Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-170/2021 ~ М-93/2021 от 11.02.2021

№2-170/2021

УИД 10RS0008-01-2021-000336-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 мая 2021 года                                       г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Теребовой А.В.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Гусевой Е.С.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» Анисимовой И.С.,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Сток» Игнатова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к Обществу с ограниченной ответственностью «Сток», Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», Администрации Толвуйского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее – истец, Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сток» (далее – ООО «Сток»), Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее – Администрация Медвежьегорского района), Администрации Толвуйского сельского поселения по тем основаниям, что ООО «Сток» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению населения в Медвежьегорском районе – г.Медвежьегорске, с.Великая Губа, д.Толвуя, д.Шуньга, осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения, а именно централизованного хозяйственно-питьевого водопровода г.Медвежьегорска (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Анохина, д.9, поверхностный водоисточник – Большая Губа Повенецкого залива Онежского озера), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода по ул.Первомайская (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Первомайская, подземный водоисточник – артезианская скважина), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода бр.Вичка (фактический адрес г.Медвежьегорск, бр.Вичка, подземный водоисточник – артезианская скважина), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода ст.Пергуба (фактический адрес г.Медвежьегорск, ст.Пергуба, подземный водоисточник – артезианская скважина), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Шуньга (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Шуньга, поверхностный водоисточник – оз.Путкозеро), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода с.Великая Губа (фактический адрес Медвежьегорский район, с.Великая Губа, ул.Набережная, поверхностный водоисточник – Онежское озеро), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Толвуя (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Толвуя, поверхностный водоисточник – Каргуба Онежского озера).

Собственниками объектов водоснабжения в г.Медвежьегорске, с.Великая Губа, д.Шуньга является Администрация Медвежьегорского района, в д.Толвуя – Администрация Толвуйского сельского поселения.

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии названных выше водных объектов, используемых в качестве источника централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также проекты зон санитарной охраны (далее – ЗСО), санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО отсутствуют.

Ссылаясь на положения Водного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О водоснабжении и водоотведении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10, просит

обязать Администрацию Медвежьегорского района, ООО «Сток» в срок до 01.02.2023 обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на источники водоснабжения на названные выше источники водоснабжения в г.Медвежьегорске, с.Великая Губа и д.Шуньга, разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в отношении соответствующих централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов,

обязать Администрацию Толвуйского сельского поселения и ООО «Сток» в срок до 01.02.2023 обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на источник водоснабжения д.Толвуя Медвежьегорского района, разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зоны санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в отношении названного централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Толвуя.

Кроме того, просит обязать Администрацию Медвежьегорского района и Администрацию Толвуйского сельского поселения профинансировать мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны соответствующих источников водоснабжения.

С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии.

В судебном заседании представитель истца Гусева Е.С. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что предписания, вынесенные в адрес ООО «Сток» по результатам проведенных в период с 2012 по 2020 годы проверок, ООО «Сток» не обжаловались, проверки санитарного законодательства в отношении Администрации Медвежьегорского района или Администрации Толвуйского сельского поселения не проводились. Требование о финансировании Администрацией Медвежьегорского района и Администрацией Толвуйского сельского поселения мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения обусловлено полномочиями и обязанностями названных органов местного самоуправления. Доводы представителя Администрации Медвежьегорского муниципального района относительно невозможности выполнения истребуемых работ ранее декабря 2024 года полагала убедительными и заслуживающими внимания.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Медвежьегорского района Анисимова И.С. исковые требования не признала, полагала, что обязанность по выполнению истребуемых действий должно нести ООО «Сток», которое осуществляет эксплуатацию всех поименованных в иске источников водоснабжения, приняло на себя обязанности осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению в соответствии с установленными законом требованиями. Кроме того, действующее законодательство не содержит правового механизма возмещения коммерческой организации затрат, понесенных на выполнение работ по договорам с третьими лицами. В случае возложения соответствующих обязанностей на Администрацию, просит установить срок для их исполнения не ранее 31.12.2024, поскольку из полученных Администрацией коммерческих предложений для выполнения комплекса работ по подготовке проектов зон санитарной охраны для источников водоснабжения потребуется не менее 24 месяцев с момента заключения договора, при этом необходимо принять во внимание необходимость дополнительных временных издержек, связанных с заключением муниципальных контрактов, обусловленных требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также финансовые возможности местных бюджетов с учетом того, что ориентировочная стоимость названных выше работ составляет 7 млн.руб.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сток» Игнатов О.В. заявленные требования признал частично, подтвердил, что ООО «Сток» осуществляет эксплуатацию всех перечисленных в иске объектов водоснабжения, за исключением артезианской скважины на ст.Пергуба г.Медвежьегорска, который фактически не используется, документов, подтверждающих это, не имеется. Полагал, что обязанность по обеспечению наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья использования водного объекта, разработке проектов зон санитарной охраны, получению соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения может быть возложена на ООО «Сток» только при условии финансирования данных мероприятий за счет средств местных бюджетов Медвежьегорского муниципального района и Толвуйского сельского поселения, поскольку денежные средства на названные работы у ООО «Сток» отсутствуют. Возражений относительно испрашиваемого истцом срока совершения действий не имеет.

Представитель ответчика Администрации Толвуйского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, из которого следует, что ответчик исковые требования не признает, поскольку осуществляет полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения на основании заключенного с Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» соглашения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Медвежьегорского муниципального района. В сумму передаваемого межбюджетного трансферта расходы по разработке проекта зоны санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологического заключения не включены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Толвуйского сельского поселения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представило отзыв относительно заявленных требований, в котором указывает, что полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, основанным на требованиях части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02. Сообщило, что по имеющейся информации, представленной Невско-Ладожским бассейновым управлением, осуществляющим функции и оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Республики Карелия в отношении Онежского озера, 25.04.2019 Невско-Ладожское бассейновое управление и ООО «Сток» заключили договор водопользования, в котором отсутствуют условия о разработке, согласованию проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, Министерство сообщило, что за оформлением прав пользования водным объектом оз.Путкозеро ООО «Сток» в Министерство не обращалось, договор водопользования не заключался. Эксплуатация подземных источников (скважин), расположенных в бр.Вичка, ст.Пергуба г.Медвежьегорска, д.Шуньга, с.Великая Губа Медвежьегорского района осуществляется ООО «Сток» без оформления лицензий на право пользования недрами.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются, в том числе полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Таким образом, рассматриваемое исковое заявление подано уполномоченным на то субъектом.

Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 вышеуказанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

Статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 №1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов», мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2).

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе органами местного самоуправления - в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований; лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, - в отношении такого поверхностного водного объекта (подпункты «в» и «е» пункта 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 №1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов»).

Порядок осуществления мероприятий по охране подземных водных объектов регламентирован Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 №94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», согласно пункту 2 которого охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в том числе установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3).

Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы ее организации для данного водопровода.

В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как установлено судом, ООО «Сток» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению населения в г.Медвежьегорске и с.Великая Губа, д.Толвуя и д.Шуньга Медвежьегорского района.

Тарифы ООО «Сток» на питьевое водоснабжение и водоотведение утверждены постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 12.12.2019 №180 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Сток» на питьевое водоснабжение и водоотведение (территория оказания услуг - Медвежьегорское городское поселение, Толвуйское и Великогубское сельские поселения)».

Эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведения г.Медвежьегорска, а именно централизованного хозяйственно-питьевого водопровода г.Медвежьегорска (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Анохина, д.9, поверхностный водоисточник – Большая Губа Повенецкого залива Онежского озера), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода по ул.Первомайская (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Первомайская, подземный водоисточник – артезианская скважина), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода бр.Вичка (фактический адрес г.Медвежьегорск, бр.Вичка, подземный водоисточник – артезианская скважина), централизованного хозяйственно-питьевого водопровода ст.Пергуба (фактический адрес г.Медвежьегорск, ст.Пергуба, подземный водоисточник – артезианская скважина), осуществляется ООО «Сток» на основании Концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения, водоотведения от 22.11.2016, заключенному с Администрацией Медвежьегорского городского поселения.

Эксплуатация централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Шуньга Медвежьегорского района (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Шуньга, поверхностный водоисточник – оз.Путкозеро) осуществляется ООО «Сток» на основании договора на сдачу в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 14.08.2020 №21/20.

В отношении объектов водоснабжения в с.Великая Губа Медвежьегорского района концессионное соглашение между Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и ООО «Сток» до настоящего времени не заключено (идет его подготовка).

Использование ООО «Сток» централизованного хозяйственно-питьевого водопровода с.Великая Губа (фактический адрес Медвежьегорский район, с.Великая Губа, ул.Набережная, поверхностный водоисточник – Онежское озеро) подтверждается ООО «Сток» и Администрацией Медвежьегорского района.

Эксплуатация централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Толвуя (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Толвуя, поверхностный водоисточник – Каргуба Онежского озера) осуществляется ООО «Сток» на основании Концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения, водоотведения от 14.02.2017, заключенного с Администрацией Толвуйского сельского поселения.

