копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2017 года г.Губкинский
Губкинский районный суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лапицкой И.В.,
с участием: истца Васильева А.П., представителя истца Зилановой О.И., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы ГПС по ЯНАО (договорной)» Чирковой А.Ю., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Павлович С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10/2017 по иску Васильева А.П. к федеральному казенному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)» и Главному управлению МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л
Васильев А.П. обратился в суд с иском к ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» и ГУ МЧС России по ЯНАО о возложении обязанности восстановить его в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты включения в списки – с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ по месту работы в органах противопожарной службы был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. С этого времени его семья проживает в предоставляемых ему по месту работы служебных жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма ему не предоставлялось, из списков очередников его не исключали. Однако, в 2014 году из письма Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» он узнал, что не состоит на учете, поскольку в его учетном деле имелось лишь более позднее заявление. Считает снятие его с учета незаконным, поскольку основания для снятия предусмотрены ст. 56 ЖК РФ, ни одно из которых неприменимо к нему. В настоящее время он продолжает работать пожарным в ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)», своего жилья ни он, ни члены его семьи не имеют, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось, в связи с чем право на получение такого жилья он не утратил.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 марта 2005 года по дате включения в списки очередников с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106).
В судебном заседании истец Васильев А.П. и его представитель Зиланова О.И., действующая на основании ордера (л.д. 105), поддержали уточненные исковые требования по указанным основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» Чиркова А.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 114), просила отказать в иске к ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)», поскольку ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» является ненадлежащим ответчиком, так как не уполномочено принимать решения о постановке либо о снятии с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, против восстановления истца в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не возражала.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по ЯНАО, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 111-112), не явился, направил возражения на иск, в которых указал, что Васильев А.П. был правомерно снят с учета в виду отсутствия надлежащим образом оформленных документов в его учетном деле, а также в виду того, что его заявление о приеме в списки очередников было датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (л.д. 47-48), но сведений о причине неявки не представил о рассмотрении данного дела в его отсутствие не просил, в связи с чем суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Национальное жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ).
Конституционный смысл данных положений выявлен в определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласно которому цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2, ч.1 ст.21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, недопустимости произвольного лишения жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В судебном заседании установлено, что Васильев А.П. с ДД.ММ.ГГГГ работает пожарным ПЧ-95 28 отряда ГПС УГПС УВД ЯНАО (в настоящее время ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)») (л.д. 115-117).
В соответствии с Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года № «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01 декабря 2011 года функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
В связи с этим учетные дела сотрудников ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО» были переданы в Уральский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Васильеву А.П. было отказано в восстановлении в очереди на получение жилого помещения на условиях социального найма ввиду того, что его документы не соответствовали требованиям, установленным ЖК РСФСР, ЖК РФ и Постановлению Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», а именно документы не соответствовали требованиям установленным Главой 3 Примерных правил, утвержденных вышеуказанным постановлением Совмина. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 52 ЖК РФ отсутствие таких документов является основанием для отказа для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся (л.д. 103).
Из материалов учетного дела Васильева А.П. следует, что он вместе с семьей проживал в течение всего периода работы в ФПС в предоставленном ему служебном жилье. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии 28 ОГПС УГПС УВД по Ямало-Ненецкому автономному округу Васильев А.П. включен в список очередности на предоставление жилого помещения по дате подачи заявления от 12 июня 1997 года (л.д. 76-79). Согласно списку очередности, утвержденному в мае 2005 года, Васильев А.П. также состоял в данной очереди под №, дата постановки на учет указана – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). Вместе с тем, его заявление о постановке на учет, датированное ДД.ММ.ГГГГ, было утрачено (л.д. 73-102).
Ненадлежащее исполнение государственными учреждениями возложенных на них обязанностей не может являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
При таких данных Васильев А.П., вставший на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сотрудник МЧС России приобрел право на обеспечение жильем с учетом состава его семьи в момент постановки его на учет и не утратил его впоследствии.
Материалы учетного дела не содержат решения жилищной комиссии Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о снятии Васильева А.П. с учета (л.д. 73-102).
По смыслу конституционных норм изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Согласно ст. 30 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения правоотношения, то есть на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилье, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы.
Согласно ст. 8 Закона в той же редакции сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.
Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 января 2012 года № 5 утвержден Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений.
В соответствии с п. 15 Порядка учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему «Жилье МЧС России».
Согласно п. 14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений сотрудники ФПС, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
При таких обстоятельствах, учитывая, что Васильев А.П. при наличии достаточных к тому оснований был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту службы, снятие его с учета по основаниям, не предусмотренным пунктами 1,3 – 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является незаконным.
В настоящее время у Васильева А.П. не отпали основания получения жилого помещения по договору социального найма. Так, из материалов дела следует, что он, его семья своего жилья не имеют, проживают в жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения.
Оснований для снятия с данного учета, предусмотренных п.п. 1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, судом не установлено.
Поскольку учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет, суд считает необходимым восстановить Васильева А.П. в списке по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по восстановлению истца на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях суд возлагает на ГУ МЧС России по ЯНАО, поскольку в силу ч. 2 Приказа МЧС России от 12 января 2012 года N 5 (ред. от 16 мая 2016 года) «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями (далее - комиссия), создаваемыми: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и подчиненных им учреждениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильева А.П. удовлетворить в части.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу восстановить Васильева А.П. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты подачи им заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований к федеральному государственному учреждению «6 отряд Федеральной противопожарной службы ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Губкинский районный суд.
Председательствующий (подпись) И.В. Лапицкая
Копия верна
Судья И.В. Лапицкая
Секретарь судебного заседания С.А. Павлович
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2017 года.