Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2545/2018 ~ М-2652/2018 от 17.09.2018

Дело N2а-2545/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре Палаткиной А.С.,

с участием в деле:

административного истца Масленникова С.П., его представителя адвоката Емельянова Н.С., действующего на основании ордера № 48 от 07.10.2018,

административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителей: Земсковой С.В., доверенность от 09.01.2018, Кошелевой Н.В., доверенность от 09.01.2018,

заинтересованного лица: Масленниковой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масленникова С. П. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконным заключения от 05.07.2018, обязании выдать паспорт

установил:

Масленников С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела 19.11.2018) к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об оспаривании решения органа государственной власти.

В обоснование заявленных требований указал, что 07.10.2017 обратился в Отдел по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г.о. Саранск с заявлением о замене ранее выданного паспорта гражданина <данные изъяты> в связи с достижением возраста <данные изъяты>.

Однако в замене паспорта гражданина <данные изъяты> ему было отказано, в связи с тем, что заключением от 05.07.2018 по результатам проверки законности выдачи паспорта гражданина <данные изъяты>, Масленников С.П. был признан лицом, не приобретшим гражданство <данные изъяты>, ранее выданный паспорт признан недействительным и изъят.

По мнению административного истца, указанные действия, решение органа государственной власти не основано на требованиях закона, нарушает его права и законные интересы, так как направлены на лишение гражданства <данные изъяты>.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Масленников С.П. просил суд признать незаконным заключение МВД по Республике Мордовия от 05.07.2018 по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства <данные изъяты> у Масленникова С.П.; обязать

МВД по Республике Мордовия выдать Масленников С.П. паспорт гражданина <данные изъяты>, взамен ранее выданного паспорта серии .

Административный истец Масленников С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещался своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Емельянов Н.С. просил исковые требования удовлетворить с учетом оснований, приведенных в заявлении от 19.11.2018, представленном в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации).

Представитель административного ответчика Кошелева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дав возражения согласно доводам письменного отзыва.

Заинтересованное лицо Масленникова О.И. (супруга истца) доводы административного иска поддержала, просила его удовлетворить.

Выслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

Статьей 219 КАС Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, Масленниковым С.П. не пропущен.

Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы (пункт "а" статьи 30 указанного Федерального закона).

В силу пунктов 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Как видно из материалов дела №274 от 10.06.2018 о проведении проверки по факту обоснованности выдачи паспорта гражданина <данные изъяты> Масленникову С.П., административный истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. 3 февраля 1989 года Масленников С.П. документирован паспортом гражданина <данные изъяты> в связи с достижением -летнего возраста.

Впервые паспортом гражданина <данные изъяты> Масленников С.П. был документирован ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в связи с заменой паспорта гражданина <данные изъяты> на паспорт гражданина <данные изъяты>. До этого имел вкладыш <данные изъяты> о принадлежности к гражданству <данные изъяты> в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», <данные изъяты>

По результатам проверки по факту законности выдачи паспорта гражданина <данные изъяты>, Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия принято заключение № 274, утвержденное 05.07.2018 министром внутренних дел республики, согласно которому у Масленникова С.П. отсутствует гражданство <данные изъяты>

На основании данного заключения паспорт гражданина <данные изъяты>, признан выданным в нарушение установленного порядка (л.д. 197 - 201).

Полагая незаконным оспариваемое решение органа государственной власти, Масленников С.П. исходил из того, что приобрел гражданство <данные изъяты> в силу части 1 статьи 13 Закона от 28.11.1991N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", поскольку на дату вступления в силу указанного Закона он проходил срочную военную службу в войсковой части, подпадающей под юрисдикцию Российской Федерации. Кроме того, по мнению его представителя, после въезда (в декабре 1992 года) на территорию Российской Федерации Масленников С.П. заявил о своем желании приобрести <данные изъяты> гражданство, о чем свидетельствует факт выдачи ему вкладыша о принадлежности к гражданству <данные изъяты>.

Между тем, с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 1 июня 2002 года, гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

В силу статьи 13 указанного Закона, гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Таким образом, указанный Закон признавал гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1 установлено, что действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" распространено на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.

Военнослужащие бывшего СССР, не подпадающие под действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и не указанные в пункте 3 настоящего Постановления, приобретают гражданство Российской Федерации на общих основаниях (пункт 4).

Вместе с тем, из материалов дела не следует, что на дату вступления Закона от 28 ноября 1991 года N 1948-1 в силу Масленников С.П. как действующий военнослужащий проходил службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, на территориях других государств, тогда как только об этих лицах, в целях признания за ними <данные изъяты> гражданства, речь идет в приведенной норме.

Установлено, что Масленников С.П. на 6 февраля 1992 года не проживал постоянно на территории <данные изъяты>.

Как видно из материалов дела, Масленников С.П. в период 11 декабря 1990 года по 21 ноября 1992 года проходил срочную военную службу в армии в звании рядового, будучи призванным 11 декабря 1990 года Симферопольским районным военным комиссариатом Крымской области; до призыва был зарегистрирован на территории <адрес>

Согласно военному билету НО № 5880683, выданному 11 декабря 1990 года Симферопольским районным военным комиссариатом Крымской области, ответу на запрос суда Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 18.10.2018 Масленников С.П. на дату 6 февраля 1992 года проходил военную службу в войсковой части 98626, дислоцирующейся в г. Симферополь.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Масленников С.П. не относится к категории лиц, указанных в пункте 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-1, на которых распространено действие ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", поскольку являлся военнослужащим срочной службы, мог приобрести гражданство на общих основаниях, установленных Законом РФ "О гражданстве РФ".

Данное обстоятельство лишало административного истца возможности претендовать на получение гражданства в порядке ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1.

Довод о наличии в ранее выданном истцу паспорте вкладыша, подтверждающего наличие гражданства <данные изъяты>, правового значения не имеет.

Закон Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (пункт "г" статьи 18) предусматривал также возможность приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Доказательств обращения административного истца с целью приобретения гражданства в порядке регистрации по основанию, предусмотренному п. "г" ст. 18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1, в деле не имеется, у органа миграционного учета они отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 37 Закона от 28.11.1991 N 1948-1 заявления о регистрации изменения гражданства подавались в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, которые в свою очередь в силу ст. 35 данного Закона должны были проверять факты и документы, представленные в обоснование заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, осуществлять регистрацию приобретения данного гражданства.

Частью 1 ст. 38 данного Закона было предусмотрено, что заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Аналогичное правовое регулирование сохраняется и в настоящее время (ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Между тем сведения, подтверждающие обращение Масленникова С.П. до 31 декабря 2000 года в территориальные органы миграционной службы с заявлением о приобретении <данные изъяты> гражданства и факт приобретения им гражданства <данные изъяты> в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют, при этом сам факт документирования паспортом гражданина <данные изъяты> образца 1974 года серии , таким доказательством не является.

26.10.2018 и 31.10.2018 соответственно, ММО МВД России «Ардатовский» и МВД по Республике Мордовия по запросу суда представлены сведения, согласно которым Масленников С.П. по вопросу приобретения гражданства <данные изъяты> не обращался, в связи с чем дело о приобретении им гражданства <данные изъяты> отсутствует.

Более того, в книге учета поступления и выдачи вкладышей к паспорту гражданина , инв. № 227, подтверждающей выдачу Масленникову С.П. указанного вкладыша административным органом в графе 5 (Основание) указано на ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1, что также подтверждает, что в порядке регистрации он гражданство ранее не получал.

Паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только при условии, если он выдан уполномоченным органом с соблюдением порядка, предусмотренного федеральным законодательством. Паспорт, не отвечающий этим требованиям, не является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.

Как указывалось ранее, данные о том, что Масленников С.П. постоянно проживал на территории <адрес> на день вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1, отсутствуют.

Учитывая, что Масленников С.П. не проживал на территории <адрес> на момент вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (на 6 февраля 1992 года), за приобретением гражданства <данные изъяты> в установленном законом порядке не обращался, а факт прохождения Масленниковым С.П. срочной военной службы на территории Украинской ССР (г. Симферополь) не свидетельствует о приобретении гражданства <данные изъяты>, суд полагает, что оспариваемое решение органа государственной власти является законным и обоснованным.

Указание представителя административного истца на схожую судебную практику, не может быть принято во внимание, поскольку настоящее решение вынесено судом по иным обстоятельствам конкретного дела.

Отклонены судом и доводы Масленникова С.П., изложенные в иске, о наличии у него как у военнослужащего срочной службы Вооруженных сил СССР и Российской Федерации прописки при войсковой части по месту службы.

Данных о регистрации (прописке) Масленникова С.П. как военнослужащего срочной службы по месту жительства по адресу места нахождения воинской части, материалы настоящего дела не содержат и суду не представлено.

Как следует из ответов на судебные запросы Администрации Новоселовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (№ 576 от 22.11.2018), Военного комиссариата Симферопольского района и города Алушта Республики Крым (№5490 от 10.12.2018), Военного комиссариата Республики Крым (№ 3787 от 18.12.2018) Масленников С.П. до

призыва в Вооруженные силы СССР значится зарегистрированным по адресу: <адрес> за весь период времени, сведений о снятии с регистрации нет; сведениями о регистрации (прописке) по месту прохождения военной службы с 12.12.1990, в том числе в в/ч 98626, военный комиссариат не располагает.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Суд полагает необходимым отметить, что при установленных обстоятельствах дела один лишь факт признания паспорта гражданина <данные изъяты> на имя Масленникова С.П., выданным в нарушение установленного порядка, не препятствует решению вопроса о легализации заявителем статуса гражданина <данные изъяты> иными способами, в частности, посредством обращения в уполномоченный орган с заявлением о приобретении гражданства.

Также заслуживают внимания объяснения представителя административного ответчика, данные в суде, согласно которым для лиц, оказавшихся в аналогичной ситуации, существует упрощенный порядок принятия в гражданство Российской Федерации, предусмотренный статьёй 41.3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Учитывая изложенное, заключение МВД по Республике Мордовия от 05.07.2018 соответствует нормативным правовым актам, регулирующим данную сферу правоотношений, принято в соответствии с компетенцией органа государственной власти и при наличии к тому оснований, с соблюдением порядка принятия, что в силу пункта 2 части 2 статьи 226 КАС Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 05.07.2018 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2а-2545/2018 ~ М-2652/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Масленников Сергей Павлович
Ответчики
Министерство Внутренних Дел по Республике Мордовия
Другие
Масленникова О.И.
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
17.09.2018Регистрация административного искового заявления
18.09.2018Передача материалов судье
18.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2018Подготовка дела (собеседование)
04.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2019Дело оформлено
29.01.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее