Дело <номер обезличен>г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 г. <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Крикун А.Д.
при секретаре Геворгян К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора С. края в интересах неопределенного круга лиц и государства – Российской Федерации к Г. С. края о признании незаконным бездействия и обязании инициировать перед представительным органом Минераловодского городского округа вопрос об удалении в отставку Перцева С. Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор С. края в интересах неопределенного круга лиц и государства – Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Г. С. края, в котором после изменения требований в порядке ст. 39 ГПК просит:
признать незаконным бездействие Г. С. края по непринятию мер к инициированию удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении Перцевым С.Ю. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию Перцевым СЮ. мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в качестве предусмотренной ч. 5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 60 Устава Минераловодского городского округа меры ответственности за совершенное Перцевым СЮ. коррупционное правонарушение;
обязать Г. С. края устранить нарушения требований законодательства, исполнив требования ст. 2 Закона С. края от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О Г. С. края», ст. 35 Устава (Основного закона) С. края, Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, ч. 5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ путем инициирования удаления в отставку главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в связи с несоблюдением им ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В обосновании исковых требований указано, что во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции главой Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю.
Установлено, что решением представительного органа Минераловодского городского округа <номер обезличен> от <дата обезличена> Перцев С.Ю. избран главой Минераловодского городского округа сроком на 5 лет.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, к числу которых в соответствии со ст. 41 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены, в том числе органы местного самоуправления, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В целях исполнения указанной обязанности Перцевым С.Ю., как лицом, претендующим на должность главы Минераловодского городского округа, представителю нанимателя (работодателю) 02.10.2015г. предоставлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проведения прокуратурой края проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции были выявлены факты предоставления Перцевым С.Ю. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, в разделе 2 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленной Перцевым С.Ю. указано, что в 2015 году им приобретен земельный участок сумма сделки 10 000 000 рублей по договору займа от <дата обезличена> <номер обезличен>.015, основание приобретения договор купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена>; а также жилой дом, сумма сделки 10 000 000 рублей по договору займа от <дата обезличена> <номер обезличен>.015, основание приобретения - договор купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена>. Однако в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена>. Перцевым С.Ю. приобретен жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес обезличен>, пер. Полевой, 10а, за общую сумму 10 000 000 рублей.
В разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» Перцевым С.Ю. указан договор займа от <дата обезличена> <номер обезличен>.015, с условием обязательства 0 %, тогда как в п. 1.2 данного договора займа содержится, что «заемщик выплачивает заимодавцу проценты на сумму 21% годовых».
Кроме того, проверкой установлено, что распоряжением главы Минераловодского городского округа от <дата обезличена> <номер обезличен>-л/с Пикалова О.М., являющаяся родной сестрой жены Перцева С.Ю., назначена на должность управляющего делами администрации Минераловодского городского округа с 28.10.2015г.
В силу требований п. 5 ч. 4 ст. 36, абз. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ и п. 3.3 Положения об администрации Минераловодского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от <дата обезличена> <номер обезличен>, Перцев С.Ю., будучи главой Минераловодского городского округа, руководит местной администрацией на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности руководителей и специалистов отделов аппарата администрации.
Распоряжением главы Минераловодского городского округа от <дата обезличена> <номер обезличен>-р Перцевым С.Ю. утверждено распределение обязанностей между руководителями администрации Минераловодского городского округа, согласно которым Пикалова О.М. осуществляет координацию деятельности администрации Минераловодского городского округа, в том числе поосуществлению мер по противодействию коррупции в границах Минераловодского городского округа, координацию деятельности по решению вопросов муниципальной службы, организацию контроля за выполнением постановлений и распоряжений главы округа и другим направлениям деятельности.
В непосредственном подчинении Пикаловой О.М. находится отдел муниципальной службы и кадров, в то время как глава администрации Минераловодского городского округа непосредственно рассматривает и принимает решения по вопросам кадровой политики и муниципальной службы Минераловодского городского округа, что свидетельствует о непосредственной подконтрольности и подчиненности Пикаловой О.М. главе Минераловодского городского округа Перцеву С.Ю. и о возможности возникновения конфликта интересов.
В нарушение требований ч. 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. о возможности возникновения конфликта интересов в установленном порядке не сообщил.
