Дело № 2а-214/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 год
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сморчкова С.В.,
при секретаре Чемодановой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области об обязанности создать и оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Сунгурово, Погост – Барский, Конищево, Шаблыкино, Ильино, Маланино, оборудовать указанные места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами; о возложении обязанности оборудовать места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами в следующих населенных пунктах: Здемирово, Астафьевское, Кузнецово, Даниловское.
Требования административный истец обосновывает тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в деятельности административного ответчика установлены факты бездействия при организации мест накопления ТКО в населенных пунктах сельского поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и введение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 3 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Статьей 1 Закон Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О скреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Костромской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 13, 13.1. 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1. 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, к полномочиям административного ответчика относится участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов. Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В рамках реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила). Пунктом 3 Правил закреплено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, согласно п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Требования к местам накопления ТКО подробно регламентированы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 (далее -СанПиН). В силу п. 2.1 СанПиН на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м., но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. На контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО и 2 бункеров для накопления КТО. Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м. (пункт 2.2 СанПиН). Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления (пункт 2.2 СанПиН). На основании изложенного, осуществление полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведению их реестра, разработки схемы размещения твердых коммунальных отходов и утверждение формы письменной заявки на включение в реестр возложено на административного ответчика. Между тем, до настоящего времени административным ответчиком не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Сунгурово, Погост-Барский, Конищево, Шаблыкино, Ильино, Маланино, вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно в ближайшие населенные пункты, где такие места имеются. Кроме того, созданы места для накопления ТКО, но не оборудованы в соответствии с санитарными правилами в следующих населенных пунктах: Здемирово, Астафьевское, Кузнецово, Даниловское, отсутствуют водонепроницаемое покрытие и ограждение. Выявленные в деятельности органа местного самоуправления нарушения закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора А.А. Мухин исковые требования поддержал, пояснения в основном дал аналогичные, изложенных в административном исковом заявлении, уточнив срок исполнения обязанности административным ответчиком по созданию и оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ, а так же возложения данной обязанности на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области.
Определением Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Красносельского муниципального района Костромской области.
Представитель административного ответчика – администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В., административный иск признала, пояснив, что действительно действующим законодательством предусмотрена солидарная ответственность по выполнению мероприятий по созданию и оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов, поэтому возражений по удовлетворению административного иска не имеет.
Представитель административного ответчика – администрации Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду предоставил отзыв, в котором указал, что оборудование в вышеуказанных населенных пунктах контейнерных площадок считает нецелесообразно, поскольку данные селения являются малонаселенными, хотя численность в деревнях меняется. В осенне-зимний период крупногабаритные перевозчики будут нарушать дорожные покрытия к населенным пунктам, что повлечен дополнительную финансовую нагрузку на органы местного самоуправления. Однако, согласен с утверждениями природоохранного прокурора в части содержания мест накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами.
Выслушав заместителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора А.А. Михина, учитывая мнение представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в деятельности административного ответчика установлены факты бездействия при организации мест накопления ТКО в населенных пунктах сельского поселения, а именно, не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Сунгурово, Погост – Барский, Конищево, Шаблыкино, Ильино, Маланино, не оборудованы указанные места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами, а так же не оборудованы места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами в следующих населенных пунктах: Здемирово, Астафьевское, Кузнецово, Даниловское.
Согласно ст. 14 ч. п. 18 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3-4 указанной статьи Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 статьи 8).
Статьей 1 Закон Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О скреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Костромской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 13, 13.1. 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1. 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из указанных правовых актов следует, что надлежащими ответчиками по делу будут, как администрация Красносельского муниципального района Костромской области, так и администрация Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, за которыми закреплены полномочия по предметы иска, как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта РФ – Костромской области, соответственно.
Обязанность по созданию и оборудованию (содержанию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на ответчиков вышеуказанными законами, а так же Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Довод административного ответчика о том, что оборудование и содержание данных площадок в малочисленных населенных пунктах сельского поселения, не является состоятельным, поскольку не соответствует требованиям закона. Так же не принимается судом довод административного ответчика о том, что на эти цели требуется значительное вложение денежных средств, так как отсутствие у ответчиков финансовой возможности по оборудованию и содержанию указанных площадок не должно влиять на права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, административные требования административного истца подлежат полному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и администрацию Красносельского муниципального района Костромской области до ДД.ММ.ГГГГ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Сунгурово, Погост – Барский, Конищево, Шаблыкино, Ильино, Маланино, оборудовать указанные места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами.
Возложить на администрацию Подольского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и администрацию Красносельского муниципального района Костромской области обязанность до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами в следующих населенных пунктах: Здемирово, Астафьевское, Кузнецово, Даниловское.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательном виде может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.