Дело №2-1229/2020
УИД 78RS0011-01-2020-001086-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 10 июня 2020 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Плиско Э.А.,
при секретаре Шарпило К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, мотивируя тем, что по результатам проверки обеспечения безопасности дорожного движения в части надлежащего уровня обустройства улично-дорожной сети на поднадзорной территории, было выявлено отсутствие ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на наземном пешеходном переходе со светофорным регулированием по адресу: Санкт-Петербург, пересечение Новочеркасского пр. и ул.Республиканской в нарушение требований п.4.5.2.6 ГОСТ Р52766-2007. Отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. С учетом данных обстоятельств, прокурор просил обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить в Адресную программу на 2021 год установку ограждений перильного типа на наземном пешеходном переходе со светофорным регулированием по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского д.16 (напротив дома 31 по ул.Маршала Тухачевского).
Прокурор в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, поддержал доводы возражений, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга была проведена проверка обеспечения безопасности дорожного движения в части наличия пешеходных ограждений на регулируемых объектах улично-дорожной сети на поднадзорной территории, в ходе которой было установлено, что на пешеходном переходе со светофорным регулированием, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского д.16 (напротив дома 31 по ул.Маршала Тухачевского) в необходимых местах не установлены пешеходные ограждения перильного типа. По данному факту был составлен акт.
Каких-либо доказательств наличия ограждений, либо отсутствия оснований к их установке суду не представлено.
Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные ограждения относятся к техническим средствам организации дорожного движения (п.3.1).
Согласно пунктам 3.11, 8.1.27 ГОСТ 52289-2004 дорожное ограждение – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение). Ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 человек в час на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 человек в час при запрещенной остановке или стоянке.
Также установка ограничивающих пешеходных ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, предусмотрена п. 4.5.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.
Согласно пунктам 1, 5, 6, 12 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257–ФЗ (в редакции от 03.12.2012 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждении; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
В силу пункта 3 статьи 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 9 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге» от 11 апреля 2013 года № 163-34 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.
Согласно статье 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» в целях совершенствования государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был реорганизован путем выделения из него Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был переименован в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга были переданы задачи и полномочия Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству по разработке в установленном порядке стратегии развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга, реализации программ по развитию улично-дорожной сети, улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений. Комитет согласно Положения о нем проводит государственную политику в области развития объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который также координирует деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
26 января 2016 года было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 47 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836», в соответствии с которым п. 3.4.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, дополнен словами «установка дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях,»; «(включая дорожные ограждения, установленные на искусственных дорожных сооружениях)»; слова «и ремонта» исключены. Пункт 3.73 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слов «регионального значения Санкт-Петербурга» дополнен словами «(включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения)»; «осуществлять установку дорожных ограждений (за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях)».
Таким образом, обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Доводы возражений ответчика о том, что требования прокурора направлены на перераспределение бюджетных средств, что к компетенции истца не относится, не могут быть приняты судом в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований, учитывая необходимость соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения. При этом суд учитывает, что в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 20.07.2007 года «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» (ст.6) допускается внесение изменений в закон Санкт-Петербурга о бюджете.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные судом нарушения в виде отсутствия обеспечивающих безопасность пешеходных ограждений, заявленный истцом адрес подлежит включению в Адресную программу по установке пешеходных ограждений перильного типа.
Вместе с тем, суд учитывает, что доказательств необходимости установки пешеходных ограждений в первоочередном порядке на данном участке не представлено, а также процедуру формирования бюджета, особенности осуществления деятельности ответчиком, порядка принятия, утверждения Адресной программы, в связи с чем, по мнению суда, заявленный прокурором срок исполнения не отвечает принципу исполнимости решения суда.
При таких обстоятельствах, суд обязывает ответчика включить спорный адрес в Адресную программу установки дорожных ограждений на последующие годы - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу установки дорожных ограждений установку ограждений перильного типа на наземном пешеходном переходе со светофорным регулированием по адресу: Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского д.16 (напротив дома 31 по ул.Маршала Тухачевского).
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
решение в окончательной форме изготовлено 10.06.2020г.