Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-555/2018 ~ М-357/2018 от 30.03.2018

дело № 2-555/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея, Амурской области 26 апреля 2018 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Гришиной В.В.,

с участием истца Чернышевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышевой Н.И. к государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным решения от 20 марта 2018 года <Номер обезличен>, признании обстоятельств, свидетельствующими о наличии исключительности случая, и возложении обязанности выдать решение о сохранении среднего месячного заработка по прежнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения,

установил:

20 ноября 2017 года Чернышева Н.И. уволена с должности санитарки ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением численности штата работников организации.

30 ноября 2017 года Чернышева Н.И. обратилась в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Зеи (далее – ГКУ АО ЦЗН г. Зеи) за содействием в трудоустройстве, зарегистрирована в реестре получателей государственных услуг в области содействия занятости населения.

20 марта 2018 года Чернышева Н.И. обратилась в ГКУ АО ЦЗН г. Зеи с заявлением о сохранении ей среднего месячного заработка по прежнему месту работы за четвертый месяц со дня увольнения.

Согласно решению директора ГКУ АО ЦЗН г. Зеи от 20 марта 2018 года <Номер обезличен> решение о сохранении среднего месячного заработка по прежнему месту работы за четвертый месяц со дня увольнения не принято.

Истица Чернышева Н.И. обратилась в суд с настоящим иском, просит признать незаконным решение ГКУ АО ЦЗН г. Зеи от 20 марта 2018 года <Номер обезличен>, признать указанные ею обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительного случая с которыми законодатель связывает возможность сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по решению органов ЦЗН, обязать ГКУ АО ЦЗН г. Зеи выдать решение о сохранении за ней среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по прежнему месту работы, в обоснование заявленных требований указывает, что в связи с невозможностью трудоустройства, в установленный законом месячный срок после увольнения обратилась к ответчику с заявлением о содействии в трудоустройстве. Однако трудоустроена не была, при этом совместно с ней проживает сын, который в настоящее время также не трудоустроен, иных источников дохода кроме пенсии в размере <данные изъяты>, что ниже прожиточного минимума исходя из расчета на двоих человек, у ее семьи не имеется, полагая, что такие обстоятельства являются исключительными, она 20 марта 2018 года обратилась в ГКУ АО ЦЗН г. Зеи с заявлением о сохранении заработка за четвертый месяц после увольнения, однако, такое решение до настоящего времени ответчиком не принято.

Определением суда от 4 апреля 2018 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова».

В судебном заседании истец Чернышева Н.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнила, что Чернышев Д.В. прописан по месту её жительства, однако по указанному адресу фактически не проживает.

Ответчик государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Зеи своего представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что перечень исключительных обстоятельств, при которых в соответствии со ст. 318 Трудового кодекса РФ за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется средний месячный заработок, законодателем не определен, в связи с чем исключения из правил в отношении Чернышевой Н.И. учреждением установлены быть не могли, самостоятельно комментировать действующее законодательство оно не уполномочено, порядок принятия решения о сохранении среднего заработка не определен, в связи с этим решение о сохранении за истцом среднего заработка по прежнему месту работы за четвертый месяц со дня увольнения не принимались.

Третье лицо ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» своего представителя в судебное заседание также не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя Общества, разрешение требований оставило на усмотрение суда.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (ст.ст. 2, 7 Конституции РФ), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда.

Конституция РФ, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ч. 1,3 ст. 37), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Согласно преамбуле Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В судебном заседании установлено, что Чернышева Н.И. с <Дата обезличена> состояла в трудовых правоотношениях с ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова».

20 ноября 2017 года Чернышева Н.И. была уволена с должности санитарки ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности штата работников организации.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983 года, г. Зея и Зейский район отнесены к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера.

Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.

Таким образом, истец выполняла свои трудовые обязанности на территории г. Зеи Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения (определение Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 года № 69-КГ17-10).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты – своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного (определение № 2214-О от 29 ноября 2012 года).

