Дело № 2-90/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2017 года г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием помощника прокурора Чердынского района ФИО2,
ответчиков главы администрации Бондюжского сельского поселения ФИО3,
директора МП «Бондюжское» ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Бондюжского сельского поселения, муниципальному предприятию «Бондюжское» о возложении обязанности по организации водоснабжения населения,
У с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Бондюжского сельского поселения, Муниципальному предприятию «Бондюжское», указав, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства при использовании подземных водных объектов с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на территории Чердынского муниципального района, выяснилось, что на основании распоряжения администрации Бондюжского сельского поселения от 25.09.2014 № 13-р Муниципальному предприятию «Бондюжское» передано в хозяйственное ведение, муниципальное недвижимое имущество - скважина № <адрес>.
Данное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения Бондюжского сельского поселения услугами централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом добыча подземных вод через указанную скважину, эксплуатация последней осуществляется без оформления лицензии на недропользование. В связи с тем, что водоснабжение Бондюжского сельского поселения организовано в нарушение природоохранного законодательства, просит возложить на Бондюжское сельское поселение Чердынского муниципального района, МП «Бондюжское» обязанность по организации водоснабжения населения установив срок исполнения 1 год со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал частично, дополнительно пояснил, что в связи с тем, что главным распорядителем бюджетных средств является администрация Бондюжского сельского поселения и обязанность финансирования мероприятий, направленных на организацию водоснабжения населения возлагается именно на администрацию, просит возложить на администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность по организации водоснабжения населения, в остальной части от заявленных требований отказался.
Глава Бондюжского сельского поселения с иском согласился, указав, что в настоящее время мероприятия, направленные на получение лицензии выполнены, анализы воды сделаны.
Директор МП «Бондюжское» пояснил, что заявку на получение лицензии ДД.ММ.ГГГГ вернули для дооформления. В настоящее время заявка доработана, направлены документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения прокурора, ответчиков, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 1 статьи 43.1 Закона № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплена, среди прочих вопросов местного значения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Бондюжское сельское поселение» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения Бондюжского сельского поселения.
Для осуществления указанных полномочий администрация Бондюжского сельского поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом этого поселения, передала в пользование МП «Бондюжское» скажину № <адрес>, о чем свидетельствует распоряжение администрации №13-р от 25 сентября 2014 года.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим или физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией на проведение соответствующего вида деятельности.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1, недра в соответствии с Законом «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий.
Согласно статье 11 Закона «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Вместе с тем, при передаче подземных водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Бондюжского сельского поселения, органом местного самоуправления не учтен факт того, что МП «Бондюжское» не имеет предусмотренного статьей 11 Закона «О недрах» специального государственного разрешения в виде лицензии, удостоверяющей право пользования участками недр.
Таким образом, администрацией Бондюжского сельского поселения водоснабжение Бондюжского сельского поселения организовано с нарушениями требований законодательства о недрах.
Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2.5 Устава МП «Бондюжское» учредителем предприятия и собственником его имущества является администрация Бондюжского сельского поселения, в связи с чем, именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность финансирования мероприятий, направленных на организацию водоснабжения населения Бондюжского сельского поселения в соответствии с требованиями федерального законодательства.
При таких обстоятельствах обязанность по организации водоснабжения населения Бондюжского сельского поселения следует возложить на администрацию Бондюжского сельского поселения.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Бондюжского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края обязанность организовать водоснабжение населения Бондюжского сельского поселения в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» и санитарным законодательством, установив срок исполнения обязанностей - 1 год со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Акладская