Дело № 2-163/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2014 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Мауровой Е.А.,
с участием представителя истца Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Крылова А.П., ответчика Кузнецова Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к Кузнецову Ю. Н. о возложении обязанности по оформлению охранного обязательства,
установил:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации .... (далее – Государственная инспекция) обратилась в суд с иском к Кузнецову Ю.Н. и просит обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подать документы, предусмотренные п.2.6 административного регламента предоставления государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственников и пользователей объектов культурного наследия Владимирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 13 января 2012 года №11.
В обоснование заявленных требований указано, что здание, расположенное по адресу: ...., является выявленным объектом культурного наследия, принятым под охрану приказом Государственной инспекции от 01 июля 2008 г. Собственником .... указанного объекта недвижимости является Кузнецов Ю.Н., и согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» обязан содержать часть объекта культурного наследия, исполняя связанные с этим обязанности. В соответствии с п. 59 Постановления Совмина СССР от (дата) (номер) «Об утверждении Положения об охране использовании памятников истории и культуры» порядок и условия использования памятников истории и культуры определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматривается порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Таким образом, ответчик Кузнецов Ю.Н. обязан содержать принадлежащий ему на праве собственности объект культурного наследия и исполнять связанные с этим обязанности.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области по доверенности Крылов А.П. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
Ответчик Кузнецов Ю.Н. в судебном заседании не возражал против заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73 -ФЗ и п.3 Постановления Правительства Российской Федерации « Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 31.12.2009 г. № 1204 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль, осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия и в случае нарушения указанного Федерального закона имеет право предъявлять иски в суд.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 г. № 774 и Положением об инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, предъявившая в суд иск, является уполномоченным органом администрации Владимирской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранении, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
Согласно п. 2 ст.18 указанного Закона № 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.
Нормами ст.17 Закона № 73 -ФЗ установлено, что для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:
1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;
2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;
3) сведения о наименовании объекта;
4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
5) сведения о местонахождении объекта;
6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;
7) сведения о виде объекта;
8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
9) описание границ территории объекта;
10) фотографическое изображение объекта;
11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;
12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Вместе с тем, в силу ст.9.2 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;
определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
В целях реализации данных полномочий принят Закон Владимирской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» от 06.04.2004г. № 21-ОЗ.
Из преамбулы данного Закона следует, что он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения на территории Владимирской области (далее - объекты культурного наследия Владимирской области), а также иные отношения, отнесенные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к ведению субъекта Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Владимирской области и органов местного самоуправления Владимирской области.
В силу ст.2 Закона № 21-ОЗ выявленный объект культурного наследия - объект, представляющий собой историко-культурную ценность, в отношении которого в государственный орган охраны объектов культурного наследия Владимирской области поступили документы, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со ст.8 Закона № 21-ОЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, включается в список выявленных объектов культурного наследия решением государственного органа охраны объектов культурного наследия Владимирской области, принятым на основании заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, комплекта документов, предусмотренных действующим законодательством. Указанный комплект документов представляется государственным органом охраны объектов культурного наследия Владимирской области Губернатору Владимирской области.
Документы, сформированные в установленном порядке в отношении выявленного объекта культурного наследия, подлежат представлению Губернатором области в Законодательное Собрание области для принятия решения о включении данного объекта в реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения.
Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия либо об отказе включить такой объект в реестр объектов культурного наследия оформляется постановлением Законодательного Собрания области.
В случае принятия решения об отказе включить объект культурного наследия в реестр объектов культурного наследия он утрачивает статус выявленного объекта культурного наследия.
В силу ст. 28 Закона № 71-ФЗ в совокупностью с нормами ст.11 Закона № 21-ОЗ категория объекта культурного наследия (федерального, регионального, местного (муниципального) значения) определяется заключением государственная историко-культурная экспертизой.
В судебном заседании установлено, что (дата) Управлением по охране культурного наследия Владимирской области на дом по адресу: ...., составлена учетная карточка как на памятник гражданского строительства и архитектуры
В соответствии с Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от (дата) (номер) утвержден список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области, в котором указано здание по указанному адресу. Квартира (номер) в данном доме принадлежащее на праве собственности ответчику Кузнецову Ю.Н.
Согласно п.п.15,16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерством культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, указанные документы на момент составления являлись учетными на каждый недвижимый памятник или вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Таким образом, данный дом учтен как вновь выявленный объект, представляющий культурную ценность, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством.
Согласно ст.4 Закона № 21-ОЗ к ведению администрации Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области относятся:
реализация государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области;
принятие нормативных правовых актов Владимирской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области;
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 г. № 774 утверждено Положение об инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, п.3.5. которого отнесено к функциям инспекции осуществление работы по выявлению и учету объектов, представляющих историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Государственная историко-культурная экспертиза указанного здания не проводилась, решение о включении его (или об отказе) в реестр объектов культурного наследия не принималось.
Следовательно, в силу ст.ст.2, 8 Закона № 21-ОЗ данный дом относится к выявленному объекту культурного наследия, который сохранит данный статус до разрешения вопроса о включении либо отказе во включении его в соответствующий реестр.
Статья 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что объекты культурного наследования независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объектов культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
Также в силу ст.2 Закона №21-ОЗ охранное обязательство, охранный договор на объекты культурного наследия Владимирской области - документ, устанавливающий обременения объекта культурного наследия Владимирской области или выявленного объекта культурного наследия условиями содержания, сохранения, использования, популяризации, обеспечения государственной охраны и фиксирующий обязательства собственника, владельца, пользователя исполнять эти обременения, оформленный в порядке, установленном действующим законодательством.
Нормами ст.22 Закона №21-ОЗ установлено, что требования к обеспечению использования объектов культурного наследия Владимирской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом подлежат включению в специальные разделы охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками и иных документов, устанавливающих обязанности конкретных пользователей объектов культурного наследия Владимирской области.
Согласно п.8 ст.18 Закона № 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку дом относится к выявленным объектам культурного наследия, то он также подлежит охране в соответствии с вышеуказанными нормами законодательством.
Действующее законодательство не содержит каких-либо изъятий для собственников отдельных помещений в объекте, обладающим особым статусом. Ответчик, как собственник части имущества, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия, в силу закона должен принять на себя обязательства по сохранению данного объекта, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве.
Охранное обязательство представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого является режим пользования памятником истории и культуры.
Пунктом 2.6 Административного регламента предоставления Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственников и пользователей объектов культурного наследия Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 13.01.2012 N 11 (ред. от 25.07.2012) предусмотрен перечень документов, необходимых для оформления охранных обязательств:
1) письменное заявление или заявление в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту;
2) копия паспорта гражданина (для физических лиц);
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе для физических и юридических лиц;
4) копия учредительных документов для юридических лиц;
5) копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
6) копия документов, подтверждающих полномочия заявителя, для юридических лиц - паспорт, приказ о назначении на должность руководителя (решение учредителя о назначении на должность руководителя), доверенность представителя, для индивидуальных предпринимателей - паспорт, доверенность представителя, для физических лиц - паспорт, доверенность представителя;
7) копия правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования или собственности на недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или земельный участок), которое является объектом культурного наследия;
8) копия кадастрового паспорта на объект недвижимости (кадастровой выписки и плана бюро технической инвентаризации на здание (строение, сооружение).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Поскольку ответчик является собственником квартиры (номер), входящей в состав выявленного объекта культурного наследия, он обязан заключить охранное обязательство. Однако до настоящего времени Кузнецов Ю.Н. данную обязанность не исполнил.
При таких обстоятельствах исковые требования Государственной инспекции о возложении на ответчика обязанности по заключению охранных обязательств на указанное недвижимое имущество, расположенное в выявленном объекте культурного наследия « (данные изъяты)», подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области удовлетворить.
Обязать Кузнецова Ю. Н. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу подать документы, предусмотренные п.2.6 Административного регламента предоставления государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственников и пользователей объектов культурного наследия Владимирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 13 января 2012 года №11, на квартиру (номер), расположенную в выявленном объекте культурного наследия « (данные изъяты)» по адресу: .....
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Муравьева