Судья Авраменко О.В. Дело №33-3480/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Сивашовой А.В., Букаловой Е.А.,
при секретаре Силаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1278/2019 по иску Бабаевой Л.И. к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Бабаевой Л.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 11 октября 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения Бабаевой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бабаева Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – ОРО ФСС РФ) о предоставлении бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование требований указала, что является инвалидом <...> группы, в связи с чем, имеет право на ежегодное предоставление социальной услуги в виде бесплатного санаторно-курортного лечения.
Путевка за весь период установления инвалидности была предоставлена ей только в <...> и <...> г.
При обращении в 2019 году к ответчику с заявлением на предоставление путевки ей было отказано в связи с тем, что ее очередь на получение путевки не подошла.
Просила суд обязать ГУ – ОРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в 2019 г. в соответствии с ее заявлением от <дата>
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Бабаева Л.И. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку она своевременно обратилась в отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Считает, что отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок для всех нуждающихся и состоящих в очереди граждан, не является основанием для отказа в иске ввиду того, что у нее имеется право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и вышеуказанное обстоятельство не может быть признано основанием для признания законным отказа в предоставлении гражданину социальной гарантии, установленной федеральным законом.
Выражает несогласие с выводом суда, что гарантии ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством о государственной социальной помощи не предусмотрено.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что возможность получить путевку у истца имеется в порядке очереди, имеющейся на сегодняшний день, поскольку периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, и приведенное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося права.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г.
№ 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется
705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бабаева Л.И. является инвалидом <...>.
<дата> Бабаева Л.И. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано в очереди под номером № <...>
<дата> Бабаева Л.И. обратилась к ГУ – ОРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год.
Согласно ответу ГУ – ОРО ФСС РФ от <дата> заявление Бабаевой Л.И. от <дата> на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, зарегистрировано отделением Фонда. При наступлении очереди по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, в соответствии с п.63 Административного регламента отделение Фонда направит уведомление.
На <дата> номер очереди Бабаевой Л.И. – №
Таким образом, разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рамках возникших правоотношений, обязательства
ГУ – ОРО ФСС РФ считаются исполненными с даты принятия гражданина на учет по обеспечению путевкой для прохождения санаторно-курортного лечения.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014г. № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Финансирование государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, пришел к правомерному выводу о том, что непредоставление ответчиком Бабаевой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году не может расцениваться, как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Бабаевой Л.И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления. В противном случае нарушаются права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на представленных сторонами по делу доказательствах, а также соответствует нормам права.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушено право истца на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году, является несостоятельным, поскольку Бабаева Л.И. не утратила право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, которая должна быть предоставлена истцу в порядке очередности, с целью соблюдения прав иных граждан, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не свидетельствуют о незаконности постановленного решения, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 11 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаевой Л.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Авраменко О.В. Дело №33-3480/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Сивашовой А.В., Букаловой Е.А.,
при секретаре Силаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1278/2019 по иску Бабаевой Л.И. к Государственному учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Бабаевой Л.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 11 октября 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения Бабаевой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бабаева Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – ОРО ФСС РФ) о предоставлении бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование требований указала, что является инвалидом <...> группы, в связи с чем, имеет право на ежегодное предоставление социальной услуги в виде бесплатного санаторно-курортного лечения.
Путевка за весь период установления инвалидности была предоставлена ей только в <...> и <...> г.
При обращении в 2019 году к ответчику с заявлением на предоставление путевки ей было отказано в связи с тем, что ее очередь на получение путевки не подошла.
Просила суд обязать ГУ – ОРО ФСС РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в 2019 г. в соответствии с ее заявлением от <дата>
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Бабаева Л.И. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку она своевременно обратилась в отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Считает, что отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок для всех нуждающихся и состоящих в очереди граждан, не является основанием для отказа в иске ввиду того, что у нее имеется право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и вышеуказанное обстоятельство не может быть признано основанием для признания законным отказа в предоставлении гражданину социальной гарантии, установленной федеральным законом.
Выражает несогласие с выводом суда, что гарантии ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством о государственной социальной помощи не предусмотрено.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что возможность получить путевку у истца имеется в порядке очереди, имеющейся на сегодняшний день, поскольку периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, и приведенное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося права.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г.
№ 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется
705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бабаева Л.И. является инвалидом <...>.
<дата> Бабаева Л.И. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано в очереди под номером № <...>
<дата> Бабаева Л.И. обратилась к ГУ – ОРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год.
Согласно ответу ГУ – ОРО ФСС РФ от <дата> заявление Бабаевой Л.И. от <дата> на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, зарегистрировано отделением Фонда. При наступлении очереди по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, в соответствии с п.63 Административного регламента отделение Фонда направит уведомление.
На <дата> номер очереди Бабаевой Л.И. – №
Таким образом, разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рамках возникших правоотношений, обязательства
ГУ – ОРО ФСС РФ считаются исполненными с даты принятия гражданина на учет по обеспечению путевкой для прохождения санаторно-курортного лечения.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014г. № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Финансирование государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, пришел к правомерному выводу о том, что непредоставление ответчиком Бабаевой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году не может расцениваться, как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Бабаевой Л.И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления. В противном случае нарушаются права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на представленных сторонами по делу доказательствах, а также соответствует нормам права.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушено право истца на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году, является несостоятельным, поскольку Бабаева Л.И. не утратила право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, которая должна быть предоставлена истцу в порядке очередности, с целью соблюдения прав иных граждан, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не свидетельствуют о незаконности постановленного решения, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 11 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаевой Л.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи