Дело № 33-1045/2017 Судья Ноздрина О.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 мая 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Мельниковой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 9 февраля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мельниковой О.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области - включить в специальный стаж работы Мельниковой О.В. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы с 01 января 1992 года по 12 мая 1993 года в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка в льготном исчислении, из расчета один год работы за один год и три месяца,
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федераций в городе Мценске и Мценском районе Орловской области в пользу Мельниковой О.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей ».
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мценске и Мценском районе Орловской области по доверенности Амелюшкиной С.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Мельникова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области) о назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 10 мая 1991 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка Мценского района Орловской области.
На протяжении всего периода ее работы наименование данного учреждения неоднократно изменялось. Так, в 1993 году <...> дом ребенка Мценского района был реорганизован в ОГСУ СО Орловской области «<...> дом- интернат для умственно отсталых детей», в 2003 году данное учреждение переименовано в ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», а в 2011 году - в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Однако, несмотря на неоднократное изменение наименования учреждения, характер ее работы и выполняемые должностные обязанности не менялись.
В связи с этим 1 ноября 2016 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, при наличии стажа такой работы 25 лет.
Ответчиком ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Согласно расчету пенсионного органа ее стаж составил 23 года 3 месяца 8 дней. При этом периоды ее работы, имевшие место до 1 ноября 1999 года, были засчитаны в стаж в календарном исчислении.
Полагала, что периоды ее работы, имевшие место до 1 ноября 1999 года, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в связи с чем, отказ в назначении досрочной пенсии считала незаконным.
По данным основаниям, с учетом изменения и уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе в назначении ей досрочной пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды ее работы с 10 мая 1991 года по 1 ноября 1999 года (исключая отпуск по уходу за ребенком с 6 июня 1993 года по 13 апреля 1994 года в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию при наличии стажа работы 25 лет.
В судебном заседании истец Мельникова О.В. и ее представитель адвокат Евстратова В.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области по доверенности Амелюшкина С.Н. иск не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, при разрешении спора суд не принял во внимание, что пенсионным законодательством предусмотрено исчисление стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по выбору застрахованных лиц либо в соответствии с ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ либо в соответствии с ч.4 ст. 30 названного Закона.
Между тем, суд в своем решении для исчисления периодов трудовой деятельности истца, имевшей место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г., наряду со Списком от 6 сентября 1991 г. № 464, действовавшим в указанный период, одновременно применил и Список от 29 октября 2002 г. № 781, что противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. «н» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с ч. 3 указанного Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 13 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года определил, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, действовавшего до 31 декабря 2001 года.
Таким образом, несмотря на введение с 1 января 2002 г. нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты, можно применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде,
Согласно разъяснениям, данным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781).
Вместе с тем, в соответствии с подп. «а» п.5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном периоде (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. При этом Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 может быть применено к любому из указанных периодов работы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Как видно из материалов дела, 1 ноября 2016 года истец Мельникова О.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в городе Мценске и Мценском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого специального стажа.
Письмом ответчика от 10 ноября 2016 года № истцу отказано в назначении пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у нее необходимого стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе включил в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Мельниковой О.В. в календарном исчислении следующие периоды работы: с 10 мая 1991 г. по 27 декабря 1992 г., с 28 декабря 1992 г. по 12 мая 1993 г. (отпуск по беременности и родам) - в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка; с 13 мая 1993 г. по 5 июня 1993 г. (отпуск по беременности и родам), с 14 апреля 1994 г. по 23 июля 2006 г., с 24 июля 2006 г. по 26 декабря 2006 г. (отпуск по беременности и родам), с 7 апреля 2008 г. по 2 июня 2012 г., с 10 июня 2012 г. по 11 октября 2013 г., с 19 октября 2013 г. по 13 августа 2014 г., с 21 августа 2014 г. по 5 августа 2015 г., с 13 августа 2015 г. по 31 октября 2016 г. - в должности медицинской сестры в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей»), всего 23 года 3 месяца 8 дней.
Судом установлено, что в период с 10 мая 1991 года по 12 мая 1993 года Мельникова О.В. работала в <...> доме ребенка Мценского района Орловской области в должности медицинской сестры.
На основании постановления главы администрации Орловской области № от 4 декабря 1992 года <...> дом ребенка Мценского района облздравотдела был реорганизован в ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей» Управления социальной защиты населения области.
В период с 13 мая 1993 года по настоящее время истец работает в должности медицинской сестры в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», которое с 20 октября 2003 года до 28 ноября 2011 года имело тип и наименование ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», до 20 октября 2003 года имело тип и наименование ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей».
Данные обстоятельства, а также тот факт, что работа Мельниковой О.В. осуществлялась только в сельской местности, в <адрес> Мценского района Орловской области, подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 11-13), копией приказа начальника Управления социальной защиты населения администрации Орловской области № от 28 июня 2003 г., копией постановления главы администрации Орловской области № 353 от 4 декабря 1992 г. (л.д. 33), копией распоряжения Правительства Орловской области № 244-р от 15 июня 2011 г. (л.д. 49), копиями уставов (л.д. 34-48, 50-60).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464, действовавшим в период работы истца с 1 января 1992 г. по 12 мая 1993 г. в <...> доме ребенка, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом п. 2 указанного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, а также ранее действовавшей Номенклатурой № 715 от 22 июля 1982 г., учреждение «дом ребенка» отнесено к лечебно-профилактическим учреждениям.
Установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика включить в специальный стаж Мельниковой О.В. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период ее работы с 1 января 1992 года по 12 мая 1993 года в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка в льготном исчислении – 1 год 8 месяцев, из расчета один год работы за один год и три месяца, поскольку ее работа проходила в сельской местности, что предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, действовавшим в спорный период ее работы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж истца вышеназванный период в льготном порядке, не влекут отмену решения суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Для удовлетворения иска в остальной части суд не усмотрел правовых оснований, указав, что периоды работы истца в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка с 10 мая 1991 г. по 31 декабря 1991 г.- 7 мес. 21 день, в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (ОГСУ СО Орловской области - <...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей») с 13 мая 1993 г. по 5 июня 1993 г., с 14 апреля 1994 г. по 26 декабря 2006 г., с 7 апреля 2008 г. по 2 июня 2012 г., с 10 июня 2012 г. по 11 октября 2013 г., с 19 октября 2013 г. по 13 августа 2014 г., с 21 августа 2014 г. по 5 августа 2015 г., с 13 августа 2015 г. по 31 октября 2016 г. – 21 год 3 месяца 6 дней, подлежат включению в стаж работы в календарном порядке.
Поскольку стаж истца по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент обращения истца в пенсионный орган, с учетом включения судом спорного периода, составил 23 года 6 месяцев 27 дней, то есть менее 25 лет, суд отказал в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии по старости.
В указанной части решение сторонами не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен материальный закон, подлежащий применению, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Дело № 33-1045/2017 Судья Ноздрина О.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 мая 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Мельниковой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 9 февраля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Мельниковой О.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области - включить в специальный стаж работы Мельниковой О.В. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы с 01 января 1992 года по 12 мая 1993 года в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка в льготном исчислении, из расчета один год работы за один год и три месяца,
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федераций в городе Мценске и Мценском районе Орловской области в пользу Мельниковой О.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей ».
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мценске и Мценском районе Орловской области по доверенности Амелюшкиной С.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Мельникова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области) о назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 10 мая 1991 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка Мценского района Орловской области.
На протяжении всего периода ее работы наименование данного учреждения неоднократно изменялось. Так, в 1993 году <...> дом ребенка Мценского района был реорганизован в ОГСУ СО Орловской области «<...> дом- интернат для умственно отсталых детей», в 2003 году данное учреждение переименовано в ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», а в 2011 году - в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Однако, несмотря на неоднократное изменение наименования учреждения, характер ее работы и выполняемые должностные обязанности не менялись.
В связи с этим 1 ноября 2016 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, при наличии стажа такой работы 25 лет.
Ответчиком ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Согласно расчету пенсионного органа ее стаж составил 23 года 3 месяца 8 дней. При этом периоды ее работы, имевшие место до 1 ноября 1999 года, были засчитаны в стаж в календарном исчислении.
Полагала, что периоды ее работы, имевшие место до 1 ноября 1999 года, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в связи с чем, отказ в назначении досрочной пенсии считала незаконным.
По данным основаниям, с учетом изменения и уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе в назначении ей досрочной пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды ее работы с 10 мая 1991 года по 1 ноября 1999 года (исключая отпуск по уходу за ребенком с 6 июня 1993 года по 13 апреля 1994 года в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию при наличии стажа работы 25 лет.
В судебном заседании истец Мельникова О.В. и ее представитель адвокат Евстратова В.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области по доверенности Амелюшкина С.Н. иск не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, при разрешении спора суд не принял во внимание, что пенсионным законодательством предусмотрено исчисление стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по выбору застрахованных лиц либо в соответствии с ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ либо в соответствии с ч.4 ст. 30 названного Закона.
Между тем, суд в своем решении для исчисления периодов трудовой деятельности истца, имевшей место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г., наряду со Списком от 6 сентября 1991 г. № 464, действовавшим в указанный период, одновременно применил и Список от 29 октября 2002 г. № 781, что противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. «н» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с ч. 3 указанного Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 13 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года определил, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, действовавшего до 31 декабря 2001 года.
