63RS0039-01-2023-000527-32
2а-1836/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 апреля 2023 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1836/2023 по административному исковому заявлению Липатова Андрея Семеновича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Липатов А.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:808 площадью 987 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, отнесенный по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Сады».
С целью увеличения площади земельного участка истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 кв.м и принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №:808.
Распоряжением от 13.08.2020 № РД-901 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № 935-р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № 3 в границах Кировского и Красноглинского районов городского округа Самара в целях размещения объекта капитального строительства - стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара.
Административный истец обратился в Правительство Самарской области по вопросу исключения территории дачных массивов из границ проекта планировки территории либо внесения изменений в проект межевания территории в части территорий, занимаемых садовыми участками. В ответ на обращение Министерство строительства Самарской области сообщило ему, что ориентировочный срок внесения изменений в проект планировки – 3 квартал 2022 года.
28.11.2022 административный истец повторно обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков.
Распоряжением от 26.12.2022 № РД-2438 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № 935-р утвержден проект межевания территории, а также в связи с возможностью образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С данным решением заявитель не согласен, указывает, что территории садово-дачных участков, куда входит испрашиваемый земельный участок, хотя и входят в границы территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, проектами не распланированы и не размежеваны; изменение границ существующих земельных участков, образование новых земельных участков, размещение объектов капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не планируется. Кроме этого, на испрашиваемом земельном участке частично расположен объект недвижимости, принадлежащий истцу, следовательно, образование самостоятельного земельного участка приведет к невозможности его использования.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.12.2022 № РД-2438 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Меняев А.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара Калинина А.В. просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагая оспариваемое решение законным.
Заинтересованное лицо Министерство строительства Самарской области представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило письменные пояснения, согласно которым оставляет разрешение требований на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:808 площадью 987 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, отнесенный по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Сады».
28.11.2022 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером №:808 и смежного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 299 кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением от 26.12.2022 № РД-2438 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № 935-р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра № 3 в границах Кировского и Красноглинского районов городского округа Самара в целях размещения объекта капитального строительства - стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара, а также на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29, пунктов 1, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно по топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно подпункту 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу ч. 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; 7) планируется осуществление комплексного развития территории; 8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Как следует из материалов дела, проект планировки территории, предусматривающий размещение стадиона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 1168-р., проект межевания территории утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № 935-р с последующими изменениями, внесенными отдельными распоряжениями Правительства Самарской области.
С момента утверждения проекта планировки территории до настоящего времени решение о резервировании территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, для государственных или муниципальных нужд не принято.
Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара от 14.02.2023 земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков.
По информации Министерства строительства Самарской области от 13.08.2021 на обращение истца изменение границ существующих земельных участков, образование новых земельных участков, а также размещение объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения в соответствии с документацией по планировке территории на испрашиваемом земельном участке не планируется.
Доказательств того, что образование и использование спорного земельного участка противоречит планируемому развитию данной территории, не представлено.
Таким образом, нет оснований полагать, что предоставление земельного участка приведет к нарушению чьих-либо прав и законных интересов. В свою очередь, для истца реализация права на перераспределение земельных участков в сложившейся ситуации сопряжена с длительной процедурой внесения изменений в документацию по планировке территории.
При таких обстоятельствах, учитывая, что с момента утверждения проекта планировки территории прошло более шести лет, в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствует решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд и на рассматриваемой территории в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории не планируется строительство объектов капитального строительства, отказ в перераспределении земельных участков лишь по причине наличия утвержденного проекта межевания территории не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Зюзина А.Л. от 03.04.2023, подготовленного по запросу Липатова А.С., следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м расположен в пределах территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 619 кв.м, следовательно, при формировании в пределах указанной территории самостоятельного участка продажа или его предоставление в аренду осуществляется органом местного самоуправления на торгах. Местоположение границы образуемого земельного участка было определено исходя из установленных норм для предельных минимальных размеров земельных участков, расположенных в зоне Ж-1, а также по границам, закрепленным с использованием искусственных объектов на местности – ограждений, колышков и др., границы согласованы со смежными землепользователями участков с кадастровыми номерами №:615, №:574, №:609, №:1470. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Самаре нормы отступов для размещения объектов ИЖС в зоне Ж-1 составляют 3 метра от границ соседних земельных участков и 0 метров от мест общего пользования, улиц и т.д. Территория земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 619 кв.м, как предполагаемый самостоятельный земельный участок, представляет собой узкий многоугольник шириной 6-9 метров. В пределах границ соседнего земельного участка с КН №:615 расположен объект капитального строительства жилой дом с КН №:1483, а в пределах границ соседнего земельного участка с КН №:1470 расположен объект капитального строительства жилой дом с КН №:1476. Указанные жилые дома расположены на расстоянии менее 1-2 метров от границы предполагаемого самостоятельного земельного участка. В связи с установленными нормами отступов объектов капитального строительства от границ соседних земельных участков (3 метра), практически невозможно использование предполагаемого самостоятельного земельного участка для зоны Ж-1 по назначению: для индивидуального жилищного строительства, поскольку разместить жилой дом с соблюдением установленных требований не представляется возможным.
В связи с изложенным кадастровым инженером сделан вывод о невозможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с целью его продажи или аренды, поскольку такой участок невозможно использовать рационально, по назначению, для индивидуального жилищного строительства, а также формирование самостоятельного земельного участка нарушит права смежных землепользователей участков с кадастровыми номерами №:615 и №:1470.
Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы подтверждаются подробной схемой расположения земельных участков, выписками из ЕГРН, ответчиком по существу не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Липатова Андрея Семеновича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 26.12.2022 № РД-2438 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Липатова Андрея Семеновича о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 02.05.2023.