РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2020 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой Е.В.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием истца Свадковской Ю.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Киреевском районе по доверенности Трофимовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-47/20 по иску Свадковской Юлии Валентиновны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости,
установил:
Свадковская Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области (далее ГУ-УПФ РФ в Киреевском районе) о признании не соответствующим требованиям закона решения № от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты> (0 лет 4 месяца 12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ. - нахождение в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты> (0 лет 1 месяц 16 дней); с ДД.ММ.ГГГГ. - прохождения обучения на курсах повышения квалификации, приходящихся на время работы в должности <данные изъяты> (2 месяца 27 дней); с ДД.ММ.ГГГГ. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, приходящийся на время работы в должности <данные изъяты> дающей право считать 1 год работы за 1 год 6 месяцев, дополнительно включив 0 лет 5 месяцев 1 день; а всего 1 год 1 месяц 26 дней; возложении на ответчика обязанности в установленном законом порядке назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 29.12.2018 года, взыскании с ответчика судебные расходов в сумме 5300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что решением ГУ-УПФ в Киреевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет. В специальный стаж ей не были включены указанные выше периоды. Из необходимых 30 лет специального стажа ей фактически засчитано 28 лет 11 месяцев 0 дней. С данным решением в части отказа во включении в специальный стаж указанных периодов истец не согласна, что послужило основанием для обращения с данным иском в суд.
Определением суда от 28.03.2019 г., оформленным в соответствии с ч.2 ст. 224 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Киреевская центральная районная больница».
В судебном заседании истец Свадковская Ю.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области по доверенности Трофимова Ю.В. исковые требования Свадковской Ю.В. не признала, считая их незаконными, полагая, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Третье лицо Государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Киреевская центральная районная больница» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по существу исковых требований не представлено.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого с 01.01.2015 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года (на момент обращения Свадковской Ю.В. за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривал право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.
С 12.11.2002 г. применяются Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Согласно п. 5 указанных Правил и п. 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение в указанным Правилам) исчисление стажа работы в льготном порядке - год работы как год и шесть месяцев производится оперирующим врачам-специалистам всех наименований, операционным медицинским сестрам, акушеркам отделений хирургического профиля стационаров: акушерского, акушерского физиологического, акушерского обсервационного, акушерского патологии беременности, гинекологического, родового (родильного).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Свадковская Ю.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Свадковской Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет. В специальный стаж не были включены следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ. - нахождения в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности медицинской <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ.- нахождения в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ.- прохождения обучения на курсах повышения квалификации, приходящихся на время работы в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком, период учтен в календарном исчислении.
Из необходимых 30 лет специального стажа Свадковской Ю.В. засчитано 28 лет 11 месяцев 0 дней.
Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа истца спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Свадковская Юлия Валентиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (до вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, до вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>) застрахована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи заявления о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, достигла возраста 46 лет, ее страховой стаж составил 28 лет 4 месяца 17 дней.
Свою трудовую деятельность Свадковская Ю.В. начала после окончания Тульского областного медицинского училища и осуществляла лечебную деятельность:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свадковская Ю.В. работала в <данные изъяты>. Работа осуществлялась в течении полного рабочего дня с нагрузкой на 1 ставку;
ДД.ММ.ГГГГ. Свадковская Ю.В. работала в должности <данные изъяты> (данная работа осуществлялась в течение полного рабочего дня с нагрузкой на одну ставку, данный период засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и дает право считать 1 год работы за 1 год 6 месяцев – 1 год 10 месяцев 10 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. – находилась в отпуске по уходу за ребенком, приходящемся на время работы в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев – 3 года 1 месяц 18 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. - находилась в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев - 4 года 6 месяцев 12 дней);
ДД.ММ.ГГГГ – находилась в отпуске по уходу за ребенком, приходящемся на время работы в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев – 0 лет 10 месяцев 19 дней);
ДД.ММ.ГГГГ.-находилась в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев – 1 год 5 месяцев 21 день);
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в календарном исчислении 1 год работы за 1 год – 0 лет 1 месяц 9 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев – 7 лет 2 месяца 25 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. - проходила обучение на курсах повышения квалификации, приходящихся на время работы в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев – 1 год 0 месяцев 12 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. - в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев – 7 лет 2 месяца 21 день).
Установленные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, пенсионным делом и трудовой книжкой Свадковской Ю.В.
В соответствии с п. 26 Перечня муниципальных организаций здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения и социального развития Тульской области, подлежащих переименованию с сохранением типа учреждения (Приложению к Приказу министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от 20.02.2012 N 208-осн «О переименовании муниципальных организаций здравоохранения») Муниципальное бюджетное учреждение «Киреевская центральная районная больница» администрации муниципального образования Киреевский район переименовано в Государственное учреждение здравоохранения «Киреевская центральная районная больница».
Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова с 21.11.2002 г. переименована в Государственное учреждение здравоохранения города Москвы Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова Комитета здравоохранения города Москвы.
Как указано выше, в период осуществления лечебной деятельности по охране здоровья населения Свадковская Ю.В. направлялась в командировки:
Согласно справке, уточняющей характер работы, выданной ГУЗ ТО «Киреевская ЦРБ» Свадковская Ю.В. находилась в командировке на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
из приказа департамента здравоохранения г. Москвы <данные изъяты> за № ДД.ММ.ГГГГ следует, что Свадковская Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры палатной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была направлена на цикл повышения квалификации с частичным отрывом от работы (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). В свободное от учебы время в указанный период она дополнительно работала в порядке внутреннего совместительства в должности <данные изъяты> (приказы №-в от ДД.ММ.ГГГГ и №-в от ДД.ММ.ГГГГ)
На основании ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичные положения содержались в ст. 112 КЗоТ РСФСР.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2010 средняя заработная плата, сохраняемая за работником на период повышении им квалификации, являлась объектом налогообложения ЕСН (глава 24 НК РФ), после 01.01.2010 - является объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 250-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона N 250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, по сути, являлись оплачиваемыми периодами работы.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, от 11.07.2012 № 156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, то есть с 03.10.1994г. по 30.12.1994г. - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, что составляет в льготном исчислении 0 лет 4 месяца 12 дней; с 05.09.2000г. по 05.10.2000г., что составляет в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, то есть 0 лет 1 месяц 16 дней; с 29.04.2013г. по 26.06.2013г. в льготном исчислении 0 лет 2 месяца 27 дней.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Принимая во внимание тот факт, что в период нахождения работника на курсах повышения квалификации за ним сохранялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст. 187 ТК РФ), суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что Свадковская Ю.В. направлялась на курсы повышения квалификации каждый раз приказами работодателей, то есть, без прекращения трудовых правоотношений, с сохранением заработной платы. В периоды нахождения на курсах производились отчисления в пенсионный фонд, что подтверждается выписками из лицевого счета застрахованного лица.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж ее лечебной деятельности при досрочном назначении трудовой пенсии: ДД.ММ.ГГГГ - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, что составляет 0 лет 4 месяца 12 дней; ДД.ММ.ГГГГ., что составляет в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, то есть 0 лет 1 месяц 16 дней; с ДД.ММ.ГГГГ. 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, что составляет в льготном исчислении 0 лет 2 месяца 27 дней.
Что касается периода временной нетрудоспособности, то в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 период временной нетрудоспособности включается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том же исчислении, как и период работы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей » были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей » с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период моего нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5-летнего возраста и до достижения 3-х лет в период действия приведенных выше Законов, также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени моего обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня права на досрочное назначение пенсии по старости.
Однако указанный период был включен ответчиком в ее стаж лечебной деятельности в календарном порядке, поскольку, как указал ответчик в решении, указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Вывод ответчика об отсутствии оснований для зачета периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно п. 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку период отпуска по уходу за ребенком, имевший место до 6 октября 1992 года, включается в специальный стаж, на указанный период распространяется установленные правила исчисления периодов работы.
Период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком имел место в период ее работы в должности медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии Киреевской ЦРБ, который ответчиком правомерно был включен в специальный стаж в льготном исчислении.
Принимая во внимание, что период нахождения Свадковской Ю.В. в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. имел место в период ее работы в должности <данные изъяты>, учитывая, что данный период имел место до 1 ноября 1999 года, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2005 года, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный период также подлежит включению в специальный стаж работы и должен учитываться в том же порядке, как работа, в период которой был предоставлен указанный отпуск, то есть в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В данном случае право на пенсию возникло у истца ранее момента обращения в ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия должна быть назначена Свадковской Ю.В. со дня обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные издержки состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе, относятся расходы на оплату юридических услуг.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что ответчик не включил в специальный стаж оспариваемые периоды в добровольном порядке, истец была вынуждена обратиться в суд с данным иском, при этом понесла расходы по оказанию юридической помощи в сумме 5000 рублей.
Разрешая требования истца о возмещении расходов по оплате юридических услуг суд, исходя из принципа разумности, полагает возможным удовлетворить данные требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца 4000 руб. 00 коп.
При подаче настоящего иска в соответствии с требованиями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, истцом уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп. Несение истцом данных расходов подтверждается материалами дела, а именно чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ., выданного ПАО Сбербанк.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию компенсация расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, исходя из удовлетворенной части исковых требований, в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Свадковской Юлии Валентиновны удовлетворить.
Признать за Свадковской Юлией Валентиновной право на досрочную пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Киреевском районе Тульской области включить Свадковской Юлии Валентиновне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ. -период нахождения в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев - 0 лет 4 месяца 12 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. период нахождения в командировке на усовершенствовании, приходящейся на время работы в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев - 0 лет 1 месяц 16 дней);
ДД.ММ.ГГГГ. - период прохождения обучения на курсах повышения квалификации, приходящихся на время работы в должности <данные изъяты> (в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев - 0 лет 2 месяца 27 дней);
ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, приходящийся на время работы в должности <данные изъяты>, дающей право считать 1 год работы за 1 год 6 месяцев, дополнительно включить 0 лет 5 месяцев 1 день;
а всего 1 (один) год 1(один) месяц 26 (двадцать шесть) дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области в установленном законом порядке назначить и выплачивать Свадковской Юлии Валентиновне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 29.12.2018 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Киреевском районе Тульской области в пользу Свадковской Юлии Валентиновны судебные расходы в сумме 4300 (Четыре тысячи триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий