РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 14 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Халтуриной Е.Д.,
с участием прокурора Тюрина С.Е.,
представителя ответчика Бердиловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2459/2017 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Нижнетагильское лесничество», Департаменту лесного хозяйства Свердловской области и Администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
установил:
10.10.2017 Нижнетагильский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором возложить на ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» и Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированное место размещения отходов путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки) на земельном участке с кадастровым номером 66:19:0101007:99 с левой стороны от автодороги (27 квартал Уральского участка Уральского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества), общим объемом не менее 45 м?. GPS координаты места складирования отходов – N 58°03.720?, Е 059°50.112?
В обоснование исковых требований прокурор со ссылкой на нормы ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 50.7, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области 28.12.2010 № 1905-ПП, Правила санитарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, а также ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указал, что в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт № 12-12-05/203 от 18.09.2017 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о результатах проведения обследования территории Муниципального образования «город Нижний Тагил», согласно которому выявлено несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов площадью не менее 25 м?, объемом не менее 45 м?., GPS координаты места складирования отходов - N 58°03.720`, Е 059°50.112`, указанная свалка расположена на территории земель лесного фонда.
Учитывая, что установить конкретный круг лиц, чьи права на благоприятную среду нарушаются, не представляется возможным, прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
13.11.2017 протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Горноуральского городского округа.
Помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрин С.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования, указав, что первоначально иск был подан к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области и Государственному казенному учреждению Свердловской области «Нижнетагильское лесничество». При этом прокуратура исходила из акта проверки Министерства природных ресурсов и экоклогии, в котором было указано, что свалка находится на землях лесного фонда в квартале 27. Получив возражения ответчиков, акта осмотра, проведенный лесничим, карты-схемы, выкопировки из материалов лесоустройства прокурор пришел к выводу, что действительно свалка расположена на землях, не отнесенных к лесному фонду, а на землях муницуипального образования «Горноуральский городской округ», исходя из территориальности. В связи с этим просил возложить обязанности по устранению несанкционированной свалки отходов на Администрацию Горноуральского городского округа.
Представитель ответчика ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» Бердилова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, пояснила, что ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку участок, на котором расположено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов находится на территории Горноуральского городского округа и к землям лесного фонда не относится.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области в судебном заседании не явился, направил в суд возражение, согласно которому исковые требования не признает, поскольку в соответствии с п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2010 №1905-ПП «Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области» Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Согласно акту осмотра лесного участка от 01.11.2017, проведенному сотрудниками ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» участок, на котором расположено место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов не относится к землям лесного фонда, свалка расположена на территории Горноуральского городского округа, поэтому Департамент лесного хозяйства Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился и отзыва в суд не направил.
По основаниям, предусмотренным ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.
В судебном заседании установлено, что на основании акта № мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемой природной территории, лесного участка, земельного участка, акватории водоема от 18.09.2017, составленного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области Овчинниковым А.В., выявлено на территории с кадастровым номером 66:19:0101007:99 несанкционированное складирование коммунальных отходов площадью не менее 25 м?, общим объемом не менее 45 м?, географические координаты N 58°03.720?, Е 059°50.112?.
При составлении акта должностное лицо исходило из того, что данное место расположено на лесном участке в квартале 27 Уральского участка Уральского участкового лесничества Нижнетагильского лесничества.
Вместе с тем согласно акта осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного лесничим Болотян В.А. и мастером леса Зорихиным С.И. было установлено, что на месте с координатами N 58°03.720?, Е 059°50.112?, действительно обнаружено складирование твердых бытовых отходов. Однако, данный участок не относится к землям лесного фонда, а свалка находится на территории Горноуральского городского округа вдоль дороги на коллективные сады «Золотая осень».
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Полномочия администрации Горноуральского городского округа по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 30 Устава Горноуральского городского округа, принятого Решением районного Совета муниципального образования «Пригородный район» от 15.11.2001 № 14/10, к полномочиям Администрации Горноуральского городского округа отнесены вопросы участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления, относится к землям в границах территории муниципального образования «Горноуральский городской округ». Данный земельный участок не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального образования «Горноуральский городской округ».
Действующие Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утвержденные Решение Думы Горноуральского городского округа от 27.01.2010 N 25/12 (с последующими изменениями) предусматривают, что размещение полигонов твердых бытовых отходов, биотермических отходов, производственных нетоксичных отходов, производится в зонах специального назначения С-3, к которым участок местности, на котором обнаружены сорпные отходы, не относится.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В спорных правоотношениях Администрация Горноуральского городского округа выступает как орган местного самоуправления и реализует полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем, распределение судом бремени доказывания должно производиться по правилам разрешения публично-правовых споров.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии неустраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию Горноуральского городского округа обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.
Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что ликвидация места несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиком в срок до 01.05.2018 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Возложить на Администрацию Горноуральского городского округа обязанность в срок до 01 мая 2018 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с географическими координатами N 58°03.720?, Е 059°50.112?.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области и государственному казенному учреждению Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 19 декабря 2017 года.
Судья Луценко В.В.