Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2616/2015 ~ М-1324/2015 от 10.02.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2015 года Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Тушина А.С.,

с участием прокурора г. Тюмени Биктимерова Р.М.,

при секретаре Жевагиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-2616/2015 по иску Прокурора города Тюмени в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» о возложении обязанности по ликвидации загрязнений и рекультивации земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Тюмени обратился в суд с указанным иском, требования мотивированы тем, что:

Прокуратурой города проведена проверка по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» требований законодательства об охране окружающей среды при складировании снега на лесном участке.

В ходе совместного со специалистами управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Тюменской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, департамента имущественных отношений Тюменской области, департамента недропользования и экологии Тюменской области, департамента лесного комплекса Тюменской области обследования лесного участка установлен несанкционированный полигон для временного складирования снега.

В ходе проведённого совместно со специалистами натурного осмотра лесного участка установлено, что на <адрес> осуществляется работа по складированию снега и строительных отходов (бой шифера, металлопрофили б\у и т.п.), а также бульдозером проводятся работы по планированию и уплотнению размещенных на лесном участке отходов.

Требования по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок регламентированы санитарными правилами.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

В соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 25.11.2013 № 716-рк «Об определении мест временного складирования снега и льда на 2013 - 2014 г.г.» определены в целях складирования снега и льда, вывозимого при выполнении работ по содержанию территории города Тюмени в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, места временного складирования снега и льда на 2013 - 2014 годы.

Лесной участок расположенный в <адрес> не указан в распоряжении, вследствие чего является несанкционированным местом временного складирования снега и льда.

В ходе проверки установлено, что в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 31.10.2012 № 6/2-ар-р о признании аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков несостоявшимся, между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и обществом с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» заключён договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с данным договором ООО «ПЕРЕСТРОИ-КА!» передан во временное пользование лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, находящийся в государственной собственности, площадью 4,0 га, являющийся частью объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , имеет местоположение: <адрес> кадастровый номер , номер учетной записи в государственном лесном реестре

Распределение лесов по целевому назначению, отнесению их к категориям защитности произведено в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и лесохозяйственным регламентом Тюменского лесничества.

Арендуемый участок находится в защитных лесах и отнесен к категории защитности: лесопарковые части зелёных зон.

На основании материалов, полученных от филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» по результатам лесоустроительных работ, выполненных по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ приказом департамента лесного комплекса Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы таксации лесов в отношении Тюменского лесничества на площади 90773 га. Согласно материалов таксации лесов были установлены границы лесных участков (кварталы, выделы) и присвоена нумерация, дана характеристика местоположения и границ.

Таким образом, согласно приказу департамента лесного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ утверждённый материалами таксации лесов, лесной участок, который при заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ имел адрес: <адрес>, в связи с проведённым лесоустройством получил адрес: <адрес>

В связи с этим, при изменении квартальной нумерации и установлении границ лесных кварталов местоположение лесного участка, предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОИ-КА!» вместо квартала <адрес>, изменилось на <адрес>

Исходя из вышеуказанного, следует, что лесной участок, расположенный в <адрес> лесничества площадью тождественен лесному участку, расположенному в <адрес>

Проверка показала, что на проверяемом земельном участке в <адрес> проводятся работы по несанкционированному складированию снега, что влечёт за собой загрязнение, уничтожение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Согласно выводом специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенного обследования земельного участка <адрес> кадастровый номер , общая площадь несанкционированного полигона составила 28 539 кв.м.

Несанкционированное складирование снега осуществляет хозяйствующий субъект ООО «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» во исполнение заключённого муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ с Управой Восточного административного округа города Тюмени на оказание услуг по текущему содержанию Восточного административного округа города Тюмени на 2014 год, в том числе по текущему содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с Законом Тюменской области от 05.11.2004 № 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения» земельный участок <адрес> находится в границах муниципального образования городской округ город Тюмень.

В связи с этим истец просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОИ-КА!» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию земельного участка общей площадью 28 539 кв.м., в <адрес>, ранее использовавшегося под несанкционированный полигон для временного складирования снега и обеспечить его сдачу специальной комиссии.

Обязать прекратить общество с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» складирование снега на земельный участок общей площадью 4,0 га., в <адрес>

Прокурор г. Тюмени Биктимерова Р.М. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» Жуков В.К. в судебном заседании исковые требования истца признал в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерников И.В. в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд нашел иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7 ФЗ) размещение и эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, при этом юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании части 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с приложением к протоколу биотестирования отходов № 276, проведенного Филиалом федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Тюменской области по отобранным пробам снежного покрова, объектом анализа которого являлся отход - отходы от зимней уборки улиц, согласно Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 экспериментально установлен класса опасности - IV (малоопасные). Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую среду низкая. Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет.

В силу части 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

На основании части 2 статьи 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Согласно пункту 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утверждёнными Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее - Правила), леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В силу части 6 статьи 21 ЛК РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

В силу статьи 4 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» земли и почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель, согласно пункта 2 статьи 12 ЗК РФ, являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся вредным воздействиям хозяйственной деятельности.

На основании пункта 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Основные положения) установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Пунктом 3 Основных положений предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Согласно пункту 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель.

Понятие «рекультивация земель» закреплено в пункте 2 Приложении № 6 к Основным положениям, согласно которого рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Согласно пункта 4 Основных положений рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, синие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятии по восстановлению плодородия почв (биологический лап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

В соответствии с пунктом 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятая, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

На основании пунктов 14, 18, 21 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель решением органа местного самоуправления создается специальная Постоянная Комиссия по вопросам рекультивации земель. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

Загрязнение природных объектов оказывает вредное воздействие на окружающую среду и влечет деградацию земель, водных объектов, резкое снижение общей численности микроорганизмов.

Кроме того, невыполнение работ по рекультивации, восстановлению может привести к дальнейшему распространению загрязнения и увеличению площади нарушенных земель, водных объектов.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 Федерального закона № 7 - ФЗ, являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В преамбуле Федерального закона № 7-ФЗ указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Не проведение своевременно рекультивации загрязненных земель, восстановление водных объектов, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в городе Тюмени, на благоприятную окружающую среду.

На основании части 2 статья 1065 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее -Пленум) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (пункт 37 указанного Пленума).

В соответствии с пунктом 38 Пленума основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I -IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

В статье 76 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Суды общей юрисдикции, в соответствии со статьей 22 ГПК РФ, рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из экологических и иных правоотношений.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание иска ответчиком ООО «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает, что от ответчика следует принять признание вышеуказанного иска.

В связи с принятием признания иска ответчиком суд считает, что исковые требования прокурора города Тюмени в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» о возложении обязанности по ликвидации загрязнений и рекультивации земельного участка надлежит удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Тюмени в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» о возложении обязанности по ликвидации загрязнений и рекультивации земельного участка удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОИ-КА!» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести рекультивацию земельного участка общей площадью 28 539 кв.м., в <адрес>, ранее использовавшегося под несанкционированный полигон для временного складирования снега и обеспечить его сдачу специальной комиссии.

Обязать прекратить общество с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» складирование снега на земельный участок общей площадью 4,0 га., в <адрес>

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСТРОЙ-КА!» в пользу Муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени.

Судья                             А.С.Тушин

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2015 года с применением компьютера.

2-2616/2015 ~ М-1324/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Тюмени
Ответчики
ООО Перестрой-ка!
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Тушин Алексей Сергеевич
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
10.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2015Передача материалов судье
10.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее