...
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 июля 2016 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Богомазова Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Рычкова М.Н. от 07 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия»,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Рычкова М.Н. от 07 июня 2016 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельного участка с кадастровым номером ... площадью .м для строительства группы многоквартирных жилых домов в течение трех и более лет, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере руб.
Не согласившись с судебным постановлением, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия», обратилось с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене вышеназванного постановления, так как спорный земельный участок находится в зоне Р-1, в которой градостроительным регламентом запрещено строительство многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» на основании доверенности Дамбаев Ю.Б. доводы жалобы поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» отсутствует состав административного правонарушения, кроме того, были привлечены к административной ответственности за истечением годичного срока задня обнаружения правонарушения. В случае же, если суд установит состав административного правонарушения просил снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.
Представитель Управления Росреестра по РБ на основании доверенности Бурдуковская Е.И. с доводами жалобы не согласилась в полном объеме, суду пояснила, что состав административного правонарушения имеется, юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры, ими даже не было подано заявление в КУИЗ для получения разрешения для строительства. Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия».
Данный участок согласно сведениям ГКН имеет следующие характеристики: вид разрешенного использования – под строительство группы многоквартирных жилых домов. Указанный участок поставлен на учет 16.10.2009 г.
Частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Из установленных оспариваемым постановлением фактических обстоятельств по делу усматривается, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере рублей.
В качестве события административного правонарушения указано, что ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» своевременно не приступило к использованию площадью 2450 кв. м.
Рассматривая доводы заявителя о пропуске срока привлечения к административной ответственности, суд считает, что в данном случае срок привлечения к административной ответственности не истек, так как предписанием ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» был установлен срок до 29.01.2016 г. обеспечить использование земельного участка.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 26.1 КоАП РФ указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. №817-82, расположен в рекреационной зоне (Р-1).
Согласно данным Правилам основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне рекреационного назначения (Р-1) являются: территории, занятые скверами, парками, городскими садами, вспомогательные виды разрешенного использования: открытые плоскостные физкультурные объекты, детские развлекательные сооружения.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п.3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В связи с указанным, суд считает, что у ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» отсутствовала реальная возможность приступить к строительству многоквартирных жилых домов, так как иное противоречило бы градостроительному регламенту. Следовательно, правонарушение допущено ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» невиновно и у административного органа отсутствовали основания для привлечения ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» к административной ответственности.
При этом указание Управления Росреестра по РБ на то, что ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» необходимо было обратиться в Комитет по строительству для получения разрешения для строительства, судом отклоняется, поскольку данная зона отнесена к рекреационной зоне (Р-1) и такое разрешение получено бы не было.
Ссылка на непринятие мер с 2010 г. ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» по земельному участку также не может быть принята судом во внимание, поскольку документально подтверждено обращение ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» в 2013 г. в Администрацию г. Улан-Удэ с предложением по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ».
Доводы Управления Росреестра по РБ о том, что ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» необходимо было отказаться от участка в случае, если они не могут использовать его по назначению, судом не принимаются, поскольку собственник земельного участка не лишен возможности возвратить земельный участок в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.8 ч. 3 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу в отношении ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Заместителя главного государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Рычкова М.Н. от 07 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» отменить.
Производство по делу в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия» в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.8 ч. 3 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Богомазова