дело № 2-386/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Луга Ленинградской области 03 марта 2015 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.Г.
при секретаре Бассель Е.А.
с участием представителя истца – Виноградовой Т.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах Петрова Ю.А., к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилье,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в защиту прав Петрова Ю.А. к администрации Лужского городского поселения об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что была проведена проверка по заявлению Петрова Ю.А. по вопросу нарушения его жилищных прав. При рассмотрении обращения установлено, что постановлением администрации Лужского муниципального района Петров Ю.А. внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Несовершеннолетний Петров Ю.А. остался без попечения родителей, так как отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Петров Ю.А. зарегистрирован и проживает по адресу регистрации матери, лишенной в отношении него родительских прав, и поставлен на учет администрацией Лужского муниципального района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилыми помещениями в связи с обеспечением жилой площадью менее учетной нормы. В настоящее время Петров Ю.А. женат, на иждивении имеет малолетнего ребенка <данные изъяты>. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор указывает, что Петров Ю.А. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных помещений. До настоящего времени жилищный вопрос Петрова Ю.А. не решен, что нарушает его конституционное право на жилье.
В судебном заседании представитель истца – Виноградова Т.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Петров Ю.А., в интересах которого обратился в суд прокурор, в судебное заседание не явился.
Ответчик администрация Лужского муниципального района в суд представителя не направила, по существу заявленных требований представила письменный отзыв на иск, в котором полагала, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению. Указала, что на момент включения Петрова Ю.А. в список, областной бюджет на 2014 год был утвержден. В 2014 году администрацией неоднократно направлялись заявки в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области о выделении дополнительных денежных средств. Администрация предпринимала все необходимые меры для предоставления Петрову Ю.А. жилого помещения, но не получила достаточных средств от органов государственной власти Ленинградской области, которые обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправлении финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области в суд представителя не направил. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Петров Ю.А. с 09 декабря 2013 года числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Факт нарушения законных прав и интересов Петрова Ю.А. отсутствует, поскольку он числится в соответствующем списке, деньги муниципальному району на данные цели Ленинградской областью выделены, жилье приобретается в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в обеспечении жилой площадью Петрову Ю.А. не отказывали. Обязанность по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрацию Лужского муниципального района.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Петров Ю.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в графе отец указан <данные изъяты> в графе мать указана <данные изъяты>
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении Петрова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ.
Петров Ю.А. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> совместно с ним зарегистрированы: <данные изъяты>
Петров Ю.А. обратился на имя главы администрации Лужского муниципального района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы.
Постановлением администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Лужском муниципальном районе внесен Петров Ю.А,, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в квартире <адрес>, где, кроме него зарегистрированы еще 6 человек.
До настоящего времени жилое помещение Петрову Ю.А. не предоставлено.
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав Петрова Ю.А. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в редакции от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17 июня 2011 года (в редакции от 19 декабря 2014 года) «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным
Пунктом 16 ч. 1 ст. 3 указанного областного закона определено, что при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно пунктам 1, 2, 6 ч. 2 ст. 4 областного закона органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Петров Ю.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, на администрацию Лужского муниципального района возлагается обязанность по предоставлению Петрову Ю.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующего санитарным и техническим правилам и нормам.
То обстоятельство, что Петров Ю.А. был включен в список, когда областной бюджет был уже утвержден, и администрация неоднократно направляла заявки в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области о выделении дополнительных денежных средств, само по себе по может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств на приобретение жилых помещений и наличия иных лиц, обладающих аналогичным правом.
Так как закон не содержит указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, суд полагает, что данное право должно быть реализовано незамедлительно после его возникновения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах Петрова Ю.А., к администрации Лужского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилье – удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района предоставить Петрову Ю.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 10 марта 2015 года
Председательствующий: