Дело № 2-2023/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2014 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Паначевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасановой Ю.Х, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Открытому акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Мотор» о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Хасанова Ю.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Открытому акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Мотор» о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. В обоснование иска указала, что проживает в указанном жилом помещении, которое было предоставлено истцу в 2013 году по договору найма в связи с работой на предприятии ответчика. Истец проживает в данном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает порядок и сохранность помещения, также зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Общежитие по адресу: <адрес>В, изначально находилось на балансе государственного предприятия ФГУП НПП «Мотор» на праве хозяйственного ведения. После акционирования предприятия в ОАО «НПП «Мотор» здание общежития в соответствии с действующим законодательством должно было быть передано в муниципальную собственность, однако, незаконно вошло в уставной капитал предприятия в составе приватизируемого имущества. Это нарушает право истца на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения, в связи с чем, истец обращается в суд с настоящим иском.
Истец Хасанова Ю.Х., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Муфтахова З.Р. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации ГО г. Уфа РБ, ОАО «НПП «Мотор» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
В судебном заседании установлено следующее.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьями 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 03 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и должны были в силу закона быть переданными в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При этом в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 года № 4-П, нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма применяются к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях и после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии от 15.08.2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное предприятие «Мотор» (Наймодатель) передало Хасановой Ю.Х. (Нанимателю), работающей в ФГУП НПП «Мотор», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Как усматривается из справки о регистрации по месту жительства от 03.02.2014 года, копии лицевого счета, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту жительства Хасанова Ю.Х,. Задолженности по квартплате по состоянию на 03.02.2014 года нет.
Согласно материалам дела, истец свое право однократной бесплатной приватизации жилых помещений не использовала, объектов недвижимости на праве собственности не имеет. Зарегистрированных прав на жилое помещение по указанному адресу не имеется.
В судебном заседании установлено, что не оспаривается сторонами по делу, что в 2009 году ФГУП НПП «Мотор» было акционировано в ОАО «НПП «Мотор», при этом общежитие по адресу: <адрес> находившееся на балансе государственного предприятия, вошло в состав приватизируемого имущества ОАО «НПП «Мотор».
Согласно письму КУМС Администрации ГО г. Уфа № А-233 от 30.01.2013 года, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан не значится.
Таким образом, спорное жилое помещение при акционировании предприятия вошло в состав приватизируемого имущества предприятия ОАО «НПП Мотор» незаконно, в отношении указанного жилого помещения, которое в соответствии с действующим законодательством должно быть передано в муниципальную собственность, применяется режим жилого помещения, предоставленного по договору социального найма даже при отсутствии оформленного договора социального найма, что также не может быть препятствием в реализации истцом своего права на приватизацию.
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г.Уфы РБ от 18.06.2013 года признано незаконным распоряжение ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по РБ от 24.09.2009 года №413 о включении в план приватизации ОАО НПП «Мотор» нежилых помещений 7-9 этажей 9-этажного здания общежития по адресу: <адрес>, общей площадью 1649,4 кв.м, руководитель ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по РБ был обязан устранить нарушение жилищных прав граждан на приватизацию жилых помещений, находящихся по адресу: <адрес>.
Учитывая, что спорное помещение по адресу: <адрес>, является обособленным жилым помещением, истец имеет право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, свое право приватизации жилого помещения истец не использовала, предусмотренных законом ограничений и запрещений по передаче истцу в собственность в порядке однократной бесплатной приватизации испрашиваемого жилого помещения не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Хасановой Ю.Х, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Открытому акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Мотор» о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Признать за Хасановой Ю.Х, право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для регистрации за Хасановой Ю.Х, права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Бикчурина О.В. <данные изъяты>