В отношении всех вышеперечисленных централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не разработаны проекты зоны санитарной охраны, включающие в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны; отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения.

Таким образом, ООО «Сток» осуществляет деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации водоисточников без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения из водоисточников, а также санитарно-эпидемиологического заключений по ним, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения в Медвежьегорском районе.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в статье 2 определяет понятие «водоснабжение» как водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), устанавливает, что качество и безопасность воды – это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру; питьевая вода – это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции» (статья 2).

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (пункт 75).

Показатели качества и безопасности питьевой воды, поставляемой ООО «Сток», гигиеническим нормативам не соответствуют, население г.Медвежьегорска, д.Толвуя, с.Великая губа и д.Шуньга питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу, не обеспечено, предписания должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вынесенные по результатам проведенных в период с 2012 по 2020 годы в адрес ООО «Сток» в полном объеме не исполнены.

Как следует из статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Объекты водоснабжения, расположенные в г.Медвежьегорске, находятся в собственности Медвежьегорского городского поселения, что подтверждается постановлением Правительства Республики Карелия от 10.07.2009 №156-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Медвежьегорского муниципального района».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании решения Совета Медвежьегорского муниципального района от 12.04.2018 №69 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и пункта 1.1 статьи 39 Устава муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения возложено на Администрацию Медвежьегорского района, которая управляет и распоряжается собственностью Медвежьегорского городского поселения.

Объекты водоснабжения, расположенные в с. Великая Губа и д.Шуньга Медвежьегорского района, находятся в собственности Медвежьегорского муниципального района, что подтверждается постановлениями Правительства Республики Карелия от 05.07.2019 №292-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Челмужского, Чебинского, Великогубского сельских поселений» и от 30.12.2019 №518-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуньгского сельского поселения».

Объекты водоснабжения, расположенные в д.Толвуя Медвежьегорского района, находятся в собственности Толвуйского сельского поселения, о чем в материалы дела представлены соответствующие выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Полномочия собственника вышеназванных объектов в силу положений статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляют Администрация Медвежьегорского района и Администрация Толвуйского сельского поселения соответственно.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом в силу положений статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем.

Таким образом, пользователи водных объектов и систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, к числу которых относятся как арендаторы муниципального имущества в силу прямого указания закона, так и собственники соответствующих водных объектов и систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны осуществлять мероприятия по их охране водного объекта, которые включают в себя установление режима хозяйственной деятельности в границах зон санитарной охраны, создание проекта разработки водного объекта в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что предполагает, в том числе, и разработку проекта зоны санитарной охраны, если она не была разработана ранее.

Выполнение или невыполнение предыдущим пользователем источников водоснабжения, а также их собственником обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию источников водоснабжения в настоящее время, исполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает.

Установление зон санитарной охраны источников водоснабжения, границ и режима зон охраны таких источников, не является актом, связанным с таким источником на весь период существования действия источника, а предполагает установление таких зон для каждого эксплуатирующего их лица с учетом специфики его хозяйственной деятельности.

Вышеуказанные положения предполагают обязанность водопользователя по охране водных объектов, если соглашением сторон не указано иное, что в частности, следует из пункта 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, регулирующего сходные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 №1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов».

Договор аренды от 14.08.2020 и концессионное соглашение от 14.02.2017 не содержат указаний на объем мероприятий по охране водных объектов и их распределение между сторонами как собственником и арендатором указанного имущества. Из концессионного соглашения от 22.11.2016 следует, что ООО «Сток» приняло на себя обязанности по устройству охранной зоны водозабора 1 пояса в отношении насосной станции 1п водозабор, иных указаний на объем мероприятий по охране водных объектов не имеется.

Таким образом, ООО «Сток» как юридическое лицо, пользующееся указанными в иске объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, поскольку право аренды не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

То, что положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 6, частями 1, 1.1 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на Администрацию Медвежьегорского района и в соответствии с соглашением о передаче полномочий от 15.02.2021 №2 на Администрацию Толвуйского сельского поселения возложена обязанность по организации водоснабжения, созданию условий, необходимых для подачи воды, обязанность ООО «Сток» как пользователя водного объекта по его эксплуатации в соответствии с установленными требованиями, в том числе санитарными нормами и условиями заключенных договоров, не исключает.

Поскольку законом прямо предусмотрена обязанность ООО «Сток» как пользователя водного объекта, осуществлять его охрану в соответствии с требованиями закона и подзаконных нормативных актов, а договором аренды и концессионными соглашениями распределение между его сторонами мероприятий по охране водного объекта не осуществлено, оснований для освобождения ООО «Сток» от обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны в отношении используемых им источников водоснабжения, а равно исполнения иных требований санитарно-эпидемиологического законодательства не усматривается.