Вопреки доводам ответчика, именно на органы службы занятости возложено решение вопроса о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения, обязательный судебный порядок решения такого вопроса не предусмотрен.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием как для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, так и для отказа в принятии такого решения без оценки соответствующего случая в отношении конкретного уволенного работника, оценки указанных им обстоятельств как исключительных либо не свидетельствующих о возможности сохранения среднего заработка на рассматриваемый период.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Из материалов дела видно, что 30 ноября 2017 года Чернышева Н.И. обратилась в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Зеи за содействием в трудоустройстве, зарегистрирована в реестре получателей государственных услуг в области содействия занятости населения.

Таким образом, Чернышева Н.И. своевременно (в течение месяца со дня увольнения) обратилась в орган службы занятости населения и не была трудоустроена, в том числе, в течение четвертого месяца со дня ее увольнения ввиду отсутствия подходящих вакансий, что подтверждено данными: трудовой книжки, карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от 30 ноября 2017 года, листа учета посещений гражданина для подбора подходящей работы за период с ноября 2017 года по март 2018 года.

20 марта 2018 года Чернышева Н.И. обратилась в ГКУ АО ЦЗН г. Зеи с заявлением о сохранении ей среднего месячного заработка по прежнему месту работы за четвертый месяц со дня увольнения соответственно.

Согласно решению директора ГКУ АО ЦЗН г. Зеи от 20 марта 2018 года № 1066 решение о сохранении за истицей среднего месячного заработка по прежнему месту работы за четвертый месяц со дня увольнения не принято, поскольку в норме закона не имеется перечня исключительных случаев.

Истцом в подтверждение обстоятельств, на которые она ссылается в качестве, исключительных, а именно: нахождение в затруднительном материальном положении, так как совместно с ней проживает сын, который в настоящее время также не трудоустроен, иных источников дохода кроме пенсии в размере <данные изъяты>, что ниже прожиточного минимума исходя из расчета на двоих человек, они не имеют, представлены справка ГУ УПФ РФ в г. Зея по Амурской области от 20 марта 2018 года, согласно которой размер ее пенсии составляет <данные изъяты>, а также справка администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области от 22 марта 2018 года, из которой следует, что совместно с Чернышевой Н.И. по адресу: <адрес> зарегистрирован и проживает сын ФИО., <Дата обезличена> года рождения.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют о наличии исключительности случая, с которым законодатель связывает возможность сохранения за работником сохранения за работником среднемесячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, поскольку как по отдельности, так и в совокупности не подтверждают социальную незащищенность истца, отсутствие у нее средств к существованию в необходимом количестве.

Так из справки ГУ УПФ РФ в г. Зея по Амурской области от 20 марта 2018 года следует, что страховая пенсия Чернышевой Н.И. по состоянию на 20 марта 2018 составляет <данные изъяты>, что превышает величину прожиточного минимума, установленного губернатором Амурской области № 87 от 16 апреля 2018 года по северной зоне области для пенсионеров, при этом нетрудоспособных иждивенцев истец не имеет; факт совместного проживания истицы с сыном, суд во внимание не принимает, поскольку факт того, что ФИО временно является безработным, не позволяет суду отнести его к категории иждивенцев, факт его нахождения на иждивении истицы в судебном порядке не устанавливался; ФИО по смыслу российского законодательства к категории нетрудоспособных не относится, является лицом совершеннолетним, недееспособным в установленном законом порядке также не признавался, доказательств обратного истицей в материалы дела не представлено, более того как пояснила сама истица в настоящем судебном заседании ФИО с ней фактически не проживает, а только имеет регистрацию по месту её жительства.

Таким образом, размер имеющихся у истицы доходов в виде получаемой пенсии по старости, является достаточным для ее проживания.

При таких обстоятельствах, поскольку суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о наличии исключительности рассматриваемого случая, с которыми законодатель связывает возможность сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2018 ░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-555/2018 ~ М-357/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чернышева Наталья Ивановна
Ответчики
ГКУ АО Центр занятости населения г. Зея
Другие
ГБУЗ АО "Зейская больница им. Б.Е. Смирнова"
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
30.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2018Передача материалов судье
04.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2018Судебное заседание
26.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее