Дело № 2-3220/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
27 сентября 2012 года г.Саратов
Ленинский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Бронниковой Л.В.
при секретаре Жидковой Т.С.
с участием представителя истца Аксенчик О.В., представителя ответчика Шалагиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Саратовской области к Лобанову СЮ о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
МРИ ФНС России №11 по Саратовской области обратилась в суд с иском к Лобанову С.Ю. о взыскании недоимки по налогу и пени. В обоснование исковых требований истец указывает, что Лобанов С.Ю. с 2008 года является собственником 9 нежилых зданий, расположенных по адресу : г.Маркс, ул. Загородная роща д.1, и обязан уплачивать налог на имущество физических лиц. В связи с этим ответчику были направлены налоговые уведомления № 65970 на уплату налога на имущество за 2008, 2009г. в сумме 121948,45 руб., № 65461 на уплату налога на имущество за 2010г. в сумме 59285,12 руб. В установленный законом срок Лобанов налог не уплатил. 07 февраля 2012г. ему было направлено требование № 316 об уплате недоимки по налогу на имущество за три года в размере 181233,57 руб. и пени в размере 996,56 руб., которое до настоящего времени также не исполнено.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России №11 по Саратовской области Аксенчик О.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила взыскать с Лобанова С.Ю. недоимку по налогу на имущество за 2008,2009,2010г.г. в размере 181051,28 руб. и пени по налогу на имущество в сумме 965,61 руб.
Представитель ответчика Шалагина Е.В. считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Ответчик не возражает против взыскания налога на имущество за 2009г. и 2010г. при расчете размера налога исходя из инвентаризационной оценки, определенной экспертом. Против удовлетворения требований о взыскании налога за 2008г. ответчик возражает, поскольку истцом налоговое уведомление надлежащим образом ему вручено не было, а факт направления уведомления и получения им заказного письма с налоговым уведомлением не доказан. С учетом изменений налогового законодательства установлена обязанность налогоплательщика по уплате налога на имущество за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомления. Таким образом, обязанности по уплате налога на имущество за 2008 год у Лобанова не возникло.
Истец, представитель третьего лица ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. На основании ст.ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Лобанов С.Ю. на основании договоров купли-продажи от 21 декабря 2007г., 01 июля 2008г. является собственником нежилых зданий по адресу г.Маркс, ул. Загородная Роща, д.1, что подтверждается:
свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2008г. серии 64АБ 935067 на нежилое строение для рабочих площадью 163,5 кв.м, инвентарный № 63:226:002:000116850, инвентаризационной стоимостью 500558 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2008г. серии 64АБ 935068 на нежилое здание площадью 57,5 кв.м, инвентарный № 63:000:002:000117140, инвентаризационной стоимостью 33460 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2008г. серии 64АБ 935066 на нежилое здание (полевой домик) площадью 52,9 кв.м, инвентарный № 63:226:002:00116840, инвентаризационной стоимостью 171411 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2008г. серии 64АБ 935069 на нежилое строение газораспределительной подстанции площадью 15,2 кв.м., инвентарный №63:226:002:000116870, инвентаризационной стоимостью 72915 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 2008г. серии 64АБ 767932 на нежилое одноэтажное здание (цех по переработке сырья) площадью 641,7 кв.м., инвентарный №63:422:002:000117180, инвентаризационной стоимостью 1353069 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 2008г. серии 64АБ 767931 на нежилое здание площадью 288,1 кв.м., инвентарный № 63:422:002:000117190, инвентаризационной стоимостью 339469 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 2008г. серии 64АБ 767930 на нежилое административное здание площадью 199кв.м., инвентарный №63:422:002:000036850, инвентаризационной стоимостью 571112 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 2008г. серии 64АБ 767933 на нежилое одноэтажное здание (фруктохранилище на 270 тонн) площадью 492,2 кв.м., инвентарный №63:422:002:000024900, инвентаризационной стоимостью 1143281 руб.
свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 2008г. серии 64АБ 767929 на нежилое одноэтажное здание (фруктохранилище на 1000 тонн) площадью 1944,2 кв.м., инвентарный № 63:422:002:000117170, инвентаризационной стоимостью 8377173 руб.
Согласно ст.1 Закона РФ от 09 декабря 1991г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В ст.2 Закона определено, что объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
С учетом приведенных положений Лобанов является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Этой же статьей установлены пределы ставок налога.
В соответствии со ст.3 Закона решением Саратовской городской Думы от 22 ноября 2002г. № 14-111 установлены с 1 января 2002г. ставки налогов на имущество физических лиц (на строения, помещения и сооружения) в следующих размерах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования: стоимостью свыше 500 тыс. руб. - 0,5 %.
Согласно ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ( ч.1 ст.57 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 5 Закона РФ от 09 декабря 1991г. № 2003-1 исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены НК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Как установлено в ст.10 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
12 декабря 2011г. в адрес Лобанова были направлены налоговые уведомления № 65970 и № 65461 о необходимости уплаты налога за 2008-2009г.г. и 2010г. в сумме 121 042,14 руб. и 59 285,12 руб. соответственно. В судебном заседании установлено, что уплата налога ответчиком не была произведена.
Ссылка ответчика на неполучение налогового уведомления правового значения не имеет, т.к. факт направления истцом ответчику заказного письма с налоговым уведомлением подтвержден реестром на отправку корреспонденции и почтовыми идентификаторами. При этом следует учесть, что в силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Довод ответчика о том, что указанные реестры почтовых отправлений не свидетельствуют о направлении ему именно уведомления об уплате налога на имущество являются необоснованным, поскольку даты отправки реестров соответствуют времени выставления уведомления и требования, а ответчиком в свою очередь не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ему были направлены какие-либо другие документы из налоговой инспекции, не относящиеся к его обязанности по уплате налога.
Также несостоятельны возражения Лобанова о том, что налоговое уведомление не подлежало исполнению с его стороны в связи с допущенными в нем ошибками в размере налога. Имеющиеся в уведомления ошибки являются несущественными, не влияют правильность расчета налога.
Таким образом, обстоятельства, связанные с процедурой уведомления налогоплательщика об уплате налога не могут служить основанием к отказу во взыскании налога при доказанности обязанности налогоплательщика уплачивать соответствующие налоги.
Согласно акту МРИ ФНС России №11 по Саратовской области от 27 января 2012г. № 29251 у Лобанова С.Ю. выявлена недоимка по налогу на имущество в размере 181 233,57 руб., в связи с чем 07 февраля 2012г. в его адрес направлено требование об уплате налога и пени № 316 в размере 183 192, 61 руб. Требование об уплате налога Лобановым также не исполнено.
На основании ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено в ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.2 ст.57 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Именно Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" определены элементы налогообложения, в том числе налогооблагаемая база.
На основании части первой Налогового кодекса МНС России приняло 02 ноября 1999г. Инструкцию № 54 по применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", которая прошла государственную регистрацию и соответствует названному Закону.
Так, пунктом 3 настоящей Инструкции предусмотрено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная оценка объекта, определяемая органами технической инвентаризации; инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги; суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Из приведенных выше положений закона и инструкции следует, что налоговой базой налога на имущество физических лиц Законом признается инвентаризационная стоимость имущества, которая должна приниматься за основу при расчете суммы налога, независимо от результатов сравнения ее величины с рыночной стоимостью. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности исчисления налога лишь из инвентаризационной, а не рыночной стоимости (даже при превышении инвентаризационной стоимости рыночной). Иной порядок расчета при определении суммы налога на имущество физических лиц законом не предусмотрен.
Для расчета налоговой базы не имеет значения, как соотносится инвентаризационная стоимость имущества с его рыночной стоимостью - превышает рыночная стоимость инвентаризационную или величина рыночной стоимости ниже инвентаризационной.
В связи с этим доводы Лобанова о возможности определения налоговой базы равной рыночной стоимости объектов не основаны на законе.
В месте с тем, ответчиком была оспорена и правильность определения инвентаризационной стоимости нежилого здания (фруктохранилище на 1000 тонн) инвентарный № 63:422:002:000117170.
Из заключения эксперта от 19 сентября 2012г. № 668 следует, что инвентаризационная стоимость исследуемого объекта определена неправильно, и на 1 января 2008г., на 1 января 2009г., на 1 января 2010г. она составляет 4499295,14 руб.
Заключение эксперта сторонами в судебном заседании не оспорено. Суд соглашается с выводами эксперта, поскольку не доверять им оснований не имеется. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, экспертное исследование проведено в соответствии с требованиями закона, объективно подтверждается другими доказательствами по делу. Основным критерием, повлекшим снижение инвентаризационной стоимости объекта, явился износ здания. Так из справки БТИ (л.д.64) следует, что износ здания фруктохранилища на 1000т составляет 10%, между тем эксперт определил процент износа 25% по основному зданию и 30,77 % по пристройке. Данные выводы эксперта объективно подтверждаются справками БТИ в отношении других строений, принадлежащих Лобанову, согласно которым износ определен в размере от 25% до 50% (л.д.57-63, 85).
Таким образом, налоговая база за 2008-2010г.г. по объекту расположенному в г.Марксе по ул. Загородная Роща, д.1 нежилое здание (фруктохранилище на 1000 тонн) должна быть определена в размере 4499295,14 руб.
На основании изложенного суд приходит к мнению о необходимости частичного удовлетворения исковых требований.
Расчет налога за 2008-2010г.г. за каждый год с учетом изменившейся налоговой базы по нежилому зданию (фруктохранилища на 1000 тонн) (500558+33460+171411+72915+1353069+339469+571112+1143281+4499295,14)х0,5%= 43422,85 руб.
Таким образом, задолженность Лобанова С.Ю. по налогу на имущество физических лиц за 2008-2010г.г. составляет 130268,55 руб.
Согласно ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принудительное взыскание пеней производится физических лиц в судебном порядке.
Поскольку, сумма взыскиваемой недоимки по налогу на имущество физических лиц с Лобанова С.Ю. изменилась, необходимо определить размер пени 694,77 руб. (130268,55 x 0,000266667 x20 дней просрочки = 694,77 руб.)
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 3819,27 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2008-2010░.░. ░ ░░░░░░░ 130268,55 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 694,77 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░/░ № 40101810300000010010 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 04611001, ░░░ 18210601030101000110 (░░░░░), 18210601030102000110 (░░░░) ░░░░░ 63422000000, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №11 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ 6443900481 ░░░ 644301001
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3819,27 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░