Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-116/2017 ~ М-268/2017 от 13.04.2017

Дело №2а-116/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 05 октября 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность и возложении на ответчика обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , в районе <адрес>, для дачного строительства, приложив сведения о нахождении на испрашиваемом участке объекта недвижимости – жилого дома, площадью 30 кв.м., с кадастровым номером . Административный ответчик в решении об отказе, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию отсутствия на земельном участке объекта недвижимости, отвечающего признакам недвижимой вещи. По мнению истца, доводы ответчика, послужившие принятию оспариваемого решения, несостоятельны по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для дачного строительства, а не для ведения личного подсобного хозяйства. Ссылку ответчика о невозможности предоставления земельного участка в тридцатикилометровой зоне от сельских населенных пунктов истец полагает не обоснованной, противоречащей принципу действия закона во времени.

На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ . об отказе в предоставлении без проведения торгов земельного участка в собственность, возложить на ответчика обязанность по заключению договора купли-продажи испрашиваемого земельного.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель, действующий на основании доверенности ФИО4, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца отметил, что имеется вступившее в силу решение суда, которое подтвердило нахождение на земельном участке с кадастровым номером недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности. Доводы административного ответчика являются несостоятельными, так как истец обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность.

Представитель административного ответчика - представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок при надлежащим извещении в судебное заседание не явился.

В представленном отзыве на иск полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению фактически по тем же основаниям, что и в оспариваемом истцом решении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель заинтересованного лица – администрации Мийнальского сельского поселения при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В процессе судебного разбирательства установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с КН , расположенного в районе <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, площадью 1500 кв.м (л.д. 36-56).

На основании декларации от ДД.ММ.ГГГГ, поданной ФИО1 в Управление Росреестра по РК, за ней ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на объект недвижимости – дом с кадастровым номером , назначение – жилое, площадью 30 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером (л.д.5, 23-25, 31).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с КН на том основании, что на указанном земельном участке расположен дом с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 на праве собственности (л.д. 67-68).

    Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в своем ответе на заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. .4-21 отказал ФИО1 в предоставлении в собственность указанного земельного участка по тем основаниям, что заявителем не представлено доказательств нахождения на земельном участке именно жилого дома или строения, которое соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и относятся к объектам недвижимости. Также основанием для отказа явился тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, на которую вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, определенные ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. Кроме того, отказ основан на пункте 4 ст. 78 ЗК РФ, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (л.д. 7-8).

    ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохским районным судом РК рассмотрено гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности на дачный дом.

    Вступившим в законную силу решением суда по указанному гражданскому делу в удовлетворении исковых требований Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок отказано.

    В процессе судебного разбирательства по гражданскому делу нашло свое подтверждение нахождение на испрашиваемом ФИО1 земельном участке с кадастровым номером жилого дачного дома, который является объектом капитального строительства, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В силу положений частей 1, 2, 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), установленные решением Лахденпохского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , обстоятельства, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и не подлежат доказыванию.

Таким образом, установленным является тот факт, что на испрашиваемом ФИО1 земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дачный дом, который является объектом капитального строительства, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст.1 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01 января 2016 г. органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, городских, сельских поселений в Республике Карелия (далее - поселение) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; муниципальных районов в Республике Карелия (далее - муниципальный район) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Как следует из пп. 35 п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия, указанный Комитет осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также по их предоставлению без торгов.

Таким образом, к компетенции Комитета относится принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков на основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ в собственность за плату без проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    Анализируя представленные доводы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Таким образом, вопреки утверждениям Госкомитета, к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации, относятся, в том числе нежилые помещения.

Более того, как указано выше решением Лахденпохского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , имеющее в соответствии со ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлен факт нахождения на испрашиваемом ФИО1 в собственность земельном участке с кадастровым номером жилого дачного дома, который является объектом капитального строительства, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Указанный дачный дом принадлежит административному истцу, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту.

В соответствии с положениями ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно требованиям ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Таким образом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», и имеет разрешенное использование «для дачного строительства», истец, возведя на указанном земельном участке жилой дачный дом, использует его по целевому назначению.

По тому же основанию не может быть принята во внимание ссылка административного ответчика на пункт 4 ст. 78 ЗК РФ, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Более того, указанный пункт ст. 78 ЗК РФ введен в действие Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.2016, который вступил в силу со дня его официального опубликования. При этом, по общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Как указано выше, договор аренды между администрацией ЛМР и ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до введения в действие указанной нормы.

Разрешая спор, проанализировав положения Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», приходит к выводу о том, что правовой режим земельных участков как садоводческих, так и дачных, является равнозначным, о чем свидетельствует не только одинаковое правовое регулирование на основании единых нормативных правовых актов (характер выращиваемых культур, возводимые постройки), но и реалии современной жизни.

Таким образом, законодатель, раскрывая содержание понятия «садовый земельный участок", определяет его целевое назначение и одновременно указывает на право возведения не только нежилого, но и жилого строения, предопределяя тем самым и целевое использование этого строения для отдыха, которое соответственно может быть местом пребывания, при этом не исключается и место постоянного проживания. При этом очевидно, что выбор характеристик возводимого дачного строения (жилое или нежилое, для отдыха или постоянного проживания) принадлежит правообладателю земельного участка.

Позиция Госкомитета о том, что возведенный на спорном земельном участке дом, должен отвечать требованиям, предусмотренным ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), является несостоятельной, так как истцом возведен дачный дом для отдыха.

Следовательно, довод Госкомитета о том, что на спорном земельном участке может возводиться только жилой дом, отвечающий требованиям жилищного законодательства, основан на неверном токовании норм права.

Таким образом, учитывая положения п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ об исключительном праве на приобретение земельных участков в собственность лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, оспариваемое решение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об отказе в предоставлении истцу ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером по основанию отсутствия на земельном участке объекта недвижимости, объекта капитального строительства, нельзя признать законным.

Также позиция Комитета основана на том, что земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы.

Из акта выбора и обследования земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в районе двухсотметровой прибрежной защитной полосы озера Вилпуксенъярви – в 30 метрах с востока.

В соответствии с ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

При этом, из содержания ст. 27 ЗК РФ следует, что земельные участки в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности, при этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной деятельности.

Сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы не означает, что собственник объекта недвижимости, расположенного на таком участке, не вправе приобрести такой участок в собственность. Указанный факт не может умалять исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.

При этом необходимо отметить, что правомерность предоставления администрацией Лахденпохского муниципального района истцу земельного участка для дачного строительства (заключения договора аренды) ответчиком не оспаривалась.

При таких обстоятельствах, истец имеет преимущество, в том числе перед государством, на приобретение указанного земельного участка в собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ . не могли послужить основанием для отказа ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность в порядке ст. 39.20 ЗК РФ. Таким образом, суд полагает, что оспариваемым отказом права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований в части признания отказа незаконным.

Вместе с тем, истцом ФИО1 заявлено требование о возложении на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером .

Указанное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Нарушенное право истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:12:0051301:1454.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в течение <данные изъяты> с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в пользу ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2017 года.

2а-116/2017 ~ М-268/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шидловская Татьяна Михайловна
Ответчики
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
Другие
Сутягин Александр Николаевич
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
13.04.2017Регистрация административного искового заявления
13.04.2017Передача материалов судье
17.04.2017Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2017Судебное заседание
12.05.2017Судебное заседание
21.09.2017Производство по делу возобновлено
21.09.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.10.2017Судебное заседание
10.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2017Дело оформлено
14.11.2017Дело передано в архив
12.01.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.01.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее