дело № 3а-40/2020
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Элиста 17 июня 2020 года
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:председательствующего Говорова С.И.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тутинова Д.Б. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Тутинов Д.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением (19.05.2020 г. – дата поступления в Верховный Суд Республики Калмыкия) к Министерству финансов Республики Калмыкия, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей * копейки, мотивируя следующим. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность обеспечить Тутинова Д.Б. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения как на одиноко проживающего гражданина. Согласно сообщению Министерства исполнение судебных решений осуществляется за счет средств республиканского бюджета, социальная выплата истцу будет предоставлена в порядке очередности, исходя из объемов финансирования. Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 г. № 484-п «О распределении социальной выплаты» Тутинову Д.Б. распределена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере * рублей. Указывает, что вступившее в законную силу решение суда не исполнялось более 7 лет по причинам, не зависящим от взыскателя. Длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение судебного акта, вышеизложенные обстоятельства возникли вследствие пренебрежительного отношения должностными лицами Министерства к исполнению решения суда, отсутствия со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях исполнения судебного решения о предоставлении вне очереди субсидии на приобретение жилья. Указывает, что он относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, в результате длительного неисполнения судебного акта он лишен гарантированного законом и установленного вступившим в законную силу судебным решением права на жилище. Полагает, что сумма компенсации за длительное неисполнение судебного решения должна составить не более * руб., из расчета: * календарных месяцев х 82 евро (средняя сумма компенсации за каждый месяц задержки в исполнении решения суда, указанная в постановлении Европейского суда по правам человека от 03 марта 2015 года по делу «Червяков и другие против Российской Федерации») х 80,23 (официальный курс евро к рублю по курсу ЦБ РФ на 15.05.2020 г.). Просит присудить ему компенсацию за нарушение прав на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * руб., а также взыскать с ответчиков расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В письменных возражениях на административный иск (поступили в Верховный Суд Республики Калмыкия электронной почтой 08.06.2020 г., в письменном виде – 11.06.2020 г.) представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченов Б.И. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что копия решения суда в отношении Тутинова Д.Б. поступила в Министерство 16 января 2013 года, исполнительный лист, выданный Элистинским городским судом Республики Калмыкия, в Министерство не поступал; по состоянию на 01.01.2020 г. в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении Министерством социальной выплаты на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке значится 93 человека, судебное решение Тутинова Д.Б. является 88-м по порядку; по состоянию на 01.01.2013 г. в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении Министерством социальной выплаты на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке, значилось 327 человек; бюджетом Республики Калмыкия на цели исполнения судебных решений о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа было запланировано выделение денежных средств в объеме: на 2013 год – * тыс. руб., на 2014 год – * тыс. руб., на 2015 год – * тыс. руб., на 2016 год – * тыс. руб., на 2017 год - * тыс. руб., на 2018 год - * тыс. руб., на 2019 г. – * тыс. руб.; в 2013 году реализовали свое право (приобрели жилье) 39 человек на общую сумму * рублей, в 2014 г. - 40 детям-сиротам на общую сумму * рубля (реализовали право – 38 человек на общую сумму * рублей), в 2015 г. – 49 лицам на сумму * тыс.руб. (реализовали свое право 47 человек на общую сумму * рублей), в 2016 г. – 33 детям-сиротам на общую сумму * руб. (реализовали свое право 27 человек на сумму * рублей и 5 человек на сумму * тыс.руб. в 2017 году, за счет средств, предусмотренных законом на 2017 год), Законом Республики Калмыкия от 16.12.2016 г. № 212-V-3 «О республиканском бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере * тыс. руб., которые распределены 47 детям-сиротам, в 2018 г. – бюджетные ассигнования в размере * тыс.руб. (распределены 38 лицам, реализовали свое право 33 человека на общую сумму * тыс. руб.), в 2019 г. - бюджетные ассигнования в размере * тыс.руб. (распределены 41 лицу, реализовали свое право 36 человек на общую сумму * тыс. руб.), приказом Министерства от 20.12.2019 г. № 484-п социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распределены 85 детям-сиротам на общую сумму * тыс. руб., в том числе социальная выплата в размере * тыс. руб. предоставлена Тутинову Д.Б., 25 марта 2020 г. Тутинов Д.Б. предоставил в Министерство договор купли-продажи жилого помещения, оплата по данному договору произведена 02.04.2020 г.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Манкиров Э.Э. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что в период с 01.01.2013 г. по настоящее время Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование мер социальной поддержки детям-сиротам, ежегодно выделенные средства распределены среди лиц указанной категории; приказом Министерства от 20.12.2019 г. № 484-п «О распределении социальных выплат» Тутинову Д.Б. выделена социальная выплата в размере * руб. на приобретение жилого помещения как лицу, состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению социальной выплатой по состоянию на 01.01.2019 г. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о принятии ответчиками мер по исполнению решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г.
