Решение по делу № 33а-21944/2019 от 15.08.2019

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-21944/2019

Судья: Панова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Бутковой Н.А.

Судей

Головкиной Л.А., Стаховой Т.М.

при секретаре

Зимиревой И.А.

с участием прокурора

Андреевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2019 года апелляционную жалобу Боева С. В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года по административному делу № 2а-2710/2019 по административному иску Боева С. В. к избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения представителя административного истца Боева С.В.Антонова И.А., представителя административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №...Попова И.С., заинтересованного лица Кабака В.И., заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Андреевой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Боев С.В. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 10 июля 2019 года № 7-20 о регистрации Кабака В.И. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 232.

В обоснование заявленных требований Боев С.В. указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №232. 10.07.2019 года решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 (далее – ИКМО № 78) Кабак В.И. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №232. Данное решение нарушает избирательные права административного истца, поскольку регистрация данного кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной компании. Кандидатом в депутаты Кабак В.И. не представлено надлежащим образом оформленное заявление о согласии баллотироваться, а также надлежащим образом заверенные документы: решение съезда политической партии (конференции) о выдвижении кандидата в депутаты; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации политической партии.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Боев С.В. не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, направил в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Боева С.В.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом в заявлении о согласии баллотироваться указаны достаточные данные, представлены необходимые для регистрации документы, в связи с чем основания для отказа в регистрации Кабака В.И. кандидатом в депутаты у административного ответчика отсутствовали.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции считает возможным согласиться.

Из материалов дела и объяснений участвующих в деле лиц в суде апелляционной инстанции подтверждается, что решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 от 19 июня 2019 года № 16 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва на 8 сентября 2019 года.

Решением ИКМО № 78 от 5 июля 2019 года № 66-11 Боев С.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №232.

Решением ИКМО № №... от 10 июля 2019 года №... Кабак В.И. также зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №78 шестого созыва по многомандатному избирательному округу №232.

Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 – 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований поименованного закона, иного закона (подпункт «в.1»);

- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного закона, иным законом (подпункт «в.2»).

Таких оснований в рамках рассматриваемого дела не имеется.

    Согласно пунктами 2, 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Данная норма, как следует из ее содержания, определяет как перечень сведений, которые указываются выдвинутым лицом в заявлении о согласии баллотироваться в обязательном порядке, так и сведения, которые подлежат указанию при их наличии.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).

В соответствии со статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;

б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;

в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.

Кабак В.И. в заявлении в ИКМО №... о согласии баллотироваться указал свои дату и место рождения (2 декабря 1997 года, <адрес>), адрес места жительства (<адрес>); серию, дату выдачи и номер паспорта, наименование и код органа, выдавшего паспорт (40 17 977310, выдан 30.01.2018, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, 780-005); гражданство (Российская Федерация); ИНН (780227713415); род занятий (нет, временно не работающий), принадлежность к политической партии (Санкт-Петербургское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»).

В силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.

При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия исходит из того, что законодательство о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не содержит прямого указания на вид документа (его наименование), которым должны быть подтверждены сведения о статусе временно неработающего.

Как установлено судом первой инстанции, Кабак В.И. на учете в Центре занятости не состоит, статуса безработного не имеет, трудовой книжки также не имеет, в связи с чем документы, подтверждающие статус «временно неработающий» представлены быть не могут.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что достаточным подтверждением рода занятий кандидата в качестве временно не работающего является указание об этом в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое подается в письменной форме, подписывается кандидатом лично.

Наличие профессионального образования у Кабака В.И. не установлено, соответствующие сведения в материалах дела отсутствуют, в связи с чем неуказание Кабаком В.И. данных сведений в заявлении о согласии баллотироваться не свидетельствует о непредставлении необходимых сведений.

К поданному Кабаком В.И. заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ № 78 по избирательному округу №232 согласно подтверждению о принятии документов ИМКО были приложены: заверенная кандидатом копия паспорта; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; справка о принадлежности к партии; копия решение о его выдвижении кандидатом в депутаты по избирательному округу №232; CD-диск с машиночитаемой формой заявления и документов.

Кабаком В.И. 4 июля 2019 года для регистрации кандидатом представлены: первый финансовый отчет; выписка по лицевому счету; справка ПАО «Сбербанк» об открытии избирательного счета; CD-диск с данными документами.

Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлен порядок выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями.

Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, а также не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, поэтому при разрешении возникшего спора применению подлежат пункты 14.5 и 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

При этом пунктом 14.6. статьи 35 Федерального закона определено, что в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

Из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата следует, что 1 июля 2019 года от кандидата Куимова И.М. членом ИКМО №... были получены, в том числе, нотариально удостоверенное свидетельство о государственной регистрации Санкт-Петербургского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», решение о создании местного отделения, Устав Коммунистической партии Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по представлению указанных документов у Кабака В.И. отсутствовала.

Вопреки доводам апелляционной жалобы документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Кабака В.И., заинтересованным лицом в избирательную комиссию представлен. Данный документ имеется в личном деле кандидата Кабака В.И.. Действительно, в подтверждении о получении документов от 4 июля 2019 данный документ отдельно не поименован. В то же время, указано, что решение о выдвижении представлено на двух листах, один из которых является непосредственно решением о выдвижении от 27 июня 2019 года, а второй – согласованием постановлением (решением) бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ от 24 июня 2019 года кандидатуры Кабака В.И., предложенной для выдвижения Центральный местным (районным) отделением КПРФ кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 78 шестого созыва, многомандатный избирательный округ № 232.

В части отсутствия в деле кандидата уведомления избирательной комиссии избирательным объединением о проведении конференции по выдвижению кандидатов, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии обязанности у заинтересованного лица его преставления, поскольку данное уведомление не входит в перечень документов, обязательных для представления кандидатом в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты.

Учитывая, что избирательное законодательство не содержит требований к способу заверения кандидатом копий представляемых документов и положений о последствиях в виде отказа в регистрации кандидата за несоблюдение какого-либо из способов их заверения, доводы о нарушении правил заверения копий документов не могут свидетельствовать о незаконности решения ИКМО о регистрации кандидатом в депутаты.

Таким образом, судебная коллегия считает, что Кабаком В.И. в ИКМО № 78 предоставлены все документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отмены по указанной причине решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

Заявляя в апелляционной жалобе о недостоверности представленных сведений о доходе и имуществе кандидата административный истец не указывает в чем конкретно выражена недостоверность данных сведений. Кроме того, несоответствие действительности сведений о доходе и имуществе кандидата федеральным законодателем не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кнадидата.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении требований и удовлетворения административного иска, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, которые повторяют позицию административного истца, озвученную в административном иске и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, получившую соответствующую оценку в обжалуемом судебном акте.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-21944/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Боев Святослав Викторович
Ответчики
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО №78
Другие
Кабак Виктор Ильич
Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Буткова Наталья Александровна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
19.08.2019Судебное заседание
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019Передано в экспедицию
19.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее