Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2489/08-25/68
«23»
июня
2008г.
Судья арбитражного суда
Котляревский В.И.
(фамилия, инициалы)
Рассмотрев в судебном заседании заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области
(наименование заявителя)
к
ИП Стрельченко Андрею Александровичу
(наименование ответчика)
о привлечении к административной ответственности
Протокол вел секретарь судебного заседания Л.П. Карман
(Фамилия И.О., должность лица)
При участии в заседании: от заявителя; ответчика не явились, извещены.
Установил:
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2008 года, решение в полном объёме изготовлено 23 июня 2008 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании ч. 3,4 ст. 14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Стрельченко Андрея Александровича.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Отзыв не представил.
Дело рассматривается без участия ответчика в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения, судом установлены следующие обстоятельства.
Стрельченко Андрей Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Амурской области 04.042002г., основной государственный регистрационный номером 304281326000038.
Предприниматель имеет лицензию № АСС 28 202793 от 22.03.2005 года на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
24 апреля 2008г. в 14 час. 50 мин. на 116 км. автодороги Благовещенск-Гомелевка выявлено, что Стрельченко А.А. допустил осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров из г. Благовещенска в г. Завитинск на автотранспортном средстве SSANGYONGISTANAгос.номер У156УК с грубым нарушением лицензионных требований и условий:
- не обеспечил наличие лицензионной карточки на автотранспортном средстве;
- допустил работу автотранспортного средства на линии без путевого листа;
- не обеспечил проведение предрейсового медосмотра;
- не обеспечил проведение и допустил к работе на линии автотранспортное средство без проведения предрейсового техосмотра;
- использование в перевозках общего пользования автобуса, не имеющего «одобрение типа транспортного средства»;
24.04.2008г. составлен акт № 10 проверки транспортного средства на линии.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области составлен протокол № 16 от 30.04.2008г. об административном правонарушении.
Действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3, 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исследовав состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд приходит к выводу о правильной квалификации Управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области при составлении протокола № 16 от 30.04.2008г. об административном правонарушении, правонарушения, совершенного 24.04.2008г. - не обеспечил проведение и допустил к работе на линии автотранспортное средство без проведения предрейсового техосмотра по следующим основаниям.
Примечанием к ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пункт 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 устанавливает перечень грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий:
а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27, установлено, что организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств (п.4.3).
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 1.2 и п. 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, предусмотрено, что организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния перед выездом на линию и возвращению к месту стоянки.
Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтранса РФ от 30.03.1004г. № 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий, обеспечивают надежность водительского состава за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки (п. 2.5.4).
Следовательно, заявителем правильно квалифицировано правонарушение в части необеспечения предрейсового технического осмотра, как осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Между тем, суд считает, что нарушения, выразившиеся в том, что предприниматель допустил работу автотранспортного средства на линии без путевого листа, не обеспечил проведение предрейсового медосмотра, использование в перевозках общего пользования автобуса, не имеющего «одобрение типа транспортного средства» и не обеспечил наличие лицензионной карточки на автотранспортном средстве - необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с предписаниями ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией – выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Порядком ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденными приказом Минтранса Ф от 30.06.2000 года № 68, установлено, что при применении наемного труда работников путевой лист каждому водителю оформляется предпринимателем или специально назначенным им лицом. Путевой лист оформляется самим предпринимателем, если он непосредственно управляет автотранспортным средством (п.4). Путевые листы предприниматели обязаны хранить в течение 5 лет (п.7).
Обязательность проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров с привлечением работников здравоохранения предусмотрена ст. 20, 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами утвержденного Приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2, п. 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного Приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» транспортные средства иностранного производства подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
В силу пункта 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок.
Пункт 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, обязывает организации и предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают соблюдение ГОСТ 25478-91 (ныне - ГОСТ Р 51709-2001), других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.
Порядок сертификации механических транспортных средств установлен постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998г. № 19 (далее - Правила).
В соответствии с разделом 1 Правил «одобрение типа транспортного средства» - процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958 г., заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Согласно разделу 2 Правил в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств подлежат обязательной сертификации в целях, в том числе, обеспечения безопасности дорожного движения.
Позиция 39 приложения № 5 к Правилам предусматривает, что при проведении мероприятий для выдачи одобрения типа маломестного автобуса, он должен соответствовать требованиям международного стандарта (Правила ЕЭК ООН № 52). ГОСТ Р 41.52-2001 представляет собой эти правила.
Наличие на транспортное средство «одобрения типа транспортного средства» подтверждается паспортом транспортного средства, в котором имеется строка 16, где заносится номер, под которым сведения об Одобрении включены в Государственный реестр, дата выдачи Одобрения и наименование органа по сертификации, оформившего указанный документ, что установлено совместным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 г. № 496/192/134.
Статьёй 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закреплён один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Применительно к перевозкам общего пользования воплощение данного принципа осуществляется в использовании лишь тех транспортных средств, оборудование и конструкция которых обеспечивает безопасность дорожного движения и пассажиров, что подтверждается наличием «одобрения типа транспортного средства». Таким образом, федеральным законодательством установлено правило, относящееся к обязательным требованиям по вопросу обеспечения безопасности транспорта и обязательного для всех участников пассажирских перевозок.
Пунктом 5 статьи 5 Закона Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 394-ОЗ «Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области» предусмотрено, что обслуживание регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов общего пользования осуществляется серийными автобусами отечественного и зарубежного производства, соответствующими виду перевозок, имеющими «одобрения типа транспортного средства», с правосторонним расположением дверей для пассажиров.
Привлечение автобусов к обслуживанию регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов в части наличия «одобрения типа транспортного средства» применяется с 1 июля 2005 года.
Доказательств получения сертификата соответствия типа транспортного средства предпринимателем не представлено.
Пунктом 10 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 предусмотрено, что в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются сведения о транспортных средствах лицензиата, используемых для перевозок пассажиров, в том числе их марки, модели и государственные регистрационные знаки.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Как следует из материалов дела предприниматель Стрельченко А.А. допустил работу на линии автобуса без путевого листа, не обеспечил проведение предрейсового медосмотра перед выездом на линию, использование в перевозках общего пользования автобуса, не имеющего «одобрение типа транспортного средства», не обеспечил наличие лицензионной карточки на автотранспортом средстве.
Факт совершения указанных правонарушений подтверждается актом проверки № 10 от 24.04.2008г. и протоколом об административных правонарушениях № 16 от 30.04.2008г.
Нарушение - не обеспечение проведения и допуск к работе на линии автотранспортного средства без проведения предрейсового техосмотра, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, данное деяние необходимо квалифицировать по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Санкция ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Санкция ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Положениями ч. 2 ст. 4.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, суд назначает наказание за административное правонарушение в пределах санкции, установленной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем суд считает возможным применить штраф в размере 4000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Стрельченко Андрея Александровича 09.05.1974 года рождения, место рождения г. Завитинск Амурской области, зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Амурской области 04.04.2002г. за основным государственным регистрационным номером 304281326000038, проживающего по адресу: г. Завитинск Амурской области, ул. Завитинская, 90 а кв.4, к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2801030057, КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 1041000000 Код 106116900300000000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский