дело 2-1979/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи А.С.Шакирова,
при секретаре Е.А.Никаноровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудоярова Д. М. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольные постройки и земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Кудояров Д.М. обратился в суд с указанным иском прося, с учетом представленного уточнения, признать за ним право собственности на самовольные постройки литеры Б, б, б1 и право собственности на земельный участок кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником <данные изъяты> доли жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>.
Вторым собственником, <данные изъяты> доли жилого дома являлся ФИО8, после его смерти в доме зарегистрированы его сыновья – ФИО9, ФИО10 и ФИО11.
В соответствии с техническим паспортом домовладения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Истец указал, что земельный участок фактически разделен. На земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположен самовольно построенный истцом жилой дом литеры Б,б,б1 площадью <данные изъяты> кв.м. На соседнем земельном участке расположен жилой дом литера А принадлежащий Кудоярову Д.М. и ФИО8 а так же самовольно возведенные ФИО8 пристрои литеры А1, А2, а, а1,а2. В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ указанные строения полностью сгорели. Спора о пользовании земельным участком не имеется.
Решив оформить земельный участок в собственность, истец обратился в Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан с соответствующим заявлением. Однако, ему было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что с заявлением обратились не все сособственники земельного участка. Полагает, что имеет право оформить самовольные постройки и земельный участок испрашиваемой площадью в собственность, в связи с чем обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Кудояров Д.М. и его представитель Галеева И.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования, с учетом представленного уточнения, поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Третье лицо – Кудоярова Э.Я. с иском согласилась.
Представитель ответчика Сибагатуллин И.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении иска просил отказать.
Третье лицо – ФИО1 на судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Третьи лица – ФИО2, и ФИО4 на судебное заседание не явились, судом были предприняты исчерпывающие меры по их надлежащему извещению.
На основании ст.118, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и
правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Однако право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п.п. 25,26 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 31 вышеуказанного совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Судом установлено, что собственником <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлся ФИО3, на основании исполнительного листа н\с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 продал <данные изъяты> долю жилого дома ФИО5 по договору не прошедшему государственной регистрации. Решением Кировского районного народного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ указанная сделка была признана действительной. После смерти ФИО5, решением Кировского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия наследства ее сыном ФИО6
Между ФИО6 и истцом Кудояровым Д.М. был заключен договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, истец приобрел <данные изъяты> долю жилого дома, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. На земельном участке расположены основное бревенчатое строение, площадью <данные изъяты> кв.м., уборная тесовая и забор тесовый.
Согласно справке о присвоении почтового адреса № от ДД.ММ.ГГГГ, домовладению, расположенному по адресу: <адрес> (литер Б), присвоен почтовый адрес <адрес>.
Согласно техническому паспорту домовладения, расположенного по указанному адресу, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, литеры Б – жилой дом, б - сени, б1 - веранда были возведены истцом в ДД.ММ.ГГГГ, однако указанные самовольные постройки надлежащим образом зарегистрированы не были.
В настоящее время, согласно кадастрового паспорта испрашиваемый земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, кадастровый номер №.
Согласно техническому заключению по обследованию строительный конструкций <адрес> литеры Б, б от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «<данные изъяты>», техническое состояние указанных конструкций и здания в целом, классифицируется как работоспособное, эксплуатация здания с учетом его технологического назначения допустима, без каких-либо ограничений. Обследуемое здание соответствует действующим строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, а также не угрожает жизни и здоровью людей.
Учитывая что самовольные строения расположены в пределах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., указанного в договоре купли продажи, что подтверждается представленными техническими паспортами домовладения, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы других лиц, в результате признания судом права собственности за Кудояровым Д.М., не нарушаются и угроза их жизни и здоровью не создается. При указанных обстоятельствах, суд находит требования истца в части признании права собственности на самовольные постройки подлежащими удовлетворению.
Требования Кудоярова Д.М. в части признании права собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.
В подпункте 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено законом, с учетом долей в праве собственности на здание.
В силу п. 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Исходя из содержания приведенных статей лицо, несколько лиц вправе приобрести в собственность земельный участок на котором расположено принадлежащее им строение. Необходимым условием приобретение права собственности так же является обращение указанных лиц в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом., расположенный по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка по указанному адресу составляет <данные изъяты> кв.м.
Указанная площадь подтверждается также договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО6 и истцом Кудояровым Д.М.
Согласно техническому паспорту домовладения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.
Как установлено судом при разделе указанной площади на два участка в том числе с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с присвоением ему почтового адреса <адрес> строения принадлежащие Кудоярову Д.М. и ФИО8 на праве собственности не вошли в границы указанного участка, что подтверждается содержанием иска, представленными планом земельного участка.
Вместе с тем как следует из заявления ФИО7 в адрес Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ он просил предоставить ему земельный участок площадью 1280 кв.м. по адресу <адрес>, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, при том, что как установлено судом на указанном земельном участке были расположены лишь самовольные строения, которые в настоящее время истец просит узаконить.
Таким образом ответ Администрации ГО г. Уфа о необходимости совместного обращения всех собственников являлся правомерным, права заявителя ответчиком нарушены не были.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании права собственности на земельный участок не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Кудоярова Д. М. удовлетворить частично.
Признать за Кудояровым Д. М. право собственности на самовольные строения литеры Б (жилой дом), б (сени), б1 (веранда), расположенные по адресу: <адрес>.
В иске Кудоярова Д. М. в части признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.С.Шакиров
Решение не вступило в законную силу
Судья А.С.Шакиров