Таким образом, ООО «Сток» как владелец систем водоснабжения, равно как и Администрация Медвежьегорского района, осуществляющая полномочия собственника соответствующих источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Медвежьегорского муниципального района и Медвежьегорского городского поселения, а также Администрация Толвуйского сельского поселения как собственник централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Толвуя Медвежьегорского района обязаны устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении соответствующих источников водоснабжения.

В данной части исковые требования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем суд полагает не соответствующим закону требование истца о возложении обязанности по финансированию мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения лишь на Администрацию Медвежьегорского района и Администрацию Толвуйского сельского поселения, поскольку данные обязанности в силу приведенных выше законоположений должны быть исполнены названными ответчиками солидарно с ООО «Сток».

Довод представителя ответчика ООО «Сток» относительно отсутствия у ООО «Сток» необходимых для выполнения истребуемых работ денежных средств не может быть принят во внимание, что не лишает ООО «Сток» права в последующем в установленном для этого порядке обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Кроме того, суд учитывает, что Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусматривают механизма оплаты за счет бюджетных средств расходов, понесенных юридическими лицами по самостоятельно заключенными ими договорам с третьими лицами.

Доводы ответчика Администрации Толвуйского сельского поселения относительно того, что соглашением о передаче полномочий от 15.02.2021 №2, заключенным с Администрацией Медвежьегорского района, в сумму передаваемого в бюджет Толвуйского сельского поселения межбюджетного трансферта не включены расходы по финансированию разработки проекта зоны санитарной охраны, получения санитарно-эпидемиологического заключения, суд отвергает, поскольку они не умаляют обязанности Администрации Толвуйского сельского поселения по содержанию имущества Толвуйского сельского поселения и выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Срок, указанный истцом для устранения нарушений, исходя из объема подлежащих исполнению действий, с учетом представленных Администрацией Медвежьегорского района доказательств относительно срока выполнения работ и их стоимости, принимая во внимание положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает недостаточным. Руководствуясь общеправовыми принципами разумности и справедливости, необходимостью соблюдения баланса между интересами истца и ответчиков, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для устранения названных нарушений до 31.12.2024.

При установленных обстоятельствах суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Общество с ограниченной ответственностью «Сток»:

обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на источники водоснабжения

г.Медвежьегорск – поверхностный водоисточник – Большая Губа Повенецкого залива Онежского озера,

ул.Первомайская г.Медвежьегорска – подземный водоисточник – артезианская скважина,

бр.Вичка г.Медвежьегорска – подземный водоисточник – артезианская скважина,

ст.Пергуба г.Медвежьегорска – подземный водоисточник – артезианская скважина,

д.Шуньга Медвежьегорского района – поверхностный водоисточник – оз.Путкозеро,

с.Великая Губа Медвежьегорского района – поверхностный водоисточник – Онежское озеро,

в срок до 31.12.2024;

разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в отношении

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода г.Медвежьегорска (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Анохина, д.9, поверхностный водоисточник – Большая Губа Повенецкого залива Онежского озера),

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода по ул.Первомайская (фактический адрес г.Медвежьегорск, ул.Первомайская, подземный водоисточник – артезианская скважина),

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода бр.Вичка (фактический адрес г.Медвежьегорск, бр.Вичка, подземный водоисточник – артезианская скважина),

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода ст.Пергуба (фактический адрес г.Медвежьегорск, ст.Пергуба, подземный водоисточник – артезианская скважина),

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Шуньга (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Шуньга, поверхностный водоисточник – оз.Путкозеро),

централизованного хозяйственно-питьевого водопровода с.Великая Губа (фактический адрес Медвежьегорский район, с.Великая Губа, ул.Набережная, поверхностный водоисточник – Онежское озеро),

в срок до 31.12.2024.

Обязать Администрацию Толвуйского сельского поселения и Общество с ограниченной ответственностью «Сток»:

обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на источник водоснабжения д.Толвуя Медвежьегорского района – поверхностный водоисточник – Каргуба Онежского озера в срок до 31.12.2024;

разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зоны санитарной охраны централизованных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в отношении централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д.Толвуя (фактический адрес Медвежьегорский район, д.Толвуя, поверхностный водоисточник – Каргуба Онежского озера) в срок до 31.12.2024.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                          М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2021 года

2-170/2021 ~ М-93/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия
Ответчики
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
Администрация Толвуйского сельского поселения
ООО "Сток"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2021Предварительное судебное заседание
23.03.2021Предварительное судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Дело оформлено
30.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее