Решение по делу № 2а-3091/2020 от 13.05.2020

Дело № 2а-3091/2020

39RS0002-01-2020-002729-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Калининград 27 августа 2020 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кисель М.П.,

при секретаре Королевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФСИН России по Калининградской области к начальнику Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области и Отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец (далее по тексту также – Управление) обратился в адрес суда с названными требованиями, в обоснование которых указала, что решением Гвардейского районного суда Калининградской области по делу № 2-49/2019 г. от 08.02.2019 г. на ФКУ ИК-7 УФСИН России о Калининградской области возложена обязанность установить на участке колонии-поселения забор высотой не менее 2,0 м. с противопобеговым козырьком из спирали АКЛ, на линии ограждения установить контрольно-пропускной пункт (КПП) с проходным коридором, оборудованным двумя дверьми, на УФСИН России по Калининградской области и ФСИН России возложена обязанность профинансировать проведение указанных работ.

Во исполнение названного решения, вступившего в законную силу, выдан исполнительный лист от 27.05.2019 г., который для принудительного исполнения направлен в Отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области, где 17.08.2019 г. по нему возбуждено исполнительное производство , в котором Управление является должником.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства, поступившим в учреждение 27.05.2019 г., административному истцу был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения судебного акта.

Поскольку, названные требования были оставлены без должного внимания СПИ ООИП УФФССП России по КО ВОИ 02.12.2019 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое поступило в адрес учреждения только 29.04.2020 г., и по своему характеру является незаконным, поскольку вынесено без учета положений действующего законодательства, а также фактических обстоятельств.

Учитывая изложенные обстоятельства истец на основании норм материального права и в порядке, определенном процессуальным законом, просил признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное СПИ ООИП УФФССП России по КО ВОИ 02.12.2019 г. в отношении Управления.

Определением суда от 27.08.2020 г. произведено процессуальное правопреемство с административного ответчика СПИ ООИП УФССП России по Калининградской области ВОИ, уволенного на момент рассмотрения спора, на начальника ООИП УФССП России по Калининградской области.

В судебное заседание участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения спора, не явились, явку своих представителей не обеспечили, заявлений и ходатайств в адрес суда не представили.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что на основании решения Гвардейского районного суда Калининградской области по гражданскому делу № 2-49/2019 от 08.02.2019 г., вступившего в законную силу 17.04.2019 на основании апелляционного определения Калининградского областного суда, выдан исполнительный лист , который взыскателем Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен в ООИП УФССП России по КО для принудительного исполнения.

В свою очередь, на основании названного исполнительного листа 17.08.2019 г. СПИ ВОИ было возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения в виде обязания профинансировать проведения работ, заключающихся в установке ФКУ ИК-7 УФСИН России о Калининградской области на участке колонии-поселения забор высотой не менее 2,0 м. с противопобеговым козырьком из спирали АКЛ, на линии ограждения установить контрольно-пропускной пункт (КПП) с проходным коридором

Пунктом 2 названного постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, вступившего в законную силу судебного акта.

При этом, должник предупрежден о возможности взыскания с него исполнительского сбора в размере 50000 руб. (по неимущественному требованию) в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (п. 3 названного постановления).

В связи с неисполнением вступившего в законную силу судебного акта в добровольном порядке в срок, составивший более 3 месяцев, а также непредставлением со стороны должника доказательств, подтверждающих уважительность причин длительного неисполнения требований исполнительного документа, СПИ ВОИ 02.12.2019 г. было вынесено оспариваемое постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Указанные положения корреспондируют с содержанием ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту решения закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Указанные требования корреспондируют с содержанием ст. 4 названного закона, а также с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяющих, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Частью 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 названной нормы).

Названные положения корреспондируют с содержанием п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ, определяющим, что судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.

В соответствии с пунктом 2.4.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (Письмо ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16), Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).

Оценивая характер заявленных административным истцом требований, с учетом совокупности приведенных выше норм и положений, суду приходит к следующему.

Представленные суду материалы исполнительного производства не содержат документы и сведения, объективно подтверждающие факт направления названного выше постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника в установленном законом порядке, а именно по средствам заказного почтового отправления.

Изложенное предопределяет вывод суда о том, что должностным лицом ООИП УФССП России по КО в адрес должника постановление о возбуждении исполнительного производства направлено не было, и, как следствие, не был предоставлен установленный законом срок для исполнения требований вступившего в законную силу судебного постановления, доказательств обратного суду со стороны административных ответчиков не представлено.

При названных условиях применения в отношении должника – УФСИН России по КО штрафной санкции в виде взыскания исполнительского сбора носит противоправный характер, поскольку должник не был уведомлен в установленном законом порядке не только о возможности и сроках добровольного исполнения решения суда, но и о возможности применения в отношении него санкций за не осуществление реальных действий в названный выше срок, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

Более того, судом принимается во внимание, что ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Так решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 25.02.2020 г. признано незаконным постановление должностного лица отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области от 16.10.2019 г. , вынесенного в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по КО о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства , также возбужденного на основании решения Гвардейского районного суда Калининградской области по делу № 2-49/2019 от 08.09.2019 г.

Названым выше судебным постановлением установлено, что отношения, направленные на обеспечение государственных нужд (товаров, работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, требуется значительный временной отрезок для соблюдения требований установленных Законом, а именно: подготовка сметной документации, проведение конкурсных процедур для закупки строительных и расходных материалов, и затем последующее фактическое строительство.

Кроме того, согласно указания Президента РФ от 20.07.2018 года № Пр-1294 имущественный комплекс замка «Тапиау», который входит в состав имущества административного истца, подлежит передаче в государственную собственность Калининградской области, в связи, с чем разработаны планы мероприятий по перемещению осужденных, отбывающих наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области в другие учреждения уголовно-исполнительной системы Калининградской области, в частности, осужденные отбывающие наказания в участке колонии-поселения будут переведены на участок колонии-поселения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области.

В целях реализации названного указания президента РФ директором ФСИН России 19.11.2018 г. утвержден план мероприятий по перемещению осужденных, отбывающих уголовные наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области и ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, проработан вопрос о возможности увеличения лимита наполнения участка колонии-поселения в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области до 50 мест, за счет приобретения и монтажа блочно-модульного здания для использования в качестве подсобного помещения.

Министром юстиции Российской Федерации утвержден план мероприятий по перемещению осужденных из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области и в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области.

В целях реализации названных мероприятий выделены лимиты бюджетных ассигнований на капитальный ремонт зданий режимных корпусов ФКУ ИК-13 и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области.

Мероприятия, связанные со строительством забора, высотой не менее 2.0 м, с противопобеговым козырьком из спирали АКЛ и установкой на линии ограждения контрольно-пропускного пункта (КПП) с проходным коридором, оборудованным двумя дверьми, могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Более того, определением Гвардейского районного суда Калининградской области от 03.12.2019 по делу №13-221/2019 (дело №2-49/2019) заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области было удовлетворено и предоставлена отсрочка исполнения решения суда на 6 месяцев, т.е. до 03.06.2020 г., что также учитывается при разрешении настоящего спора.

Изложенное выше обстоятельства объективно свидетельствует о том, что в действиях УФСИН России по КО отсутствуют признаки незаконного бездействия по исполнению вступившего в законную силу судебного постановления.

При названных условиях суд приходит к выводу, что оспариваемое о взыскании исполнительского сбора от 02.12.2019 г. по исполнительному производству вынесено с нарушением положений действующего законодательства и без учета фактических обстоятельств, связанных с исполнением вступившего в законную силу судебного постановления по делу № 2-49/2019 от 08.02.2019 г., в связи с чем, названное постановление подлежит отмене, а заявленные административным истцом требования удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление УФСИН России по Калининградской области удовлетворить

Признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.12.2019 г. по исполнительному производству .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.09.2020 г.

Судья:

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

< ИЗЪЯТО >

М.П. Кисель

2а-3091/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
УФСИН России по Калининградской области
Ответчики
СПИ Отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области Васкевич Олег Игоревич
УФССП по Калининградской области Отдел по особым исполнительным производстваи
Другие
Мусияченко Александр Анатольевич
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Тращенкова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее