Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1377/2014 ~ М-264/2014 от 29.01.2014

Дело №2-1377/14

Решение

Именем Российской Федерации

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.Н.,

при секретаре Липинской Т.В.,

с участием истца Васильева С.А.,

представителя ответчика (Госорган2) <адрес>» Киреевой Ю.С.,

представителя ответчика (Госорган1) Томилиной Г.Д., представителя ответчика (Госорган3) Грекова А.В.,

представителя третьего лица (Госорган4) в <адрес> Швецовой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Васильева С. А. к (Госорган2) <адрес>», (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Установил:

Васильев С. А. обратился в суд с иском к (Госорган2) <адрес>» об обязании выдать дубликат удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Требование мотивировал тем, что истцом было получено удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, утрачено им в (ДД.ММ.ГГГГ) На заявление, направленное (Госорган2) <адрес>» о выдаче дубликата удостоверения был получен отказ по причине не предоставления истцом документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В ходе рассмотрения дела определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.82) в качестве соответчиков привлечены (Госорган1) <адрес> и (Госорган3)

В ходе рассмотрения дела требования иска истец уточнил, просил обязать ответчиков выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.105).

Определением от (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве третьего лица по делу привлечен ОАО (Наименование1) (л.д.88-89), определением от (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве третьего лица по делу привлечен (Госорган4) в <адрес> (л.д.114-115).

В судебном заседании истец поддержал требования искового заявления. Пояснил, что работал на заводе (Наименование1), в (ДД.ММ.ГГГГ) военным комиссариатом был призван на военные сборы для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В (ДД.ММ.ГГГГ) участвовал в ликвидации последствий аварии на территории Чернобыльской АЭС. Проживали в населенном пункте в 28 километрах от атомной станции. Работа проходила в дневные и ночные смены. Во время работы ликвидаторам замерялись радиационные дозы, затем истцу была выдана карточка доз радиационного облучения. Справка о работе по ликвидации последствий аварии была сдана работодателю на завод (Наименование1), после чего были произведены выплаты заработной платы в повышенном размере. В настоящее время справка у истца не сохранилась. Работодатель выдал удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Возражения ответчиков и третьего лица (Госорган4) в <адрес> сводились к тому, что истцом не представлены документы, указывающие на осуществление им работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.

Представитель ОАО (Наименование1) в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Васильев С. А. в период призыва на специальные сборы с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) г.г. привлекался для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства подтверждены сведениями (Наименование2) <адрес> Минобороны России, согласно которых Васильев С. А. был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) в составе в/ч (№) старшим поваром (л.д.72). Согласно сведений Минобороны России войсковая часть (№) дислоцировалась на территории Украины входила в состав химических войск, принимала участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, (ДД.ММ.ГГГГ) расформирована (л.д.130). Работодатель (Наименование1) выдал Васильеву С.А. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в (ДД.ММ.ГГГГ) Серия (№) (л.д.12).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно пункта 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в (ДД.ММ.ГГГГ) - (ДД.ММ.ГГГГ) годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), является выполнение ими в (ДД.ММ.ГГГГ) - (ДД.ММ.ГГГГ) годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

В тексте документов, представленных истцом на исследование, сведений о о месте нахождения истца при осуществлении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС отсутствуют.

В то же время суду на обозрение представлена карточка учета доз радиоактивного облучения (л.д.13-13 об). Из текста данного документа следует, что за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) Васильев С.А. получил дозу радиоактивного облучения 21,73 рентген. Карточка подписана командиром взвода МО Голубковым, в/ч (№). На основании карточки учета доз радиоактивного облучения в военный билет Васильева А.С. были внесены сведения в графу 29 «Прохождение военных сборов» о дате прохождения военных сборов с (ДД.ММ.ГГГГ).по (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.26).

При оценке указанного доказательства суд руководствуется следующим.

Статья 8 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" заложила следующее понятие - зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 году и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено.

В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. В зоне на территории Российской Федерации виды хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был введен запрет на постоянное проживание населения в зоне отчуждения, а так же предписан контроль по времени и полученным дозовым нагрузкам людей, находящихся вы вышеуказанной зоне. Предусмотрено так же, что условия труда и радиационной безопасности регулируются соответствующими нормами и правилами, установленными Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора с учетом рекомендаций Российской научной комиссии по радиационной защите.

Однако, вышеуказанные нормы приняты после событий, которые исследуются судом в рамках настоящего дела.

Правоотношения, связанные с работой истца по ликвидации последствий аварии в спорный период, регулировались текущими нормами права, носящими специальный характер, а именно: ОСП-72/80 "Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений", утвержденные Главным Государственным санитарным врачом СССР (ДД.ММ.ГГГГ) Данные правила распространяются на предприятия, учреждения, лаборатории и другие организации всех министерств и ведомств, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают и обезвреживают радиоактивные отходы (учреждения, предприятия, лаборатории и другие организации в дальнейшем именуются как учреждения).

Этими Правилами руководствуются в своей работе также службы, осуществляющие контроль за обеспечением радиационной безопасности профессиональных работников и населения страны.