В судебное заседание административный истец Тутинов Д.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представитель административного истца Муниева Б.С. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченов Б.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Манкиров Э.Э., представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Поскольку установленных ст. 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, материалы гражданского дела № *, заслушав мнение явившегося представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 КАС РФ, ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 29 января 2013 года решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года (дело № *) на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность обеспечить Тутинова Д.Б. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения как на одиноко проживающего гражданина. Решение суда поступило в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия 16 января 2013 года.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме внеочередного обеспечения субсидией на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета по месту жительства не ниже установленных социальных норм, как на одиноко проживающего гражданина, определены Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47.
Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что при исполнении судебного акта в соответствии нормами этого Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36).
Из ответа начальника МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия Э. от 28.05.2020 г. № * следует, что исполнительное производство, по которому взыскателем значится Тутинов Д.Б., на исполнении в службе судебных приставов отсутствует.
Согласно правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в постановлениях по делу «Бурдов против Российской Федерации» от 7 мая 2002 г., «Метаксас против Греции» от 27 мая 2004г., «Красев против Российской Федерации» от 26 июня 2008 года, бремя обеспечения исполнения решения, вынесенного против государства, возлагается на органы публичной власти с момента вступления решения в законную силу; лицо, в пользу которого вынесено решение суда против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения; от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения, это означает, что если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
Исходя из изложенного, государство обязано таким образом организовать систему исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, чтобы обеспечить координацию между различными государственными органами с целью реального и своевременного исполнения решений суда, вступивших в законную силу.
Таким образом, факт отсутствия исполнительного листа не является безусловным основанием для неисполнения решения суда в установленном законом порядке.
Из материалов дела, представленных ответчиками в обоснование своих возражений письменных материалов следует, что в соответствии с Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, сформирован Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В период исполнения судебного акта в Списке детей-сирот в 2013 г. Тутинов Д.Б. значился под № *, в 2014 г. – под № *, в 2015 г. – под № *, в 2016 г. – под № *, в 2017 г. – под № *, в 2018 г. – под № *, в 2019 г. – под № *.
Приказом и.о. министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 г. № 484-п социальные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распределены 85 детям-сиротам на общую сумму * тыс. руб., в том числе социальная выплата в размере * тыс. руб. предоставлена Тутинову Д.Б., он извещен Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о выделении вышеуказанной выплаты. 21.03.2020 г. между М. в лице представителя Ч. и Тутиновым Д.Б. заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры по адресу: *, стоимостью * (*) рублей, которые в силу п. 3 договора купли-продажи будут уплачены «покупателем» «продавцу» за счет республиканских средств в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47 и приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 г. № 484-п. В соответствии с платежным поручением от 2 апреля 2020 года № 343728 субсидия на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Тутинову Д.Б. в размере * руб. перечислена на расчетный счет Ч.
Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, чч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий (абзац 2 пункт 35 постановления).
Согласно пункту 17 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, социальные выплаты считаются предоставленными детям-сиротам с момента перечисления денежных средств на лицевой счет продавца жилого помещения в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору купли-продажи жилья, либо на счет застройщика.
Следовательно, момент фактического исполнения ответчиком возложенной судебным актом обязанности определяется в данном случае днем фактического перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения, с которым заявителем заключен договор купли-продажи жилья.
Анализ собранных по делу доказательств свидетельствует, что в течение длительного времени Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не принималось достаточных и эффективных мер в целях своевременного исполнения решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года и осуществления реальной возможности обеспечения жилищных прав заявителя Тутинова Д.Б., который, в свою очередь, добросовестно исполнял свои процессуальные обязанности, не допуская злоупотреблений своими правами, и не совершал никаких действий, способствовавших задержке исполнения судебного акта.
Как следует из материалов дела, длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решение суда.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, принимая во внимание срок общей продолжительности исполнения судебного акта, исчисляемый в соответствии с позициями Европейского Суда по правам человека (в частности, постановление по делу «Бурдов против Российской Федерации») с момента вступления судебного акта в законную силу (29.01.2013 г.), до фактического исполнения решения суда (02.04.2020 г.), составивший 7 лет 2 месяца 4 дня, суд приходит к выводу о возникновении у административного истца права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение прав на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, и принимает во внимание, что Тутинов Д.Б., * года рождения, являясь сиротой, в силу чего относился к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, на протяжении всего периода исполнения судебного акта нуждался в реализации своего конституционного права на жилище, доказательств обратного административными ответчиками не представлено.
Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность срока его исполнения, значимость его последствий для Тутинова Д.Б., а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Тутинова Д.Б. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * (*) рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно ч. 1. ст. 111 КАС РФ в пользу Тутинова Д.Б. с Министерства финансов Республики Калмыкия также подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
В силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, ч. 3 ст. 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административное исковое заявление Тутинова Д.Б. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить Тутинову Д.Б. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * (*) рублей, а также судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив их на счет административного истца № * в Акционерном обществе «*», корреспондентский счет * в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, ИНН *, БИК банка *, КПП *.
Решение подлежит исполнению Министерством финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Говоров