Таким образом, несмотря на введение с 1 января 2002 г. нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты, можно применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде,
Согласно разъяснениям, данным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781).
Вместе с тем, в соответствии с подп. «а» п.5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном периоде (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. При этом Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 может быть применено к любому из указанных периодов работы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Как видно из материалов дела, 1 ноября 2016 года истец Мельникова О.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в городе Мценске и Мценском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого специального стажа.
Письмом ответчика от 10 ноября 2016 года № истцу отказано в назначении пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у нее необходимого стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом ГУ-УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе включил в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Мельниковой О.В. в календарном исчислении следующие периоды работы: с 10 мая 1991 г. по 27 декабря 1992 г., с 28 декабря 1992 г. по 12 мая 1993 г. (отпуск по беременности и родам) - в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка; с 13 мая 1993 г. по 5 июня 1993 г. (отпуск по беременности и родам), с 14 апреля 1994 г. по 23 июля 2006 г., с 24 июля 2006 г. по 26 декабря 2006 г. (отпуск по беременности и родам), с 7 апреля 2008 г. по 2 июня 2012 г., с 10 июня 2012 г. по 11 октября 2013 г., с 19 октября 2013 г. по 13 августа 2014 г., с 21 августа 2014 г. по 5 августа 2015 г., с 13 августа 2015 г. по 31 октября 2016 г. - в должности медицинской сестры в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей»), всего 23 года 3 месяца 8 дней.
Судом установлено, что в период с 10 мая 1991 года по 12 мая 1993 года Мельникова О.В. работала в <...> доме ребенка Мценского района Орловской области в должности медицинской сестры.
На основании постановления главы администрации Орловской области № от 4 декабря 1992 года <...> дом ребенка Мценского района облздравотдела был реорганизован в ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей» Управления социальной защиты населения области.
В период с 13 мая 1993 года по настоящее время истец работает в должности медицинской сестры в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», которое с 20 октября 2003 года до 28 ноября 2011 года имело тип и наименование ОГСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», до 20 октября 2003 года имело тип и наименование ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей».
Данные обстоятельства, а также тот факт, что работа Мельниковой О.В. осуществлялась только в сельской местности, в <адрес> Мценского района Орловской области, подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 11-13), копией приказа начальника Управления социальной защиты населения администрации Орловской области № от 28 июня 2003 г., копией постановления главы администрации Орловской области № 353 от 4 декабря 1992 г. (л.д. 33), копией распоряжения Правительства Орловской области № 244-р от 15 июня 2011 г. (л.д. 49), копиями уставов (л.д. 34-48, 50-60).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464, действовавшим в период работы истца с 1 января 1992 г. по 12 мая 1993 г. в <...> доме ребенка, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом п. 2 указанного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, а также ранее действовавшей Номенклатурой № 715 от 22 июля 1982 г., учреждение «дом ребенка» отнесено к лечебно-профилактическим учреждениям.
Установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика включить в специальный стаж Мельниковой О.В. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период ее работы с 1 января 1992 года по 12 мая 1993 года в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка в льготном исчислении – 1 год 8 месяцев, из расчета один год работы за один год и три месяца, поскольку ее работа проходила в сельской местности, что предусмотрено Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, действовавшим в спорный период ее работы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж истца вышеназванный период в льготном порядке, не влекут отмену решения суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Для удовлетворения иска в остальной части суд не усмотрел правовых оснований, указав, что периоды работы истца в должности медицинской сестры в <...> доме ребенка с 10 мая 1991 г. по 31 декабря 1991 г.- 7 мес. 21 день, в БСУ СО Орловской области «<...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (ОГСУ СО Орловской области - <...> детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ОГСУ СО Орловской области «<...> дом-интернат для умственно отсталых детей») с 13 мая 1993 г. по 5 июня 1993 г., с 14 апреля 1994 г. по 26 декабря 2006 г., с 7 апреля 2008 г. по 2 июня 2012 г., с 10 июня 2012 г. по 11 октября 2013 г., с 19 октября 2013 г. по 13 августа 2014 г., с 21 августа 2014 г. по 5 августа 2015 г., с 13 августа 2015 г. по 31 октября 2016 г. – 21 год 3 месяца 6 дней, подлежат включению в стаж работы в календарном порядке.
Поскольку стаж истца по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент обращения истца в пенсионный орган, с учетом включения судом спорного периода, составил 23 года 6 месяцев 27 дней, то есть менее 25 лет, суд отказал в удовлетворении требований о назначении досрочной пенсии по старости.
В указанной части решение сторонами не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен материальный закон, подлежащий применению, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мценске и Мценском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи