Дело № 2-88/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Собинка 22.01.2013 г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.а.
при секретаре Нестеровой О.В.
с участием: истца Степановой Т.А.
представителя ответчика Петровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степановой Т.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области (ГУ УПФ Р) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Степанова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обязании включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ начала трудовую деятельность в должности медицинской сестры в терапевтическом отделении Собинской ЦРБ, в настоящее время работает медицинской сестрой палатной в гинекологическом отделении городской клинической больницы № 14 им В.Г. Короленко в г. Москве., за данный период времени работала в различных медицинских учреждениях медицинской сестрой. Работа по указанной профессии относится к льготной профессии, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, полагая, что у нее имеется требуемый тридцатилетний стаж работы (л.д. 45-46).
Решением УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области (ГУ) NN от ДД.ММ.ГГГГ Степановой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности 30 лет по тем основаниям, что периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж не подлежат. Ответчиком был исчислен специальный стаж истца в размере <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Не соглашаясь с решением об отказе, полагая, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Степанова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 30-летием лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и в связи с наличием 30-летнего периода лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городе и сельской местности; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства, воспользовавшись ст. 39 ГПК РФ, истец исковые требования уточнила, просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию со дня ее обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорных периодов.
В судебном заседании Степанова Т.А. исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, сослалась на то, что имеет необходимый 30 - летний медицинский стаж, и приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Дополнительно пояснила, что с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ она не согласна, полагает, что оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж работы, т.к. в указанные периоды за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, кроме того, в период нахождения на курсах она не прекращала осуществления профессиональной лечебной деятельности, выполняла обязанности медицинской сестры, поскольку на курсы повышения квалификации направлялась с частичным отрывом от работы - 3 дня в неделю, что подтверждается приказами и табелями учета рабочего времени. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка, в соответствии с которой, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, ее специальный стаж составлял более 30 лет. Просила удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины и оказанию юридической помощи за составление искового заявления.
Представитель ответчика - УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области (ГУ) Петрова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что на дату обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии у Степановой Т.А. отсутствовал требуемый специальный стаж 30 лет, имелось <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. При подсчете специального стажа истца не были учтены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях. На ДД.ММ.ГГГГ, с учетом спорных периодов, специальный стаж истца составил бы <данные изъяты> лет <данные изъяты> день.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вывод суда о необходимости удовлетворения исковых требований базируется на том, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции РФ.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсии, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями лиц.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижении общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(с последующими изменениями ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет ; ранее достижения указанного возраста трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения определяется на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 г. № 781.
В судебном заседании установлено, и как следует из записей трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности медицинской сестры в терапевтическом отделении Собинской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу в должности медицинский сестры в Главном военном клиническом госпитале им. Академика Н.Н. Бурденко; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры детского туберкулезного отделения Собинской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры туберкулезного кабинета Собинской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшей медсестры в детском саду фабрики «Комавангард»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в стоматологическом отделении Собинской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в гинекологическом отделении Собинской ЦРБ (ДД.ММ.ГГГГ Собинская ЦРБ переименована в МУ Собинская ЦРБ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры палатной в гинекологическом отделении МУ Собинская ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры палатной гинекологического отделения в Государственном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 33 им. профессора А.А. Остроумова (реорганизованной с ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 14 им. В.Г. Короленко), где работает по настоящее время (л.д. 6-12).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Степанова Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ГУ УПФ Р в г Собинском районе и г. Собинке Владимирской области NN от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), Степановой Т.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности, имеется <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при этом, в специальный стаж не были включены указанные в иске периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Степанова Т.А. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается архивной справкой Центрального объединенного архива (л.д. 14), справкой ГБУЗ Городская клиническая больница № 14 имени В.Г. Короленко (л.д. 15), свидетельствами о повышения квалификации (л.д.16-17), сертификатами (л.д. 18-19); выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д.39-40); актом по документальной проверке сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц (л.д.41-43).
Суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, поскольку Степанова Т.А. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью. За данные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем осуществлялись необходимые отчисления в пенсионные органы, учеба на курсах носила обязательный характер, имела целью обеспечение основных трудовых функций работника.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, и, в силу занимаемой истцом должности медицинской сестры, он обязан был периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах.
Из материалов дела следует, что за период нахождения Степановой Т.А. на курсах повышения квалификации, по месту работы за ней сохранялась заработная плата.
Кроме того, судом установлено, что, в соответствии с приказами, Степанова Т.А. направлялась на курсы повышения квалификации с частичным отрывом от работы (3 дня в неделю), в дни нахождения на курсах за ней сохранялась средняя заработная плата, а в остальные дни Степанова выполняла свои трудовые обязанности, что также подтверждается табелями учета рабочего времени (л.д. 32-36).
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым обязать ответчика включить истцу в его специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и признать за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Поскольку стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения Степановой Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включенных периодов, составит <данные изъяты> лет <данные изъяты> день, требования Степановой об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения его с заявлением в ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ года, подлежат удовлетворению.
Ограничение права Степановой Т.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в статье 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод, человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и расходы на оплату услуг представителя в разумных расходах, в связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Степановой Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате за оказание юридической помощи за составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, при этом суд учитывает, что требования истца удовлетворяются судом в полном объеме, и что факт несения данных расходов истцом подтвержден документально.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Степановой Т.А. удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области включить Степановой Т.А. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности медицинской сестры палатной государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 33 им. профессора А.А. Остроумова», реорганизованного в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 14 имени В.Г. Короленко, и признать за Степановой Т.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области назначить Степановой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с момента возникновения права, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом вышеуказанных периодов.
Взыскать с ГУ УПФ Р в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Степановой Т.А. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись (А.А. Ульянова)