УИД: 66RS0011-01-2021-001018-33
Дело № 5-117/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 мая 2021 года
Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области
в составе: судьи Лобановой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
ОАО «КУМЗ», ***
У С Т А Н ОВ И Л:
ОАО «КУМЗ» 9.04.2021 в 15 часов в г.Каменске-Уральском Свердловской области нарушило требования промышленной безопасности, а именно:
В ОПО «Цех литейный по производству слитков алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов:
Цех № 36:
1.1. В корпусе 40а технология работ с заготовками осуществляется способами складирования, не исключающими возникновение опасных производственных факторов (падение, скатывание заготовок), а именно: заготовки складируются в транспортные и стационарные стеллажи с нарушением технологической инструкции; загрузка осуществляется с превышением верхних пределов ограничительных конструкций стеллажей (кромок, стенок); заполненные стеллажи укладываются на круглые заготовки различного диаметра, что не обеспечивает их устойчивость и безопасность складирования, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федерального закона № 116-ФЗ); п. 30 и п. 40 «Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.2 Работа печи плавильной газовой № 22 М (инв. № 5429-1) осуществляется с отклонением от производственной (проектной) документации, а именно - на заслонке печи трещина, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 40 «Правил безопасности процессов получения или применения металлов;
1.3 Вспомогательные емкости для сбора шлака плавильных отражательных печей не промаркированы, а именно не указаны порядковые номера емкостей, их грузоподъемность и назначение, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 143 «Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.4 Ненадлежащим образом ведется эксплуатационная документация газового хозяйства цеха № 36. Технические паспорта газоиспользующего оборудования цеха № 36 (печи, миксеры, стенды, колодцы гомогенизации) не содержат сведений: об изменениях, внесенных в объекты газового хозяйства с приложением схем или чертежей внесенных изменений; о технических характеристиках объектов газового хозяйства (перечень оборудования, аппаратов и устройств, входящих в схему объекта газового хозяйства); о проведенных капитальных ремонтах оборудования, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2051 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.5 Ненадлежащим образом ведется эксплуатационная документация газового хозяйства цеха № 36. Отсутствуют отдельные агрегатные журналы на объекты газового хозяйства цеха № 36 (печи, миксеры, стенды, колодцы гомогенизации), содержащие информацию о проведенных ремонтах, ревизиях и настройках приборов агрегатов. Отсутствуют отдельные эксплуатационные журналы на объекты газового хозяйства цеха № 36 (печи, миксеры, стенды, колодцы гомогенизации), содержащие информацию о выявленных персоналом в ходе ежесменного осмотра неисправностях, а также информацию об устранении выявленных неисправностей, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2053 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.6 Номера и шифры аппаратов, узлов и деталей систем газоснабжения плавильных отражательных печей, миксеров находятся в состоянии, не обеспечивающем их функциональное предназначение - номера и шифры не читаемы и частично отсутствуют. У мест обслуживания вышеуказанных систем не вывешены четкие схемы газовых устройств с указанием номеров и шифров, присвоенных этим устройствам, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2054 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.7 Не создана комиссия для проведения осмотров объектов газового хозяйства цеха № 36. Отсутствуют акты осмотров объектов газового оборудования, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2060 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.8 Пульт управления загрузочной тележкой печи плавильной отражательной № 19 не соответствует проектному исполнению, что не обеспечивает безопасность выполнения технологических операций по перемещению загрузочной тележки к печи, а именно: не исключена возможность произвольного замыкания электроцепи и растормаживание приводов тележки с последующим её движением в сторону площадки с персоналом; не исключена возможность поражения эксплуатирующего персонала электрическим током при работе с пультом управления. На пульте отсутствует сигнализация о наличии напряжения в схеме управления, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 40, 309, 319 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.9 Перечень газоопасных мест и работ цеха № 36 не приведен в соответствие требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 86, 87 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.10 На участке магниевого литья корпуса 36 цеха № 36 и в корпусе 40а цеха № 36 не осуществляется контроль за состоянием воздушной среды. Стационарные газоанализаторы выключены (или неисправны, схемы разомкнуты). При этом, персонал, работающий в указанных местах не обеспечен индивидуальными газоанализаторами, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 54, 56 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.11 Негерметичен аспирационный канал печи плавильной отражательной № 18 (инв. № 4544-1), что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 40 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов";
1.12 Не обеспечена полнота и достоверность сведений, характеризующих опасный производственный объект. В сведения, характеризующие опасный производственный объект, не включен ковш, применяемый для транспортирования расплавов по участку магниевого литья корпуса 36, что является нарушением ст.ст. 2, 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 5, 10 «з» Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов; п.п. 7, 8 Требований к регистрации;
1.13 На участке магниевого литья корпуса 36 допускается загромождение эстакады, предназначенной для обхождения рабочей зоны завалочный машины, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 64 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.14 На участке магниевого литья корпуса 36 напольное покрытие возле печи 22М не устойчиво к механическим и тепловым воздействиям (имеются выбоины и сквозные отверстия), что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 66 «г» "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.15 В приямке литейной машины ПЛА № 15 произошла разгерметизация технологического трубопровода. Не произведены мероприятия, направленные на устранение утечки, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п.40, 86 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.16 Отсутствуют сведения о техническом обслуживании, выявленных дефектах и нарушениях внутрицеховых газопроводов корпусов цеха №№ 1, 36, 40а. Отсутствуют сведения о проведенных капитальных ремонтах внутрицеховых газопроводов корпусов цеха №№ 1, 36, 40а, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п.2084, 2085 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.17 На ПЛА № 15 отсутствует заслонка окна для термопары, в следствие чего происходит выбивание факела горелки из печного пространства на лестничный проход, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.40 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.18 В помещении с кислотными и щелочными ваннами корпуса 36 цеха № 36 не осуществляется контроль за состоянием воздушной среды. Стационарные газоанализаторы выключены (или неисправны, отсутствует напряжение), что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.54 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
1.19 Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности или оценки соответствия обязательным требованиям согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании для следующих технических устройств: доливочная печь миксера электрического вакуумного № 22М, рег. № 3903; печь доливочная к миксерам газовым № 15, инв. № 2579-1; печь доливочная миксера газовым № 17 и № 18, инв. № 2582; печь доливочная миксера электрического № 2, инв. № 2581-1; печь доливочная к миксерам вакуумным №№ 9, 23, инв. № 2540; литейный ковш № 9; литейный ковш № 10, что является нарушением ст.ст.7, 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
1.20 Не выполнены компенсирующие мероприятия, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности на здание корпуса 40а цеха № 36, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; ч. 1, ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 35.2 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности»;
В части металлургического надзора:
Цех № 31:
2.2 Не обеспечен контроль за ведением эксплуатационной документации в газовом хозяйстве цеха № 31: не содержит основных технических характеристик (длина, диаметр и др.) паспорт внутрицехового газопровода цеха № 31, паспорта пламенных печей (ПЛА) №№ 1,2 не содержат информацию о газовом оборудовании с внесенными в объект изменениями с приложением чертежей или схем изменения, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2051 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
2.3 Не осуществляется контроль состояния воздушной среды цеха № 31 установленным стационарным автоматическим газоанализатором, установленным между печами № 1 и № 2 (газоанализатор отключен), что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 54 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
2.4 Не обеспечен контроль за безопасным проведением работ в цехе № 31- не огражден литейный конвейер печи № 2, частично отсутствует (повреждено) ограждение рабочих площадок, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 75, 811 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
2.5 Не идентифицированы в цехе № 31 производственные емкости как технологические или вспомогательные, не в полном объеме произведен учет технологических емкостей (не учтены крупногабаритные изложницы), что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 139, 141 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
2.6 Не приложена схема расположения газоопасных мест к перечню газоопасных мест и работ цеха № 31, не определена группа газоопасности работ, неверно определена группа газоопасности газоопасных мест, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.п. 80, 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности"
2.7 Агрегатный (ремонтный) журнал газового хозяйства цеха № 31 не содержит сведений о выполненных ремонтах, ревизиях и настройки приборов агрегатов, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2053 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
2.8 Не обеспечен контроль за состоянием внутрицехового газопровода № 31 – не планируются и не проводятся ревизия и техническое обслуживание газопровода, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2078 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов»;
В части надзора за грузоподъемными механизмами:
3.1 Не осуществляется производственный контроль за своевременной организацией и осуществлением работ по подготовке и проведению экспертизы промышленной безопасности зданий: не организовано своевременное проведение работ по подготовке проведения экспертизы здания корпуса цеха № 36 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег. № 54-ЗС-14715-2015 от 19.10.2015 срок безопасной эксплуатации здания цеха № 36 установлен до 01.09.2020). Заключение экспертизы здания корпуса цеха № 36 Р-1867-ЗС-2021 от 31.03.2021 не внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности - что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.15з «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», п.5 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», п.257 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
3.2 Неудовлетворительная организация работы по осуществлению производственного контроля при эксплуатации зданий: не обеспечена своевременная организация и выполнение компенсирующих мероприятий по результатам комплексного обследования кранового пути в цехах №№ 31, 36 а именно: отсутствует геодезическая основа съемки пути (нумерация колонн) - что является нарушением ст. 9 ч.2 Федерального закона № 116-ФЗ, п.255н «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Носков В.А. просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.121).
