Дело №2-2718
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Филимоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Р.В. к Министерству обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Калинин Р.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный под многоквартирным жилым домом <адрес>, прекращении права собственности Российской Федерации на этот земельный участок. В обоснование иска Калинин Р.В. указал, что является собственником многоквартирного жилого дома и гаража, которые находятся на сформированном и поставленном на кадастровый учет земельном участке площадью <данные изъяты>., площадью <данные изъяты>, находящегося как федеральное государственное имущество во владении Смоленской КЭЧ Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ответчики уклоняются от совершения действий по передаче ему земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом и гаражом.
В ходе судебного разбирательства во изменение предмета заявленного иска к Министерству обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Калинин Р. В. просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный под многоквартирным жилым домом <адрес>.
Калинин Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Калинина Р.В. Б.. письменно заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия истца.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Смоленской области) Гончарова Е.Б., не оспаривая право истца на передачу в собственность земельного участка, указала, что управление утратило свои полномочия по распоряжению спорным земельным участком, поскольку участок находится в ведении Министерства обороны РФ.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте слушания дела.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пункт 1 ст.36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п.2 ст.36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Судом установлено, что Калинин Р.В. приобрел по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ восемь квартир под № в многоквартирном жилом доме <адрес>, а также гараж в №, общей площадью <данные изъяты> кв.м в ГСК <адрес> (л.д.13, 15- 22). Право собственности Калинина Р.В. на квартиры в названном жилом доме зарегистрировано в 2008-2009 годах.
Дом расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес> который образован путем раздела земельного участка, площадью <данные изъяты> зарегистрированного на праве собственности за Российской Федерацией на основании Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1993 года №61-ФЗ и постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции Смоленской области от 13 ноября 2003 года (л.д.14). Земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании Смоленской КЭЧ Министерства обороны РФ.
Согласно распоряжению ТУ Росимущества в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № был произведен раздел земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на 6 земельных участков. В порядке раздела участка был образован самостоятельный земельный участок № с разрешенным использованием: для жилых домов, детского сада и клуба, общей площадью <данные изъяты> (л.д.23).
Земельный участок, общей площадью <данные изъяты> сформирован и взят на кадастровый учет.
Принадлежащий на праве собственности Калинину Р.В. жилой дом расположен на спорном земельном участке. С момента приобретения истцом права собственности на весь жилой дом, то есть с февраля 2009 года, он приобрел право и на приобретение в собственность земельного участка при данном жилом доме. На спорном земельном участке отсутствуют иные объекты недвижимого имущества, кроме принадлежащих Калинину Р.В. на праве собственности.
Калинин Р.В. обратился в ФГКЭУ «Смоленская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номера №, в чем ему было отказано письменным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № без указания на основания принятого решения об отказе в удовлетворении заявления (л.д.29).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно пп. «б» п.2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Подпункт «и» п.2 постановления делегирует Министерству обороны Российской Федерации функции по осуществлению мероприятий по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, граждане или юридические лица - собственники квартир в расположенном на нем многоквартирном доме могут совместно обратиться в соответствующий орган с заявлением о приобретении прав на этот участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Истец является собственником частей жилого дома, при признании за истцом права собственности на земельный участок права других лиц не нарушаются, земельный участок сформирован как объект земельных правоотношений и поставлен на кадастровый учет.
В этой связи за Калининым Р.В. следует признать право собственности на земельный участок при многоквартирном жилом доме <адрес>, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, так как истец является собственником частей этого жилого дома, расположенного на земельном участке.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.