Более того, вопреки требованиям ч. 1 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, возлагающим на Перцева С.Ю., как на лицо, замещающее муниципальную должность, обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, глава Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. своим распоряжением от 28.10.2015г. <номер обезличен>-л/с о назначении на должность управляющего делами администрации Минераловодского городского округа Пикаловой О.М. способствовал возникновению конфликта интересов.
По фактам выявленных нарушений Минераловодским межрайонным прокурором 11.01.2016г. в адрес главы Минераловодского городского округа внесено представление с требованием об освобождении от должности управляющего делами администрации Минераловодского городского округа Пикаловой О.М., по результатам рассмотрения которого 12.02.2016г. требования прокурора оставлены без удовлетворения, факт несоблюдения ограничения, предусмотренного п. 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона от <дата обезличена> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», не установлен, при этом распоряжением главы Минераловодского городского округа от <дата обезличена> с Пикаловой О.М. прекращен трудовой договор по соглашению сторон.
13.01.2016г. в адрес председателя Совета депутатов Минераловодского городского округа направлена информация о принятии мер к инициированию процедуры удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку в соответствии с требованиями ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ за неисполнение обязанности установленной Законом № 273-ФЗ, по результатам рассмотрения которой 29.01.2016г. на очередном заседании Совета депутатов Минераловодского городского округа принято решение об отклонении требований прокурора к инициированию процедуры удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку.
<дата обезличена>, <дата обезличена> прокурором края в адрес Г. С. края направлены информации по указанным фактам с внесением предложения об инициировании перед представительным органом Минераловодского городского округа вопроса об удалении в отставку главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю.
<дата обезличена> в прокуратуру края поступила информация Г. С. края, из содержания которой следует, что в настоящее время оснований для инициирования вопроса об увольнении Перцева С.Ю. в отставку не имеется, в связи с тем, что Перцевым С.Ю. при предоставлении <дата обезличена>г. сведений о доходах: и расходах не были нарушены обязанности, установленные Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, ситуация, связанная с замещением Пикаловой О.М. должности муниципальной службы при наличии близкого родства или свойства с Перцевым С.Ю., с <дата обезличена> устранена.
Однако, увольнение Пикаловой О.М. по соглашению сторон на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в период проведения прокурорской проверки, само по себе свидетельствует об избрании Перцевым С.Ю. данного порядка увольнения с целью уклонения от увольнения Пикаловой О.М. в связи с утратой доверия.
Несмотря на то, что вопросы предоставления Перцевым С.Ю. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера как лицом, претендующим на должность главы Минераловодского городского округа, представителю нанимателя (работодателю), а также нарушения требований ч. 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ изложены в информациях прокурора края от <дата обезличена> <номер обезличен> и от <дата обезличена> <номер обезличен> выводы изложенные в информации Г. С. края о результатах рассмотрения указанных информации основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Перцев С.Ю., будучи избранным представительным органом из своего состава в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона С. края от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района С. края (Минераловодского территориального муниципального образования
С. края), и об организации местного самоуправления на территории <адрес обезличен> С. края» в силу положений ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ является выборным должностным лицом местного самоуправления, которое в силу вышеуказанной - нормы закона является лицом, замещающим муниципальную должность.
Согласно ч. 4.1 ст. 36, ч 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В силу положений ч. 5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1- 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что неисполнение Перцевым С.Ю. обязанности принимать меры к недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, сообщить в представительный орган о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также непринятие им мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта является основанием для инициирования Г. С. края удаления главы муниципального образования в отставку в качестве меры ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
В соответствии со ст.ст. 2, 13 Закона С. края от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О Г. С. края» Г. С. края обеспечивает безусловное выполнение на территории С. края требований Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) С. края, законов и других нормативных - правовых актов С. края путем осуществления полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством С. края.
Согласно требований ст. 35 Устава (Основного закона) С. края Г. С. края при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать федеральные законы, а также исполнять указы Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от <дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с п.п. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Непринятие Г. С. края мер по инициированию удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку в качестве предусмотренной ч. 5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 60 Устава Минераловодского городского округа меры ответственности за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также нарушении требований ч. 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства и свидетельствует об отсутствии реализации Г. С. края обязанности по противодействию коррупции.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Заявление предъявлено в защиту интересов Российской Федерации, поскольку действиями Г. С. края нарушаются основные принципы противодействия коррупции.
В судебном заседании прокурор Казакова Н.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представители Г. С. края по доверенностям Радченко Ю.В. и Демьянова Н.Е., представитель третьего лица Перцева С.Ю. по доверенности Горбачев Д.Е. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Европейской хартии местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, <дата обезличена>) под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статьей 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления в силу положений ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Статья 4.1 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет обязанность главы муниципального образования соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата обезличена> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Как установлено судом, решением представительного органа Минераловодского городского округа <номер обезличен> от <дата обезличена> Перцев С.Ю. избран главой Минераловодского городского округа сроком на 5 лет.
В силу требований п. 5 ч. 4 ст. 36, абз. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ и п. 3.3 положения об администрации Минераловодского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от <дата обезличена> <номер обезличен>, Перцев С.Ю., будучи главой Минераловодского городского округа, руководит местной администрацией на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности руководителей и специалистов отделов аппарата администрации.
В ходе проведения прокуратурой края проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции были выявлены факты предоставления Перцевым С.Ю. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, в разделе 2 справки о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, предоставленной Перцевым СЮ.
указано, что в 2015 году им приобретен земельный участок сумма сделки
10 000 000 рублей по договору займа от <дата обезличена> <номер обезличен>.015, основание
приобретения - договор купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена>; а
также жилой дом, сумма сделки 10 000 000 рублей по договору займа от
<дата обезличена> <номер обезличен>.015, основание приобретения - договор купли-продажи
недвижимого имущества от <дата обезличена>. Однако в соответствии с договором
купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена> Перцевым СЮ.
приобретен жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу:
<адрес обезличен>, пер. Полевой, 10а, за
общую сумму 10 000 000 рублей.
В разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» Перцевым С.Ю. указан договор займа от <дата обезличена> <номер обезличен>.015, с условием обязательства 0 %, тогда как в п. 1.2 данного договора займа содержится, что «заемщик выплачивает заимодавцу проценты на сумму 21% годовых».
Кроме того, проверкой установлено, что распоряжением главы Минераловодского городского округа от <дата обезличена> <номер обезличен>-л/с Пикалова О.М., являющаяся родной сестрой жены Перцева С.Ю., назначена на должность управляющего делами администрации Минераловодского городского округа с <дата обезличена>.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции межрайонным прокурором 11.01.2016г. главе Минераловодского городского округа С. края Перцеву С.Ю. внесено представление, которым потребовано принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, а также рассмотреть вопрос об освобождении от должности управляющего делами администрации Минераловодского городского округа Пикаловой О.М. Распоряжением главы Минераловодского городского округа от 18.01.2016г. с Пикаловой О.М. прекращен трудовой договор по соглашению сторон.
13.01.2016г. в адрес председателя Совета депутатов Минераловодского городского округа направлена информация о принятии мер к инициированию процедуры удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку в соответствии с требованиями ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ за неисполнение обязанности установленной Законом № 273-ФЗ, по результатам рассмотрения которой <дата обезличена>г. принято решение обязать главу Минераловодского городского округа соблюдать порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. <дата обезличена> на очередном заседании Совета депутатовМинераловодского городского округа принято решение об отклонении требований прокурора к инициированию процедуры удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку.
31.12.2015г., 26.01.2016г. прокурором края в адрес Г. С. края направлены информации по указанным фактам с внесением предложения об инициировании перед представительным органом Минераловодского городского округа вопроса об удалении в отставку главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю.
24.02.2015г. в прокуратуру края поступила информация Г. С. края, из содержания которой следует, что оснований для инициирования вопроса об увольнении Перцева С.Ю. в отставку не имеется, в связи с тем, что Перцевым С.Ю. при предоставлении <дата обезличена> сведений о доходах и расходах не были нарушены обязанности, установленные Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, ситуация, связанная с замещением Пикаловой О.М. должности муниципальной службы при наличии близкого родства или свойства с Перцевым С.Ю., с <дата обезличена> устранена.
Обращаясь в суд, прокурор С. края полагал, что непринятие Г. С. края мер по инициированию удаления главы Минераловодского городского округа Перцева С.Ю. в отставку в качестве, предусмотренной ч. 5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 60 Устава Минераловодского городского округа, меры ответственности за совершение им коррупционного правонарушения, выразившегося в предоставлении им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также нарушении требований ч. 4.1 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства и свидетельствует об отсутствии реализации Г. С. края обязанности по противодействию коррупции.
Под бездействием, понимается неисполнение органом власти, должностным лицом, служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Статьей 40 Федерального закона № 131-ФЗ регламентирован статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, при этом, п.10 данной статьи (в редакции Федерального закона № 365-ФЗ от <дата обезличена>) определены случаи досрочного прекращения полномочий указанных выше лиц.
Федеральным законом № 263-ФЗ от <дата обезличена> в структуру ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ был введен п.11 регламентирующий порядок принятия решения представительным органом муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа, при этом, федеральным законодателем не предусмотрено применение указанного порядка для иных лиц, как-то члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Возможность прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, введена с <дата обезличена> Федеральным законом № 361-ФЗ от <дата обезличена>.
При этом, регламентация процедуры принятия решения не претерпела каких-либо изменений.
Будучи избранным решением представительного органа Минераловодского городского округа <номер обезличен> от 02.10.2015г. на должность главы Минераловодского городского округа Перцев С.Ю. является носителем статуса как выборного должностного лица местного самоуправления, так и главы муниципального образования.
Статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлен статус главы муниципального образования.
Пунктом 6 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ установлены случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в диспозиции которой отсутствует основание досрочного прекращения -несоблюдение ограничений, однако, имеется основание- удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ определяется право представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку, кроме прочего, предусмотрено несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п.4 ст.74.1 Закона).
Анализируя правовую природу понятия удаления в отставку по смыслу ст.74.1 в системном анализе с п.6 ст.36 вышеназванного Закона, исходя из включенных в ч.2 ст.74.1 оснований, удаление в отставку представляет санкцию за допущение главой муниципального образования нарушений требований Федеральных законов.
При этом, частями 3-16 данной нормы Закона регламентирован порядок принятия решения об удалении в отставку, в том числе и по основаниям несоблюдения ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от <дата обезличена> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно ч.3 данной статьи Закона инициатива об удалении в отставку главы муниципального образования принадлежит депутатам представительного органа муниципального образования либо высшему должностному лицу субъекта РФ.
Пунктом "ж" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплен принцип самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статья 2 Закона С. края «О Г. С. края» определяет, что Г. СК обеспечивает безусловное выполнение на территории С. края требований Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) С. края, законов и других нормативных правовых актов С. края, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем приведенную норму необходимо толковать в системной взаимосвязи не только с Федеральным законом «О противодействии коррупции», Национальной стратегией противодействия коррупции, но и с другими нормативными правовыми актами.
Так, статьей 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Государственные гарантии права населения на осуществление местного самоуправления обеспечивают в соответствии в частью 4 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для того чтобы обеспечить реализацию указанных норм, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, федеральным законодательством предусмотрено именно право, а не обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации инициировать перед представительным органом соответствующего муниципального образования вопрос удаления главы муниципального образования в отставку (в качестве адекватной меры ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления).
При этом, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>, решение вопроса о «досрочном прекращении полномочий должно.. . как разновидность ответственности являться соразмерным степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов».
Таким образом, нарушение требований федерального законодательства в действиях Г. СК отсутствует. Г. СК были предприняты действия по изучению и проверке информации прокурора информации о предоставлении Перцевым С.Ю. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер Перцевым С.Ю. мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; вопрос рассмотрен на совещании у Губернатора СК по вопросам противодействия коррупции <дата обезличена> с участием Перцева С.Ю.
Следовательно, оснований для вывода о незаконном бездействии Г. СК в связи с поступлением информации прокурора не имеется.
По существу заявленное требование направлено на понуждение высшего должностного лица С. края к принятию конкретного решения по рассматриваемому вопросу, что противоречит конституционным принципам разделения властей и самостоятельности различных ветвей государственной власти.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Прокурора С. края в интересах неопределенного круга лиц и государства – Российской Федерации к Г. С. края о признании незаконным бездействия и обязании инициировать перед представительным органом Минераловодского городского округа вопрос об удалении в отставку Перцева С. Ю. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2016г.
Судья А.Д.Крикун