Защитник юридического лица Вешкурцев С.А. указал о частичном признании вины в правонарушении, вмененном юридическому лицу.
Суду показал, что нарушения, которые заявлены как основания для приостановления деятельности предприятия в настоящее время устранены.
В частности, по п.1.10 нарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении - неосуществление контроля за состоянием воздушной среды в корпусах 36, 40а цеха 36 указал, что вину признают, стационарные газоанализаторы не работали или были неисправны. Предприятием были приобретены 8 газоанализаторов, что подтверждают справкой из бухгалтерии (л.д.127), свидетельством о поверке газоанализаторов (л.д.128-129), журналом их эксплуатации, подтверждающей их фактическую выдачу каждому слесарю на участке и передачу их по смене и фотографией двух газоанализаторов, которые имелись и на момент проверки (л.д.130-142). Просил вмененное нарушение исключить из протокола об административном правонарушении.
В отношении п.1.19 нарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении в части не проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении 5 доливочных печей и двух литейных ковшов, указал, что на момент проверки они не получили по почте от Ростехнадзора уведомлений о внесении сведений в реестр промышленной безопасности, хотя юридически они уже были оформлены, что подтверждаются уведомлениями от 15.04.2021 (л.д.147-153) и уведомлением и сведениями, характеризующими ОПО (л.д.154-159), позволяющими идентифицировать указанное оборудование.
В отношении п.1.20 нарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении - невыполнения компенсирующих мероприятий, указанных в заключении экспертизы промышленной безопасности на здание корпуса 40а цеха 36 пояснил, что они выполнены 26.04.2021, что подтверждает приказом (л.д.161), положением о производственном контроле (л.д.162-163), программой компенсирующих мероприятий (л.д.164-165) и актом от 26.04.2021 о их выполнении (л.д.166), техническим журналом осмотра (л.д.178-181), фото (л.д.173-177).
В отношении п.2.3 нарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении – не осуществления контроля состояния воздушной среды цеха №31 в виде отключенного газоанализатора – пояснил, что данный факт имел место, газоанализатор в рабочем состоянии, но был отключен мастером, в настоящее время работает, что подтверждают его фото и свидетельством о поверке до 11.03.2022 (л.д.145-146).
В отношении п.3.1 нарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении – отсутствия производственного контроля за своевременной организацией и осуществлением работ по подготовке и проведению экспертизы промышленной безопасности здания корпуса цеха №36, срок безопасной эксплуатации был установлен до 1.09.2020 – пояснил, что провели экспертизу 9.04.2021 и 26.04.2021 получили уведомление о внесении сведений в реестр (л.д.160), имеется копия заключения экспертизы (л.д.168-172).
Опасность для жизни и здоровья людей в настоящее время устранена и просил не применять такой вид наказания как приостановление деятельности отдельных объектов ОАО «КУМЗ».
Часть остальных нарушений, отраженных в протоколе об административном правонарушении - устранили на момент рассмотрения дела, а именно, указанные в п.1.1., 1.2, 1.6, 1.8, 1.11, 1.15, 1.17, 1.18, 1.18, 1.20, 2.3, 2.4, что подтверждают представленными фотографиями об устранении (л.д.182-189). Остальные нарушения исправят в установленный выданным предписанием срок до 9.07.2021.
Просил учесть вышеизложенные обстоятельства, отсутствие негативных последствий, включение предприятия в перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние признано нуждающимся в оказании государственной поддержки, и назначить наказание в виде штрафа с применением ч.3.2,3.3. ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера штрафа, установленного санкцией статьи.
Свидетель Г суду показала, что присутствовала при проведении проверки как представитель юридического лица. Не согласна с включением в протокол об административном правонарушении пункта 1.10 в части указания, что в корпусах 36, 40а цеха 36 персонал не обеспечен индивидуальными газоанализаторами, поскольку переносные газоанализаторы находились у обслуживающего персонала, который был занят на объектах работы и должностные лица, проводившие проверку, не дождались явки сотрудников предприятия.
