УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г.о. Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.
при секретаре судебного заседания Бородулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маскальчук Л.М. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о снятии с кадастрового учета земельного участка и установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Маскальчук Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Самара о снятии с кадастрового учета земельного участка и установлении местоположения границ земельного участка. Просила суд снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № и установить местоположение границ земельного участка по адресу <адрес>, площадью 216,00 кв.м., с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, категория земель: земли населенных пунктов, в точках с координатами в соответствии со схемой, изготовленной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка по адресу <адрес>, площадью 216,00 кв.м., с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, категория земель: земли населенных пунктов на основании свидетельства о праве на наследство по закону. На указанном земельном участке расположен принадлежащий ей жилой дом площадью 47,4 кв.м. с кадастровым номером №
Для определения местоположения границ земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру, которым были проведены кадастровые работы определена точная площадь земельного участка и вычислены границы. При этом было установлено, что сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
По данным геодезической съемки участок по адресу <адрес>, согласно топографического плана имеет жесткую фактически сложившуюся границу (забор). Для установления границ земельного участка принят план к свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ. По данным которого четко не определена граница земельного участка, площадью 216 кв.м.. Таким образом определить конфигурацию границы земельного участка площадью 216 кв.м. исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающих право на земельный участок и определить местоположение границы при его образовании, не представляется возможным. По данным кадастрового плана территории № № от ДД.ММ.ГГГГ фактическая граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №, ранее поставленного на кадастровый учет.
В соответствии с выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу <адрес>, <адрес> имеет статус «актуальных», граница которого установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид разрешенного использования: занимаемый объектом дорожного хозяйства.
Границы земельного участка с кадастровыми номерами № установленЫ в соответствии с законодательством. Уточнение смежной границы земельного участка не проводится, поэтому согласование с данным земельным участком не требуется.
Уточнить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № невозможно, в связи с отсутствием в картографическом материале границы площадью 216 кв.м., а также наложением на границы земельного участка с кадастровым номером №
Уточнение местоположения границ принадлежащего ей земельного участка не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Нарушенное право может быть восстановлено путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № и установления местоположения границ принадлежащего ей земельного участка в судебном порядке.
Во внесудебном порядке спор разрешить не удалось, и истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, Маскальчук Л.М. просит суд
внести изменения в сведения о местоположении границ земельного участка, путем исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> в части земельного участка, в точках с координатами в соответствии со схемой наложения земельный участков с кадастровыми номерами № и №, изготовленной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ,
установить местоположение границ земельного участка по адресу <адрес>, площадью 216,00 кв.м., с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, категория земель: земли населенных пунктов, в точках с координатами в соответствии со схемой, изготовленной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Маскальчук Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла, воспользовалась правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела через представителя.
Представитель истца Вечкинзова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
Представители третьих лиц – ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении не заявляли.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон; при этом, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно положениям статей 60 и 64 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 7 статьи 1 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу пункта 10 статьи 22 названного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 7 статьи 22 Закона).
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Частью 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ установлено, что споры не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
С 01.01.2017 исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно положениям которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4).
В судебном заседании установлено, что Маскальчук Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 216 кв.м., категория – земли населенных пунктов, назначение – для индивидуального жилищного строительства, а также собственником жилого дома площадью 47,4 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для определения местоположения границ земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру, которым были проведены кадастровые работы определена точная площадь земельного участка и вычислены границы.
Согласно заключения специалиста <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № по адресу <адрес> принадлежит Маскальчук Л.М. на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь земельного участка в соответствии с правоудостоверяющими документами, а также по данным выписки из ЕГРН составляет 216 кв.м.. Вид разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. План границ земельного участка к свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет. Согласно плану площадь участка составляет 316,2 кв.м., с учетом вычета площади за красной линией в размере одной сотки, площадь составила 216 кв.м. Границы участка площадью 316,2 кв.м. по данным плана отражены на схеме границ земельного участка.
Дополнительно собственником предоставлена копия плана БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждает существование земельного участка относительно смежных с ним земельный участков на местности пятнадцать и более лет. По данным геодезической съемки участок по адресу <адрес>, согласно топографического плана имеет жесткую фактически сложившуюся границу (забор). Для установления границ земельного участка принят план к свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ по данным которого четко не определена граница земельного участка площадью 216 кв.м.
Таким образом определить конфигурацию границы земельного участка площадью 216 кв.м. исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающих право на земельный участок и определить местоположение границы участка при его образовании, не представляется возможным.
При подготовке плана за основу приняты координаты границ смежного земельного участка с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с законодательством. Изменена конфигурация участка со стороны <адрес>, площадь участка не изменилась и составила 216 кв.м.
Существование границы, конфигурации и местоположения земельного участка с кадастровым номером №, более 15 лет подтверждает план границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
На момент первоначального межевания земельного участка с кадастровым номером № границы участка сложились и были огорожены забором, местоположение земельного участка не изменялось, изменена конфигурация участка со стороны <адрес>, площадь участка не изменилась и составила 216 кв.м
Представленный план графически совпадает с планом 1994 года.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 14.12.2012г. № и, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками ), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.
По данным кадастрового плана территории № № от ДД.ММ.ГГГГ фактическая граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №, ранее поставленного на кадастровый учет.
В соответствии с выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу <адрес>, имеет статус «актуальные», граница которого установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид разрешенного использования: занимаемый объектом дорожного хозяйства – <адрес> кв.м., правообладатель Муниципальное образование г.о.Самара. Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. Площадь наложения на земельный участок № составляет 168 кв.м.
Границы земельного участка с кадастровыми номерами № установлена в соответствии с законодательством. Уточнение смежной границы земельного участка не проводится, поэтому согласование с данным земельным участком не требуется.
Фактическая граница земельного участка с кадастровым номером № пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, площадь пересечения 168 кв.м. Причиной пересечения послужил тот факт, что граница данного земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и привело к смещению границ и данная ошибка отражена в ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 208466 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является объектом дорожного хозяйства, следовательно, является земельным участком общего пользования.
Согласно п.12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая отсутствие спора о границах, суд приходит к выводу о том, имеет место факт реестровой ошибки в указании местоположения земельного участка с кадастровым номером №, правообладатель Муниципальное образование г.о.Самара, которая подлежит устранению посредством внесения изменений в сведения о данном земельном участке, поскольку существующее наложение границ будет является препятствием к внесению в реестр недвижимости сведений о координатах границ земельного участка истцов.
Учитывая, что в ГКН содержаться сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 216 кв.м., границы которого не уточнялись в соответствии с действующим законодательством, представлены доказательства, о том, что границы земельного участка на протяжении более 15 лет не изменялись, границы земельного участка площадью 216 кв.м. согласованы со смежными землепользователями, кроме того, наложение границ проходит по земельному участку под жилым домом, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Маскальчук Л.М. к Администрации г.о. Самара о снятии с кадастрового учета земельного участка и установлении местоположения границ земельного участка удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка, принадлежащего Маскальчук Л.М на праве собственности, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 216 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в точках каталога координат в соответствии со схемой, подготовленной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об уточненных границах и местоположении земельного участка с кадастровым номером №, правообладатель Муниципальное образование г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, в точках с координатами в соответствии со схемой наложения земельных участков с кадастровыми номерами № и №, изготовленной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Советский районный суд в порядке статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательном виде изготовлено 15.07.2021.
Судья С.В. Миронова