Основные санитарные правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции учреждений, цехов, участков, установок, предназначенных для работ с применением источников ионизирующих излучений.

Министерства и ведомства должны осуществлять контроль за выполнением требований Основных санитарных правил в подведомственных им учреждениях.

Пункт 13.9 вышеуказанных Правил предписывает ведение индивидуального контроля облучения персонала и в зависимости от характера работ включает в себя индивидуальный контроль за дозой внешнего бета-излучения, нейтронов, рентгеновского и гамма-излучений с использованием индивидуальных дозиметров; индивидуальный контроль за поступлением и содержанием радиоактивных веществ в организме или в отдельном критическом органе с использованием индивидуальных пробоотборников, измерением радиоактивности экскретов, выдыхаемого воздуха или с помощью счетчиков излучения человека.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что при нахождении на территории ЧАЭС работникам выдавались средства измерения доз облучения, продолжительность нахождения на объекте зависела от показателей такого измерения. Затем истцу была выдана карточка учета доз радиоактивного облучения.

Поскольку требование об учете доз радиоактивного излучения распространяются на предприятия, связанные с производством, обработкой и применением радиоактивных веществ, к которым необходимо отнести атомные электростанции, оснований сомневаться, что местом проведения истцом работ по ликвидации последствий аварии, являлась территория ЧАЭС, у суда не имеется.

На основании карточки учета доз была составлена запись в военном билете, который, по мнению суда с учетом изложенного выше, является документом, подтверждающим участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на территории Чернобыльской АЭС.

При этом некорректные формулировки в военном билете, затрудняющие определение юридически значимых обстоятельств, не могут повлиять на права истца, и препятствовать отнесению его к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поскольку пункт 3 Порядка оформление и выдача удостоверения возложена на (Госорган1) <адрес>, суд полагает необходимым возложить такую обязанность на указанного ответчика.

В то же время, оснований обязывать ответчиков (Госорган2) <адрес>» и МЧС России к выдаче такого удостоверения истцу у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Требования Васильева С. А. к (Госорган1) <адрес> удовлетворить.

    Обязать (Госорган1) <адрес> выдать Васильеву С. А. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении требований Васильева С. А. к (Госорган2) <адрес>» и МЧС России отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

СУДЬЯ:                                                                Н.Н. Попова

Дело №2-1377/14

Решение

Именем Российской Федерации

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.Н.,

при секретаре Липинской Т.В.,

с участием истца Васильева С.А.,

представителя ответчика (Госорган2) <адрес>» Киреевой Ю.С.,

представителя ответчика (Госорган1) Томилиной Г.Д., представителя ответчика (Госорган3) Грекова А.В.,

представителя третьего лица (Госорган4) в <адрес> Швецовой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Васильева С. А. к (Госорган2) <адрес>», (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Установил:

Васильев С. А. обратился в суд с иском к (Госорган2) <адрес>» об обязании выдать дубликат удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Требование мотивировал тем, что истцом было получено удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, утрачено им в (ДД.ММ.ГГГГ) На заявление, направленное (Госорган2) <адрес>» о выдаче дубликата удостоверения был получен отказ по причине не предоставления истцом документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В ходе рассмотрения дела определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.82) в качестве соответчиков привлечены (Госорган1) <адрес> и (Госорган3)

В ходе рассмотрения дела требования иска истец уточнил, просил обязать ответчиков выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.105).

Определением от (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве третьего лица по делу привлечен ОАО (Наименование1) (л.д.88-89), определением от (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве третьего лица по делу привлечен (Госорган4) в <адрес> (л.д.114-115).

В судебном заседании истец поддержал требования искового заявления. Пояснил, что работал на заводе (Наименование1), в (ДД.ММ.ГГГГ) военным комиссариатом был призван на военные сборы для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В (ДД.ММ.ГГГГ) участвовал в ликвидации последствий аварии на территории Чернобыльской АЭС. Проживали в населенном пункте в 28 километрах от атомной станции. Работа проходила в дневные и ночные смены. Во время работы ликвидаторам замерялись радиационные дозы, затем истцу была выдана карточка доз радиационного облучения. Справка о работе по ликвидации последствий аварии была сдана работодателю на завод (Наименование1), после чего были произведены выплаты заработной платы в повышенном размере. В настоящее время справка у истца не сохранилась. Работодатель выдал удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Возражения ответчиков и третьего лица (Госорган4) в <адрес> сводились к тому, что истцом не представлены документы, указывающие на осуществление им работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.

Представитель ОАО (Наименование1) в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Васильев С. А. в период призыва на специальные сборы с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) г.г. привлекался для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства подтверждены сведениями (Наименование2) <адрес> Минобороны России, согласно которых Васильев С. А. был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) в составе в/ч (№) старшим поваром (л.д.72). Согласно сведений Минобороны России войсковая часть (№) дислоцировалась на территории Украины входила в состав химических войск, принимала участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, (ДД.ММ.ГГГГ) расформирована (л.д.130). Работодатель (Наименование1) выдал Васильеву С.А. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в (ДД.ММ.ГГГГ) Серия (№) (л.д.12).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно пункта 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в (ДД.ММ.ГГГГ) - (ДД.ММ.ГГГГ) годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), является выполнение ими в (ДД.ММ.ГГГГ) - (ДД.ММ.ГГГГ) годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

В тексте документов, представленных истцом на исследование, сведений о о месте нахождения истца при осуществлении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС отсутствуют.

В то же время суду на обозрение представлена карточка учета доз радиоактивного облучения (л.д.13-13 об). Из текста данного документа следует, что за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) Васильев С.А. получил дозу радиоактивного облучения 21,73 рентген. Карточка подписана командиром взвода МО Голубковым, в/ч (№). На основании карточки учета доз радиоактивного облучения в военный билет Васильева А.С. были внесены сведения в графу 29 «Прохождение военных сборов» о дате прохождения военных сборов с (ДД.ММ.ГГГГ).по (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.26).

При оценке указанного доказательства суд руководствуется следующим.

Статья 8 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" заложила следующее понятие - зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 году и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено.

В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. В зоне на территории Российской Федерации виды хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был введен запрет на постоянное проживание населения в зоне отчуждения, а так же предписан контроль по времени и полученным дозовым нагрузкам людей, находящихся вы вышеуказанной зоне. Предусмотрено так же, что условия труда и радиационной безопасности регулируются соответствующими нормами и правилами, установленными Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора с учетом рекомендаций Российской научной комиссии по радиационной защите.

Однако, вышеуказанные нормы приняты после событий, которые исследуются судом в рамках настоящего дела.

Правоотношения, связанные с работой истца по ликвидации последствий аварии в спорный период, регулировались текущими нормами права, носящими специальный характер, а именно: ОСП-72/80 "Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений", утвержденные Главным Государственным санитарным врачом СССР (ДД.ММ.ГГГГ) Данные правила распространяются на предприятия, учреждения, лаборатории и другие организации всех министерств и ведомств, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают и обезвреживают радиоактивные отходы (учреждения, предприятия, лаборатории и другие организации в дальнейшем именуются как учреждения).

Этими Правилами руководствуются в своей работе также службы, осуществляющие контроль за обеспечением радиационной безопасности профессиональных работников и населения страны.

Основные санитарные правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции учреждений, цехов, участков, установок, предназначенных для работ с применением источников ионизирующих излучений.

Министерства и ведомства должны осуществлять контроль за выполнением требований Основных санитарных правил в подведомственных им учреждениях.

Пункт 13.9 вышеуказанных Правил предписывает ведение индивидуального контроля облучения персонала и в зависимости от характера работ включает в себя индивидуальный контроль за дозой внешнего бета-излучения, нейтронов, рентгеновского и гамма-излучений с использованием индивидуальных дозиметров; индивидуальный контроль за поступлением и содержанием радиоактивных веществ в организме или в отдельном критическом органе с использованием индивидуальных пробоотборников, измерением радиоактивности экскретов, выдыхаемого воздуха или с помощью счетчиков излучения человека.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что при нахождении на территории ЧАЭС работникам выдавались средства измерения доз облучения, продолжительность нахождения на объекте зависела от показателей такого измерения. Затем истцу была выдана карточка учета доз радиоактивного облучения.

Поскольку требование об учете доз радиоактивного излучения распространяются на предприятия, связанные с производством, обработкой и применением радиоактивных веществ, к которым необходимо отнести атомные электростанции, оснований сомневаться, что местом проведения истцом работ по ликвидации последствий аварии, являлась территория ЧАЭС, у суда не имеется.

На основании карточки учета доз была составлена запись в военном билете, который, по мнению суда с учетом изложенного выше, является документом, подтверждающим участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на территории Чернобыльской АЭС.

При этом некорректные формулировки в военном билете, затрудняющие определение юридически значимых обстоятельств, не могут повлиять на права истца, и препятствовать отнесению его к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поскольку пункт 3 Порядка оформление и выдача удостоверения возложена на (Госорган1) <адрес>, суд полагает необходимым возложить такую обязанность на указанного ответчика.

В то же время, оснований обязывать ответчиков (Госорган2) <адрес>» и МЧС России к выдаче такого удостоверения истцу у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Требования Васильева С. А. к (Госорган1) <адрес> удовлетворить.

    Обязать (Госорган1) <адрес> выдать Васильеву С. А. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении требований Васильева С. А. к (Госорган2) <адрес>» и МЧС России отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

СУДЬЯ:                                                                Н.Н. Попова

1версия для печати

2-1377/2014 ~ М-264/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Васильев Сергей Александрович
Ответчики
МЧС России
КУВО "УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа"
Департамент соц. защиты Воронежской области
Другие
ОАО "Воронежсельмаш"
УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Попова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
29.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2014Передача материалов судье
03.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2014Предварительное судебное заседание
24.03.2014Предварительное судебное заседание
15.04.2014Предварительное судебное заседание
28.05.2014Предварительное судебное заседание
25.06.2014Предварительное судебное заседание
07.07.2014Предварительное судебное заседание
15.07.2014Предварительное судебное заседание
18.07.2014Предварительное судебное заседание
28.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее