Дело № 2-3290/2020
Решение
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г.Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлева ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области, о признании незаконным решения об отказе в оказании государственной услуги,
Установил:
Яковлев А.Ю. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения от 24.03.2020 года № №. В обоснование требований указал, что ему на основании Договора № от 11 ноября 2019 года принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 90.6 кв.м. по адресу: <адрес>. С целью оформления имущественных прав на земельный участок под указанным строением истец обратился в Администрацию городского округа Щелково с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, решением администрации от 24.03.2020 года № № в предварительном согласовании отказано в связи с тем, что указанный земельный участок имеет наложение на земли государственного лесного фонда, границы иных лесопарков и лесничеств, нежилое здание, расположенное на указанном земельном участке, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества. Истец просит суд решение Администрации городского округа Щелково МО от 24.03.2020 года № № признать незаконным, обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 90.6 кв.м. по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Козлова С.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении с учетом результатов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы.
Представитель Администрации городского округа Щелково Московской области Кузьменко О.А. представила отзыв на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представили письменный отзыв, в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Третье лицо ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации" в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся представителей Федерального агентства лесного хозяйства, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации", надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что на основании Договора № от 11 ноября 2019 года истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 90.6 кв.м. по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.12.2019г.
С целью оформления имущественных прав на земельный участок, под указанным строением истец обратился в Администрацию городского округа Щелково с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
Решением Администрации городского округа Щелково от 24.03.2020 года № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату отказано в связи с тем, что указанный земельный участок имеет наложения на земли государственного лесного фонда, границы иных лесопарков и лесничеств; нежилое здание, расположенное на указанном земельном участке, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно пункту 16 статьи 39.15 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ 8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
- площадь земельного участка превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса РФ, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно ч.2 статьи 4.2. ФЗ от 04.12.2006 № 201 - ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Кроме того, согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), п.5 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, испрашиваемый земельный участок пересечений с землями лесного фонда не имеет.
Определением суда от 07.08.2020 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Экспертом ФИО5 в рамках судебной землеустроительной экспертизы в результате сравнения координат угловых поворотных точек испрашиваемого истцом земельного участка под нежилым зданием с кадастровым номером № (в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории) площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и сведений ЕГРН о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, наложений (пересечений) границ испрашиваемого истцом земельного участка с земельными участками государственного лесного фонда, земельными участками Министерства Обороны РФ не выявлено.
Суд доверяет заключению эксперта и принимает его как допустимое доказательство, поскольку заключение полностью согласуются с материалами дела, научно обосновано, аргументировано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Суд находит заключение эксперта объективным, а выводы обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется.
Суд также отклоняет доводы ответчика о том, что на земельном участке расположен объект недвижимости нежилое здание, не отвечающее признакам объекта недвижимого имущества, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимости относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На момент строительства указанного объекта недвижимости действовал Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998г. № 73 -ФЗ. В соответствии с со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Таким образом, положения Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ к данным правоотношениям не применимы, также неприменимы положения о получении разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.
Кроме того в материалы дела представлены Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, а также Постановление Главы Щелковского района Московской области от 13.09.2004 № "Об утверждении акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта павильона, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер.
Кроме того статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Такого основания для отказа, как возведение объекта, не отвечающего признакам объекта недвижимого имущества, а именно возведение объекта не капитального строительства, в ст. 39.16 ЗК РФ не зафиксировано.
Таким образом, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт наличия на земельном участке нестационарного объекта торговли, не отвечающего признакам объекта недвижимости.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что основания, изложенные в оспариваемом отказе администрации Яковлеву А.Ю., не подтверждены материалами дела и противоречат законодательству.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Яковлева А.Ю. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Яковлева ФИО8 удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Щёлково об отказе в предоставлении государственной услуги от 24.03.2019г. № №.
Настоящее решение суда является основанием для Администрации городского округа Щёлково принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в отношении земельного участка площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>.
Судья Н.В. Ванеева