В отношении нарушения в п.3.1 и п.1.19 о несвоевременном проведении экспертизы промышленной безопасности пояснила, что нарушение сроков было вызвано с приостановлением пропуска на предприятие иных специалистов с связи с пандемией в 2020 году, провели экспертизу в 2021 году.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что Уральским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка с 15.03.2021 по 9.04.2021 по фактам соблюдения ОАО «КУМЗ» законодательства о промышленной безопасности по соблюдению обязательных требований, что отражено в распоряжении от 20.02.2021(л.д.18-30).
ОАО «КУМЗ» является юридическим лицом (л.д.72-113), которое осуществляет производство алюминия, прочих цветных металлов.
Факт выявленных нарушений не оспаривается юридическим лицом, за исключением нарушений, указанных в п.1.10 протокола об административном правонарушении, подтверждается актом проверки от 9.04.2021 № РП-332-667-о/а, представленными фотодокументами и копиями документов (л.д.32-50), представленными защитником доказательствами (л.д.127-189).
Статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
Согласно п.30,40 «Правил безопасности процессов получения или применения металлов" - технология работ с исходными материалами, заготовками и полуфабрикатами должна производиться с применением: безопасных приемов погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций; способов складирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов, а пунктом 40 установлено, что технологический процесс и работа оборудования осуществляются в соответствии с производственной документацией, разработанной для этого процесса или оборудования.
Эти требования были нарушены юридическим лицом, поскольку в ходе проверки было установлено, что в корпусе 40а технология работ с заготовками осуществляется способами складирования, не исключающими возникновение опасных производственных факторов (падение, скатывание заготовок), а именно: заготовки складируются в транспортные и стационарные стеллажи с нарушением технологической инструкции; загрузка осуществляется с превышением верхних пределов ограничительных конструкций стеллажей (кромок, стенок); заполненные стеллажи укладываются на круглые заготовки различного диаметра, что не обеспечивает их устойчивость и безопасность складирования, а также работа печи плавильной газовой № 22 М (инв. № 5429-1) осуществляется с отклонением от производственной (проектной) документации, а именно - на заслонке печи трещина, что подтверждается приложением №1.1, 1.2 к акту проверки – фотографиями способа складирования заготовок и схемой складирования, фотографией печи плавильной газовой 22М (л.д.50).
Согласно пункта 143 «Правил безопасности процессов получения или применения металлов" - вспомогательные емкости должны быть промаркированы с указанием порядкового номера, грузоподъемности, назначения и использоваться в виде дополнительного оборудования, что было нарушено ОАО «КУМЗ», что подтверждается приложением 1.3 фотографией емкостей для сбора шлака ПЛА18 (л.д.50).
Согласно пункта 2051 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов" – на каждый объект газового хозяйства эксплуатирующей организации должен быть составлен технический паспорт, содержащий основные технические характеристики с внесением изменений.
Согласно пункта 2053 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов" - на отдельных объектах газового цеха, а также в цехах, в составе которых имеются объекты газового хозяйства, должен вестись агрегатный (ремонтный) журнал с указанием выполненных ремонтов, ревизий и настройки приборов агрегатов, а также эксплуатационный журнал, в который записываются неисправности, выявленные в течение каждой смены, в том числе нарушения настоящих Правил и инструкций по безопасности труда, а также мероприятия по устранению нарушений и фактические сроки их выполнения.
Согласно пункта 2054 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов" - все однотипные аппараты, а также узлы и детали, в том числе колонны газопроводов, компенсаторов, конденсатоотводчики, задвижки, свечи на каждом объекте газового хозяйства должны быть зашифрованы и пронумерованы. Номера и шифры должны быть написаны на видных местах оборудования и конструкций.
Данные требования были нарушены, поскольку проверкой установлено, что ненадлежащим образом ведется эксплуатационная документация газового хозяйства цеха № 36. Технические паспорта газоиспользующего оборудования цеха № 36 (печи, миксеры, стенды, колодцы гомогенизации) не содержат сведения: об изменениях, о технических характеристиках объектов газового хозяйства, о проведенных капитальных ремонтах оборудования.
Кроме того, отсутствуют отдельные агрегатные и эксплуатационные журналы на объекты газового хозяйства цеха № 36, содержащие информацию о выявленных персоналом в ходе ежесменного осмотра неисправностях, а также информацию об устранении выявленных неисправностей.
Также номера и шифры аппаратов, узлов и деталей газоснабжения плавильных печей, миксеров частично отсутствуют или не читаемы.
Перечисленные нарушения подтверждается приложением 1.6 к акту проверки фотографиями системы газоснабжения ПЛА 18. (л.д.50).
В нарушение п.2060 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов" не создана комиссия для проведения осмотров объектов газового хозяйства цеха №36, отсутствуют акты осмотров объектов газового оборудования.
В нарушение вышеуказанного пункта 40 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов", а также пунктов 309, 319 этих же правил, согласно которых системы автоматического и дистанционного управления должны обеспечивать надежность и безопасность ведения производственных процессов и выполнения технологических операций; схемы управления, сигнализации и КИПиА, расположены на щитах, пультах и панелях управления, должны иметь сигнализацию о наличии напряжения на них –пульт управления загрузочной тележки печи плавильной отражательной № 19 не соответствует проектному исполнению, что не обеспечивает безопасность выполнения технологических операций по перемещению загрузочной тележки к печи.
Указанные нарушения подтверждаются приложением 1.8 к акту проверки- фотографиями пульта, тележки и площадки (л.д.50).
Пунктами 86, 87 «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности» установлено, что в подразделениях эксплуатирующей организации, имеющих газоопасные места, должны находиться перечни газоопасных мест (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к Правилам). В перечне должна указываться группа газоопасных мест. К перечню должны прилагаться схемы расположения газоопасных мест; в подразделениях эксплуатирующей организации, имеющих газоопасные места, должны иметься перечни газоопасных работ (приложение N 11). В перечень включают все газоопасные работы, проводимые в подразделениях, имеющих газоопасные места, в том числе персоналом других подразделений и подрядных организаций.
Проверкой установлено, что на предприятии ОАО «КУМЗ» перечень газоопасных мест и работ цеха № 36 не приведен в соответствие требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, что подтверждается приложением 1.9 к акту проверки (л.д.50) с приведением перечня газоопасных мест и работ и фотографиями газоопасных мест.
Пунктами 54, 56 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов" определено, что в помещениях, связанных с производством, использующим опасные газы (порошки, аэрозоли), должен осуществляться контроль состояния воздушной среды стационарными автоматическими газоанализаторами и устройством световой и звуковой сигнализации; работники, работающие в среде, где возможно появление опасных веществ в воздухе рабочей зоны, должны быть обеспечены индивидуальными газоанализаторами, если не установлены стационарные.
Данные требования предприятием были нарушены, поскольку актом проверки установлено, что на участке магниевого литья корпуса 36 цеха № 36 и в корпусе 40а цеха № 36 не осуществляется контроль за состоянием воздушной среды. Стационарные газоанализаторы выключены (или неисправны, схемы разомкнуты). При этом, персонал, работающий в указанных местах не обеспечен индивидуальными газоанализаторами, что подтверждается приложением 1.10 к акту проверки, фотографиями рабочих площадок, стационарных газоанализаторов (л.д.50).
В судебном заседании защитником не оспаривалось, что стационарные газоанализаторы не работали (выключены или неисправны).
Доводы защиты о том, что указанное нарушение подлежит исключению из объема обвинения правонарушения, суд не принимает, поскольку на момент проверки индивидуальные газоанализаторы не были представлены проверяющему должностному лицу, ссылки на то, что сотрудники предприятия с газоанализаторами не дошли своевременно до места нахождения проверяющего выглядят неубедительными.
Из представленной справки бухгалтерии (л.д.127) следует, что 8 газоанализаторов были приобретены 21.05.2021, т.е. после проверки, свидетельством о поверке газоанализаторов (л.д.128-129, журналом их эксплуатации, подтвержден факт выдачи газоанализаторов (л.д.130-142) с 27 апреля 2021 года, т.е. также после проверки, а фотографии и свидетельство о поверке подтверждают наличие газоанализаторов.
Представленные защитником и показаниями свидетеля Г доказательства не опровергают факт непредставления проверяющему должностному лицу Ростехнадзора предоставление индивидуальных газоанализаторов на момент проведения проверки.
Оснований для исключения вмененного нарушения суд не усматривает и к доводам свидетеля Г и защитника в указанной части относится критически, расценивает их как защитную линю поведения.
ОАО «КУМЗ» были нарушены требования вышеуказанного пункта 40 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов", поскольку установлена негерметичность аспирационного канала печи плавильной отражательной № 18 (инв. № 4544-1), что подтверждается приложением 1.11 к акту проверки, фотографиями разрыва указанного канала печи (л.д.50).
В нарушение вышеуказанной ст.9, а также ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ, предусматривающей, что работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в нарушение пунктов 5, 10 «з» «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», гласящих, что для регистрации объектов в государственном реестре организации не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют сведения, характеризующие каждый объект в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая обеспечивает их регистрацию; п.п. 7, 8 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», согласно которых при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, проведен их анализ - на ОАО «КУМЗ не обеспечена полнота и достоверность сведений, характеризующих опасный производственный объект, в сведения, характеризующие опасный производственный объект, не включен ковш, применяемый для транспортирования расплавов по участку магниевого литья корпуса 36, что подтверждается приложением 1.12 к акту проверки, фотографией ковша (л.д.50).
В нарушение вышеуказанных положений ст.9 ФЗ РФ №116, а также пункта 64 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов», согласно которого не допускается загромождение рабочих мест, эвакуационных проходов, выходов из помещений, проходов к средствам пожаротушения, обеспечения безопасности и связи – проверкой установлено, что на участке магниевого литья корпуса 36 допускается загромождение эстакады, предназначенной для обхождения рабочей зоны завалочный машины, что подтверждается приложением 1.13 к акту проверки фотографией загроможденной эстакады (л.д.50).
В нарушение вышеуказанных положений ст.9 ФЗ РФ №116, а также пункта 66г "Правил безопасности процессов получения или применения металлов», согласно которого полы в помещениях должны быть устойчивы к допускаемым в процессе производства воздействиям и выполняться на рабочих площадках металлургических агрегатов и в разливочных пролетах цехов - из прочных износостойких материалов, выдерживающих розлив расплава металла, с нескользкой поверхностью, без выбоин и выступов- на участке магниевого литья корпуса 36 напольное покрытие возле печи 22М не устойчиво к механическим и тепловым воздействиям (имеются выбоины и сквозные отверстия), что подтверждается приложением 1.14 к акту проверки, фотографией напольного покрытия возле печи (л.д.50).
В нарушение требований пунктов 86, 40 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов», согласно которых технологический процесс и работа оборудования осуществляются в соответствии с производственной документацией, разработанной для этого процесса или оборудования; при аварийной разгерметизации системы необходимо предусматривать мероприятия, направленные на снижение выбросов опасных веществ – в приямке литейной машины ПЛА № 15 произошла разгерметизация технологического трубопровода. Не произведены мероприятия, направленные на устранение утечки, что подтверждается приложением 1.14 к акту проверки, фотографией приямка (л.д.50).
В нарушение вышеуказанных требований пунктов 40, 2084, 2085 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» на ОАО «КУМЗ» о отсутствуют сведения о техническом обслуживании, выявленных дефектах и нарушениях внутрицеховых газопроводов корпусов цеха №№ 1, 36, 40а. Отсутствуют сведения о проведенных капитальных ремонтах внутрицеховых газопроводов корпусов цеха №№ 1, 36, 40а; на ПЛА № 15 отсутствует заслонка окна для термопары, вследствие чего происходит выбивание факела горелки из печного пространства на лестничный проход, что подтверждается приложением 1.7 к акту проверки, фотографией выбивания факела из печи (л.д.50).
В нарушение пункта 54 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» в помещениях, связанных с производством, использующим опасные газы (порошки, аэрозоли), должен осуществляться контроль состояния воздушной среды стационарными автоматическими газоанализаторами и устройством световой и звуковой сигнализации – в помещении с кислотными и щелочными ваннами корпуса 36 цеха *** не осуществляется контроль за состоянием воздушной среды. Стационарные газоанализаторы выключены (или неисправны, отсутствует напряжение), что подтверждается приложением 1.18 к акту проверки, фотографией помещения и стационарных газоанализаторов (л.д.50).
В нарушение вышеуказанных положений ст.9 ФЗ РФ №116, а также его статьи 7, согласно которой техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности - не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности или оценки соответствия обязательным требованиям согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании для следующих технических устройств: доливочная печь миксера электрического вакуумного № 22М, рег. № 3903; печь доливочная к миксерам газовым № 15, инв. № 2579-1; печь доливочная миксера газовым № 17 и № 18, инв. № 2582; печь доливочная миксера электрического № 2, инв. № 2581-1; печь доливочная к миксерам вакуумным №№ 9, 23, инв. № 2540; литейный ковш № 9; литейный ковш № 10, что подтверждается приложением 1.20 к акту проверки, заключением экспертизы 54-ЗС-00578-2019 (л.д.50).
В судебном заседании установлено, что данное нарушение устранено, что подтверждаются уведомлениями от 15.04.2021 (л.д.147-153) и уведомлением и сведениями, характеризующими ОПО (л.д.154-159), позволяющими идентифицировать указанное оборудование.
В нарушение вышеуказанных положений ст.9 ФЗ РФ №116, а также ч.1,9 ст.13 этого закона, согласно которой экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов; эксперт обязан определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах, что должно быть отражено в заключении эксперта согласно пункта 35.2 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности» - не выполнены компенсирующие мероприятия, указанные в заключении экспертизы промышленной безопасности на здание корпуса 40а цеха № 36, что подтверждается приложением 1.20 к акту проверки, заключением экспертизы 54-ЗС-00578-2019 (л.д.50).
В судебном заседании установлено, что данное нарушение устранено 26.04.2021, что подтверждается приказом (л.д.161), положением о производственном контроле (л.д.162-163), программой компенсирующих мероприятий (л.д.164-165) и актом от 26.04.2021 о их выполнении (л.д.166), техническим журналом осмотра (л.д.178-181), фото (л.д.173-177).
В нарушение вышеуказанных положений ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 2051 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» - не обеспечен контроль за ведением эксплуатационной документации в газовом хозяйстве цеха № 31: не содержит основных технических характеристик (длина, диаметр и др.) паспорт внутрицехового газопровода цеха № 31, паспорта пламенных печей (ПЛА) №№ 1,2 не содержат информацию о газовом оборудовании с внесенными в объект изменениями с приложением чертежей или схем изменения, что подтверждается приложением 2.2. к акту проверки, выкопировкой из паспортов ПЛА №1, внутри цехового газопровода (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункта 54 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» - не осуществляется контроль состояния воздушной среды цеха № 31 установленным стационарным автоматическим газоанализатором, установленным между печами № 1 и № 2 (газоанализатор отключен), что подтверждается приложением 2.3 к акту проверки в виде фотоматериалов (л.д.50).
Факт устранения указанного нарушения подтвержден в судебном заседании фото газоанализатора и свидетельством о поверке до 11.03.2022 (л.д.145-146).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункта 75,811 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов», согласно которых все технические устройства, имеющие движущиеся части, которые могут являться источниками опасности травмирования работников или воздействия на другое оборудование, должны быть ограждены; рабочая площадка печи по всему периметру должна быть ограждена перилами- не обеспечен контроль за безопасным проведением работ в цехе № 31- не огражден литейный конвейер печи № 2, частично отсутствует (повреждено) ограждение рабочих площадок, что подтверждается приложением 2.4 к акту проверки фотоматериалами (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пунктов 139,141 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» производственная емкость должна быть идентифицирована как технологическая или вспомогательная и подлежит регистрации (учету) в организации - не идентифицированы в цехе № 31 производственные емкости как технологические или вспомогательные, не в полном объеме произведен учет технологических емкостей (не учтены крупногабаритные изложницы), что подтверждается приложением 2.5 а акту проверки- копией листа учета СГП и Т, фотографиями (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пунктов 86,80 «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», согласно которых газоопасные работы должны проводиться в газоопасных местах и в зависимости от степени опасности газоопасные работы подразделяются на группы - не приложена схема расположения газоопасных мест к перечню газоопасных мест и работ цеха № 31, не определена группа газоопасности работ, неверно определена группа газоопасности газоопасных мест, что подтверждается приложением 2.6 к акту проверки – копией перечня газоопасных мест и газоопасных работ в цехе №31 (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 2053 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов» - агрегатный (ремонтный) журнал газового хозяйства цеха № 31 не содержит сведений о выполненных ремонтах, ревизиях и настройки приборов агрегатов, что подтверждается приложением 2.7 к акту проверки – выкопировкой из агрегатного журнала (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, а также пункта 2078 "Правил безопасности процессов получения или применения металлов», согласно которого на предприятии организуется проведение ревизии газопроводов с участием лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию и техническое состояние газопроводов - не обеспечен контроль за состоянием внутрицехового газопровода № 31 – не планируются и не проводятся ревизия и техническое обслуживание газопровода, что подтверждается приложением 2.8 к акту проверки – копией графика ППР газового оборудования на 2021, выкопировкой из эксплуатационного журнала (л.д.50).
В нарушении ранее вышеуказанных положений статей 9,13 ч.1,3,5 Федерального закона № 116-ФЗ, а также положений п.15 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», п.5 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», п.257 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», согласно которых назначается ответственный работник за проведение производственного контроля, на которого возлагаются соответствующие обязанности; организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ее работники, организация, проводившая экспертизу промышленной безопасности, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий; здания и сооружения на опасном производственном объекте, где установлены ПС, подлежат экспертизе промышленной безопасности - не осуществляется производственный контроль за своевременной организацией и осуществлением работ по подготовке и проведению экспертизы промышленной безопасности зданий: не организовано своевременное проведение работ по подготовке проведения экспертизы здания корпуса цеха № 36 (заключением экспертизы промышленной безопасности рег. № 54-ЗС-14715-2015 от 19.10.2015 срок безопасной эксплуатации здания цеха № 36 установлен до 01.09.2020). Заключение экспертизы здания корпуса цеха № 36 Р-1867-ЗС-2021 от 31.03.2021 не внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, что подтверждается приложением 3.1 к акту проверки (л.д.50).
В судебном заседании установлено, что экспертиза промышленной безопасности проведена 9.04.2021 - копия заключения экспертизы (л.д.168-172), а 26.04.2021, юридическим лицом получено уведомление о внесении сведений в реестр (л.д.160).
В нарушение ранее указанных положений статьи ст. 9 ч.2 Федерального закона № 116-ФЗ, а также пункта 255 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» - проверкой установлена неудовлетворительная организация работы по осуществлению производственного контроля при эксплуатации зданий: не обеспечена своевременная организация и выполнение компенсирующих мероприятий по результатам комплексного обследования кранового пути в цехах №№ 31, 36 а именно: отсутствует геодезическая основа съемки пути (нумерация колонн), что подтверждено приложением 3.2. к акту проверки (л.д.50).
Также в судебном заседании установлено, что нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, а именно, указанные в п.1.1.,1.2,1.6,1.8,1.11, 1.15, 1.17, 1.18, 1.18, 1.20, 2.3, 2.4 - устранены на момент рассмотрения дела, что подтверждается представленными фотографиями об устранении (л.д.182-189).
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что 9.04.2021 года ОАО «КУМЗ» нарушило требования промышленной безопасности, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «КУМЗ» имело возможность, но не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил промышленной безопасности до проведения проверки надзорным органом.
Действия юридического лица суд квалифицирует по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие ответственность в соответствии со ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оценке характера правонарушения судья учитывает, что оно посягает на безопасность и порядок в сфере промышленного производства, которая детально регламентирована государством в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий.
Обстоятельством, смягчающим наказание, на основании ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья признает совершение правонарушения впервые, признание вины, исправление выявленных нарушений в значительном объеме к судебному заседанию.
Предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.
Принимая во внимание, что нарушения, указанные в пунктах 1.10, 1.19, 1.20, 2.3, 3.1 протокола об административном правонарушении устранены на момент рассмотрения дела и потенциальная угроза жизни и здоровью лицам, работающим на указанных в протоколе объектах устранена, то суд полагает возможным не применять наказание в виде административного приостановления деятельности.
Суд не усматривает оснований с учетом того, что часть нарушений не устранена на момент рассмотрения дела назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без применения положений ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, а также для признания деяния малозначительным в порядке ст.2.9 КоАП РФ судья не усматривает в связи с имевшейся на момент проверки угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 (двести тысяч) рублей 00 копеек.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Уральское управление Ростехнадзора)
ИНН 6671290250 КПП 667101001 БИК 016577551 ОКТМО 65701000
Номер счета получателя платежа: 40102810645370000054
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России по Свердловской области г.Екатеринбург
Код бюджетной классификации: 49811601091010001140
На постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть подана жалоба и принесен протест в Свердловский областной суд путем их подачи через Красногорский районный суд.
Мотивированное постановление вынесено 21.05.2021 года.
Судья Красногорского районного суда
Каменска-Уральского Свердловской области подпись Н.С. Лобанова
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Красногорского районного суда
Каменска-Уральского Свердловской области Н.С. Лобанова