что также является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в действиях Максимкова О.Н. отсутствует обязательный элемент состава административного правонарушения – вина, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, т.к. им были приняты все зависящие от нее меры для предотвращения правонарушения и соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Судьей установлено, что протокол № 18 об административном правонарушении составлен должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах в отношении Максимкова О.Н. 27.04.2021 в его отсутствие (л.д. 27-28), тогда как о составлении протокола в указанный день он уведомлен не был. Согласно истории перемещения почтового отправления с почтовым идентификатором 18622051069578 02.06.2021 оно вручено отправителю, т.е. после составления протокола. Таким образом, протокол составлен при отсутствии достоверных сведений о надлежащем извещении Максимкова О.Н. о месте и времени его составления, что не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение ее права на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судья не находит необходимым возвратить протокол составившему его должностному лицу для устранения недостатков, поскольку согласно ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Максимкова Олега Николаевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получении копии постановления.
Судья - Е.В. Рыжкова